Подписаться
Курс ЦБ на 23.11
102,57
107,42

А. Чубайс: Остатки моих рыжих волос встают дыбом

  Председатель правления «Роснано» готов построить в России наноиндустрию, но ему могут помешать политические потрясения и катастрофически низкий уровень инновационно-экономического образования.

 

Председатель правления «Роснано» готов построить в России наноиндустрию, но ему могут помешать политические потрясения и катастрофически низкий уровень инновационно-экономического образования.

  На очередном заседании Клуба региональной журналистики Анатолий Чубайс рассказал о том, что нанотехнологии способны перевернуть мир и превратить инноваторов в мультимиллионеров.

Наноиндустрия: миссия невыполнима?

Анатолий Чубайс: Начну с главного: нам дали очень много денег. Просто какое-то феерическое количество денег. Общий размер превышает 300 миллиардов рублей. Пару раз пытались отнять. Не смогли. И уже понятно, что отнимать их не будут: деньги реально останутся у нас. Это серьезные деньги – и по российским масштабам, и по международным. Чего от нас хотят? Простой вещи: чтобы в 2015 году в России заработала наноиндустрия, объем которой будет равен 900 миллиардам рублей. Вот, собственно, все.
       900 миллиардов – это много или мало? Мы долго бились над тем, чтобы посчитать. Наконец, в этом году посчитали: в 2010 году объем производства нанопродукции в России составил 1,7 миллиарда рублей. Это нанопродукция, произведенная компаниями «Роснано», а общий объем нанопроизводства в России составил около 10-15 миллиардов рублей в целом . Наша задача сделать за следующие пять лет 900 миллиардов.
Возможно это или нет – неизвестно. Есть достаточно серьезные специалисты, в том числе мои друзья из Силиконовой долины, которые говорят: «Mission impossible, дорогой товарищ». Есть люди, которые считают, что это возможно. Посмотрим.
      Как мы работаем. Собственно, вся наша работа делится на две части. Одна часть – это бизнес, другая – не бизнес. Начну с первой. Что такое бизнес, который мы делаем?
Кстати говоря, отходя на шаг в сторону, мы как раз на днях реорганизовались: мы  больше не являемся государственной корпорацией, а являемся нормальным акционерным обществом, которое создано в соответствии с законом об акционерных обществах. У акционерного общества есть «дочка» – некоммерческий фонд. При слове «фонд» каждый нормальный человек сразу же хватается за пистолет. В нашем случае, в общем, тоже некоторые это делают, но смысл сводится именно к тому, о чем я только что сказал: мы занимаемся бизнесом и не бизнесом. Той частью, которая связана с бизнесом, занимается Акционерное общество. А частью, не связанной с бизнесом, - это образование, стандартизация, метрология, совершенствование законодательства и др. - занимается фонд. Смысл состоит в том, чтобы не смешивать одно с другим, чтобы сделать бизнес прозрачным, и проекты, которые с бизнесом не связаны, тоже прозрачными.
       Сегодня у нас довольно много бизнес-проектов. Утвержденных – 104. Совокупный объем инвестиций, по которым взяты обязательства, составляет около 310 миллиардов рублей. Из этих 310 миллиардов «Роснано» должно вложить примерно 140, остальное –частные соинвесторы. Потому что один из важнейших принципов работы ОАО «Роснано» состоит в том, что мы всегда работаем только вместе с частным бизнесом. Мало того, мы всегда оставляем контроль в создаваемых предприятиях и проектах не за собой, а за частным бизнесом. У нас практически никогда не бывает больше 50 процентов собственности. И это – фундаментальный принцип. Идея не в том, чтобы «Роснано» к 2015 году владело по всей стране всеми видами нанопроизводств, а в том, чтобы по всей стране появились частные предприниматели, которые бы вели собственные бизнесы, с помощью или без помощи «Роснано».
Но принципиально важно, что мы не уходим в мажоритарную позицию. Другими словами: наша задача не заменить частный бизнес, а поддержать. Я глубоко убежден, что настоящая конкурентная инновационная экономика (а неконкурентной инновационная экономика не бывает) может возникнуть только в том случае, если за ней стоит частник, а не государство. Государство не способно решать такого класса задачи по определению. Помогать – может, создавать – нет. 

