Подписаться
Деловой квартал / Новости / И бизнес, и государство слышат только себя

И бизнес, и государство слышат только себя

05:00   09.11.2010

В свое время государство создало для бизнеса тепличные условия, а затем резко изменило правила игры

Сергей Никифоров,
генеральный директор компании «ФБК-Поволжье»

Когда вы открываете свой бизнес, всегда одним из самых актуальных вопросов является приобретение собственного офиса и складов. Но вся эйфория от приобретения собственных площадей улетучивается с приходом первого проверяющего. Нет-нет, не из налоговой инспекции. Как раз к ним единственным в этой связи нет никаких вопросов. Налоговое законодательство единственное, которое ввело специальные упрощенные режимы для предпринимателей. К вам придут пожарные, СЭС, инспекция по труду, экологи, Ростехнадзор и другие. И проблема даже не в том, что они придут. А в том, что придут с лекалом проверки, рассчитанным на абстрактную организацию. Им размер вашего бизнеса неважен: будь то ОАО «Газпром» или маленькая парикмахерская — список требований будет един.

В 90-х я приобрел легковой автомобиль на организацию и решил как директор самостоятельно им управлять. Но выяснилось, что управлять им я не могу без лицензии на перевозку самого себя как пассажира. А получить ее можно только при соблюдении большого перечня условий, например, наличия в штате механика и медсестры, ежедневных отметок о прохождении медицинского и технического осмотров и проч. Теперь, слава богу, ГИБДД уже не требует такие лицензии от фирм, но старые нормы сохранились. Сейчас можно любого предпринимателя до полусмерти напугать требованиями действующего законодательства по проведению различных обязательных регулярных замеров, обследований по нецелесообразно огромному документообороту, обязательным, но по факту ненужным, штатным единицам. Недавно я со слов проверяющего узнал, что мы даже обычную лампочку накаливания самостоятельно не вправе поменять в офисе, а по закону должны заключить договор со спецорганизацией за деньги. Сколько уже лет про это говорится, но никто до сих пор не ставил задачу системно подойти к упрощению порядка ведения бизнеса для малых предприятий. Как уже говорилось, упрощенную систему налогообложения ввели, упростить регистрацию бизнеса пытаемся, но этим все и ограничивается.

Каким образом наши предприниматели при этом могут работать? Я насчитал пять вариантов. Первый — выполнять все требования, что абсолютно нереально при невысоких доходах малого бизнеса и некоторой надуманности многих требований. Второе — уйти в «тень». Третье — принадлежать к числу тех счастливчиков, до которых «руки не дошли» у контролеров, или использовать методы, против которых сегодня борется вся страна. Ну, и, наконец, просто платить штрафы.

Много лет говорится о поддержке предпринимательства. Особое внимание почему-то все эти годы уделялось упрощению процедур регистрации нового бизнеса. Но правильно ли это — понижать планку вхождения в зону повышенного риска? Не стоит забывать, что предпринимательство — это риск. Риск невозврата кредита, потери своего капитала, имущества, машины, жилья. Да и статистика — вещь упрямая: только 4% предприятий могут перешагнуть 10-летний рубеж.

Более важным для предпринимательства является стабильность правил игры на рынке — стабильность налогов, законодательных норм, регулирующих правила ведения бизнеса, да и элементарное соблюдение гарантированных Конституцией прав.

Но вот здесь в последнее время не так все гладко.

Государство само изменило статус-кво, сложившееся в последнее время в отношениях власти и бизнеса, подняв отчисления с фонда оплаты труда до 34%. Крупные и многие предприятия среднего бизнеса, учитывая относительно небольшой удельный вес фонда оплаты труда в себестоимости, не почувствуют особых проблем. А вот для многих предприятий малого бизнеса при увеличении отчислений из фонда оплаты почти в 2,5 раза это повышение может быть фатальным.

С одной стороны, в свое время государство создало для малого бизнеса тепличные условия, разрешив применение ставки отчислений на фонд оплаты труда при «упрощенке» на уровне 14%, а затем резко изменило правила игры. У многих малых предприятий удельный вес фонда оплаты достигает чуть ли не 80%. Примут ли потребители увеличение цен на 15%? Вряд ли. А тут еще и сами работники малых предприятий совершенно справедливо говорят о желательности повышения зарплаты. Основная проблема, мне кажется, в том, что нет должного уровня диалога власти и бизнеса, государства и граждан. Слишком часто каждая сторона слышит только себя и слишком часто руководствуется только своими интересами.

Сергей Никифоров

В свое время государство
создало
для бизнеса тепличные условия, а затем резко изменило правила игры

Колонка написана специально для «Делового квартала»

Фото: Анатолий Тягунов

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.