«Превращать вызовы в возможности». Как вести бизнес в 2024 году?
Кадровый голод, конкуренция, высокие требования потребителей, сложности в расчетах с зарубежными партнерами - это не весь список проблем, с которыми сегодня сталкивает бизнес. Как и где найти ресурс?
В 2024 г. казанские предприниматели активно развивают свой бизнес: выходят на международный рынок, приумножают активы, совершенствуют инфраструктуру. В то же время текущее положение среднего и крупного бизнеса в Татарстане нельзя назвать безоблачным: предприниматели неизменно сталкиваются с кадровым голодом, высокой конкуренцией и завышенными требованиями потребителей.
19 сентября в Казани прошла конференция «Превращая вызовы в возможности». Организатором мероприятия выступил Т-Бизнес. Своим опытом с 300 предпринимателями среднего и крупного бизнеса поделились директор по клиентскому опыту VK Роман Кананыхин, руководитель службы по работе с ключевыми клиентами в регионах Яндекс.Реклама Евгений Божко, руководитель направления ВЭД Т-Бизнеса Сергей Сучков, первый россиянин, совершивший спуск на лыжах с вершины Эвереста (2023) альпинист-фрирайдер Виталий Лазо и другие.
Эксперты рассказали предпринимателям о последних трендах и инновациях, которые компании могут практически применять у себя в компаниях, про развитие клиентского сервиса, ВЭД, онлайн-торговлю, найм сотрудников, работу бизнеса с биржевыми инструментами, про роль лидера и работу с командой.
Например, Виталий Лазо сравнил альпинизм с бизнесом, где «лидер — это не просто начальник, а человек, который ведет вперед команду, берет на себя ответственность, становится другом и товарищем в нелегком пути наверх».
Со сцены без купюр спикеры озвучили кризисные точки российского и казанского предпринимательства. В их числе — экологичное взаимоотношение руководителей с подчиненными. В условиях, когда спрос на работников продолжает расти, но количество соискателей при этом не увеличивается, озвученная на конференции фраза «Ваш сотрудник — это ваш клиент», кажется, становится основой современной этики работодателей.
По словам экспертов, сейчас российский рынок труда контролируется соискателями. Это мотивирует работодателей отказываться от стереотипов. Теперь молодежь до 18 лет, специалисты после 45 лет, люди с ОВЗ, «декретники» или принципиальные любители удаленной работы намного охотнее принимаются на большую часть должностей. Спикеры призвали руководителей компании в Татарстане продолжить этот тренд и начать самим выстраивать «человеческие взаимоотношения» со своими подчиненными.
Инна Рамазанова, HR-эксперт, советник предпринимателей, руководитель проектов hh.ru рассказала, что основной причиной увольнения по собственному желанию остаются напряженные отношения сотрудника и руководителя. Именно управленцы зачастую «поддерживают напряженную атмосферу», «не прислушиваются к мнению работников» и «создают недоверие к своей компетентности».
Много на конференции говорили и о работе с клиентом, а также о клиентском сервисе, работе с отзывами. Так, директор по клиентскому опыту VK Роман Кананыхин поделился статистикой, что 98% пользователей социальной сети VK, пусть и не всегда, но изучают отзывы на товар или компанию, которыми собираются воспользоваться. По этой же статистике 87% опрошенных не будут приобретать продукцию или услуги, если компания имеет рейтинг ниже трех баллов.
В сегодняшних условиях задача любого предпринимателя услышать и закрыть потребности своего клиента еще до того, как тот о них подумает: «Пользователь почти никогда не знает, когда ему хорошо, но точно понимает, когда ему плохо».
Статистика и инсайты спикеров раскрыли для предпринимателей Казани «внутреннюю кухню» бизнеса, который развивает международную торговлю. Спикеры рассказали о популярных и юридически прозрачных решениях по проведению прямых платежей через банк, а также о платежных агентах, которые помогут наладить связь с заграничными поставщиками.
Директор T-Bank eCommerce Илья Кретов уверен, что современная «золотая лихорадка» маркетплейсов захватила российскую сферу продаж, и высочайшая степень конкуренции привела к убыточности всего рынка. В таких условиях, как отмечают спикеры, нужно четко составлять прогноз выгоды от единицы продукта: выход только на один маркетплейс может оказаться нерентабельным.
Перенасыщенность и агрессивная среда рынка привели к неожиданному тренду: все большую популярность начинают набирать интернет-магазины, нишевые маркетплейсы — сервисы продажи продукции одной товарной категории. По представленным данным, за последний год собственные интернет-магазины открыло более 7000 продавцов, торгующих на маркетплейсах.
В ответ на это гости конференции, которые не могут решиться перейти на собственные площадки, рассказали, что их останавливает страх и непонимание методов создания своих интернет-магазинов.
Спикеры же, напротив, отметили, что сегодня в помощь предпринимателям появляются новые инструменты, позволяющие в пару кликов перенести весь товарный ассортимент из витрины маркетплейса на собственный ресурс. Подключение интернет-эквайринга, разработка, прогноз выгоды или даже полный перенос магазина из маркетплейса на свой сайт становятся все проще. Также спикеры рассказали о внедрении нейросетей в работу с отзывами.
После конференции у гостей была возможность пообщаться друг с другом, найти новые партнерства и контрагентов, а также задать вопросы экспертам Т-Банка и получить индивидуальную консультацию о решениях для своего бизнеса.