Итак, сто четыре проекта на триста десять миллиардов рублей. Что это за проекты? Нам недавно разрешили создавать проекты вне российской юрисдикции и даже финансировать их не через Россию, а через другие страны. Но как бы ни строилась юрисдикция, как бы ни строился финансовый поток – результатом должно стать строительство завода в России. Поскольку конечная цель – 900 миллиардов рублей российской наноиндустрии, мы все свои действия  именно поэтому затачиваем под создания производств в России. Ну и второе условие – наносоставляющая.

Казань лидирует, Новосибирск догоняет, Москва отстает

- Какие регионы вы могли бы назвать в числе лидеров по развитию инновационного бизнеса, в том числе в сфере нанотехнологий?

Анатолий Чубайс: У нас сегодня есть примерно тридцать губернаторов в России, которые просто в ежедневном режиме вгрызаются в эту тематику. Совершенно отчетливая картина: на старт в инновационном марафоне выстроились примерно тридцать регионов, которые по-настоящему хотят этим заниматься. Некоторые, кстати, вообще с нуля. А некоторые без всяких наших команд уже лет 10-15 этим занимаются. Очевидные лидеры - Томск и Татарстан. Есть те, кто совсем недавно «врубились» и что-то делают.
Мы хорошо понимаем, что через десять лет не будет каждый регион в России от Чукотки до Чечни инновационным. Так не бывает. В США всего два по-настоящему инновационных региона – Массачусетс и Калифорния. У нас соревнование за эти лидирующие позиции сейчас идет по всей стране. И в этом соревновании мы не будем работать с 87 регионами. С тридцатью – будем. Принципиально важна для меня позиция губернатора: если я вижу, что он с головой на плечах и вижу, что он занимается этим по-настоящему, значит, в лепешку разобьемся, приедем, поможем, выстроим специальную систему, как мы выстроили уже в 5-6 регионах. Из тех, кто начал с нуля, - это Пермь, Ставрополь, Липецк, Белгород, Томск, Новосибирск, Татарстан. Кстати, Новосибирск отставал от Томска, потому, что научная база была, а инновационная компонента была слаба. Но очевидно, что за последние два-три года Новосибирск начинает догонять Томск именно по бизнесу. Сложная ситуация в Москве и Питере. Хотя Москва сейчас радикально изменила позицию, Собянин активно разворачивается в эту сторону. Готовим большое соглашение и надеемся, что ситуация по Москве будет радикально меняться.

Есть такие, как кажется по виду, не инновационные регионы. Сейчас они шаг за шагом начинают продвигаться вперед, и через десять лет будет совсем другая картина страны. Если у нас до последнего времени были богатыми Ханты-Мансийск, Москва и Питер, то будет совсем другая картина.

Ирина Ясина: Что может помешать созданию этой новой картины?

Анатолий Чубайс: Многое. Во-первых, недурно бы стране сохранить политическую стабильность на всякий случай. Говорю об этом не просто так, а потому что в моем понимании именно здесь есть колоссальные риски нового качества, которых у нас не было вообще, в которые страна войдет в следующие три-четыре года. Политические потрясения способны все это остановить или вообще разрушить.
Их других компонент, которые могут помешать. Они  разные на региональном уровне и на уровне страны. Даже если на уровне страны окажется через год, что это неинтересно,   мне кажется, что есть регионы, которые набрали такую динамику, такую инерцию, что их уже не остановишь. Они могут в результате этой истории оказаться на лучшем мировом уровне или лучшем российском. Мне кажется, что здесь какие-то первые «точки необратимости» уже есть.

