83% экономических преступлений расследуют сами компании
55% компаний возлагают ответственность за преступления на своих сотрудников, действовавших в одиночку, 36% - полагают, что в совершении экономического преступления участвовала внешняя сторона.
Такие данные опубликованы во «Всемирном обзоре экономических преступлений» за 2011 год, подготовленном PwC.
В России за последний год от экономических преступлений (ЭП) пострадало 37% компаний. Этот процент значительно ниже показателей 2009 года (71%) и 2007 года (59%). Тем не менее, уровень мошенничества в России всё ещё выше, чем средний показатель по “большой семёрке развивающихся стран”. Компаниям по-прежнему необходимо направлять больше усилий на оценку рисков и укрепление механизмов обнаружения, в частности в тех областях, где появляются более сложные схемы и новые риски.
Наибольшее число ЭП в России - 72% - связано с незаконным присвоением активов. Среди других форм основной проблемой для российских компаний являются взяточничество и коррупция (40%), манипулирование данными бухгалтерского учёта (23%) и киберпреступления (23%), которые становятся растущей угрозой. За этими видами мошенничества следуют недобросовестная конкуренция (17%) и нарушение прав интеллектуальной собственности (13%).
Финансовые потери от экономических преступлений огромны. Так, 22% российских компаний, которые столкнулись с мошенничеством, потеряли свыше $5 млн. Кроме того, ЭП наносят ущерб бренду компании, приводят к потере или снижению доверия потребителей, к падению котировок акций и потере доверия заинтересованных сторон. А это намного существеннее.
По данным опроса, существует прямая зависимость между выявлением случаев мошенничества и проведением оценки рисков мошенничества. Так, 29% российских респондентов вообще не проводят оценку рисков мошенничества, ещё 29% - всего один раз в год. Причинами отказа от проведения оценки рисков мошенничества является следующее: 44% не знают, что представляет собой оценка рисков мошенничества, 17% не видят никаких выгод от её проведения, 8% считают, что это дорого.
Самым популярным методом обнаружения мошенничеств по-прежнему является корпоративная служба безопасности. За ними следуют неофициальные внешние источники и внутренний аудит.