- В стране идет кампания по строительству технопарков. Хотелось бы услышать ваше мнение, каким образом должна быть построена работа и каким проектам должно отдаваться предпочтение?

Анатолий Чубайс: У нас девять из десяти технопарков – это ни о чем. Это не имеет отношения к инновационной экономике вообще. Это просто способ сдачи недвижимости в аренду с красивым названием. Вместе с тем есть технопарки, которые работают по-настоящему серьезно. Например, в Казани технопарк «Идея». Это лучший в стране технопарк, технопарк по-настоящему мирового класса.
Я могу вам сказать базовые элементы, которые должны быть в технопарке. Первое: из технопарка должны выгонять через два года. Это – не сдача недвижимости в аренду, это – конвейер стартапов Ты пришел туда с идеей. Ты получаешь среду, ты получаешь нефинансовую поддержку, что очень важно, начиная от консультаций по маркетингу, по защите интеллектуальной собственности, по выстраиванию рынка и заканчивая просто тем, что ты обедаешь в столовой, где сидит еще двадцать таких же, как ты. У тебя есть среда для общения. Такая среда – фундаментально важная вещь правильного технопарка. Но именно поэтому у тебя два года. Сделал за два года – молодец. Нет  - извини. Иначе оно не работает, иначе технопарк превращается в способ сдачи недвижимости в аренду.


Ирина Ясина: Я знаю, что вы занимались биологией, физикой и химией с профессорами на начальном этапе, ликвидируя свою «нанотехнологическую безграмотность». Вы еще продолжаете это делать?

Анатолий Чубайс: Действительно, особенность этой сферы такова, что, не понимая технологической, инженерной части, невозможно руководить. В этом смысле считаю очень важным такое везение в моей жизни, как мое инженерно-экономическое образование. Я вижу, что я иначе понимаю, о чем мне рассказывают инноваторы, благодаря тому, чему меня учили в институте. Но этого недостаточно. Нужно учиться. Во-первых, мы в течение года занимались этими дисциплинами. Дальше мы прошли специальное двухнедельное обучение в MIT. Теперь я чувствую, что есть провалы  в целом ряде отраслевых вещей и нужно организовывать следующее обучение. Без этой компоненты невозможно. Так же как и в самих наших бизнесах. У нас практически в каждом бизнес-проекте есть образовательный проект. В ситуации со светодиодами мы объявили тендер российским вузам, кто способен сделать учебную программу для комплекта технологий, которые используются в производстве светодиодов, и обучить по этой программе. Победил питерский Физтех. Соответственно, они и обучили команду, которая начала работать на этом заводе. Без этой компоненты невозможно в инновациях ничего.

Ирина Ясина: А студенты, которые сейчас готовятся в вузах – это адекватная замена вам и вашим коллегам? Достаточен ли уровень образования?

Анатолий Чубайс: В чем-то достаточен, в чем-то нет. Мне кажется, что по технологической компоненте большей частью неплохо, хотя подтягивать надо. Мы это сами видим. У нас есть специальные магистерские программы, где мы готовим специалистов в нанотехнологиях.
С другой стороны, совсем плохо обучение инновационной экономике. Особенно когда это мои коллеги-экономисты начинают делать. Лучше бы вообще не учили, чем учить так. Когда мне с гордостью говорят, что «в нашем институте мы готовим студентов по инновационной экономике», я прошу показать методические материалы. Начинаю читать, и мои оставшиеся рыжие волосы встают дыбом от того, что я там вижу. Это какая-то жуткая смесь Карла Маркса с Петраковым, которая называется инновационная экономика. Это полный кошмар.

Мы довольно активно взаимодействуем по образовательной части с коллегами, координируя образовательные усилия. Одно из направлений – это разработка комплекса программ обучения инновационной экономике. Дальше мы точно будем делать учебники, готовить кейсы, мастер-классы и так далее.
 
Источник: sibkray.ru
 
Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • «Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»«Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.