Агентство Moody's понизило рейтинг КАМАЗа из-за зависимости от господдержки
Эксперты международного рейтингового агентства отмечают ухудшение кредитоспособности челнинского автогиганта и излишнюю зависимость от поддержки со стороны государства.
Moody's Investors Service накануне пересмотрел рейтинги КАМАЗа. Корпоративный рейтинг предприятия был понижен с Ва3 до В1 с негативным прогнозом. Это значит, что облигации КАМАЗа, которые и так были неинвестиционного уровня, «спекулятивными», теперь стали «высоко спекулятивными».
Эксперты Moody's назвали две основные причины понижения рейтинга – это ухудшение кредитоспособности КАМАЗа и его зависимость от государственной поддержки.
Ухудшение кредитоспособности КАМАЗа обусловлено падением внутреннего рынка грузовиков на фоне ослабления экономики России. По данным отраслевых источников, российский рынок грузовых автомобилей сократился примерно на 42% в 2015 году после сокращения на 25% годом ранее.
Помимо слабости рынка, на положении предприятия отрицательно сказалось значительное снижение курса рубля в 2014-15 годах. Это вызвало увеличение расходов, поскольку ряд компонентов грузовиков оценивается в иностранной валюте, в то время как основная часть выручки КАМАЗа формируется в рублях. В результате в 2015 году предприятие понесло убытки, несмотря на попытку переложить возросшие издержки на клиентов за счет повышения цен, а также некоторый рост экспорта.
Кроме того, Moody's отмечает размещение в 2015 году двух выпусков бондов с госгарантией по 5 млрд рублей каждый. По мнению экспертов, правительство готово гарантировать бонды на общую сумму 35 млрд рублей, и КАМАЗ полностью выберет этот лимит в 2016-17 годах. При этом именно гарантированные государством и полученные от государства займы будут превалировать в кредитном портфеле КАМАЗа, отмечается в релизе агентства.
В прошлом году кредитный портфель КАМАЗа вырос на 13,3 млрд, до 38,5 млрд рублей, а процентные платежи по кредитам увеличились на 935 млн, до 2,4 млрд рублей.
Рейтинг КАМАЗа может быть вновь понижен в случае снижения суверенного рейтинга России, а также если рынок грузовиков не восстановится или если правительство решит ограничить беспрецедентную поддержку предприятия, заключают эксперты Moody's.
Вместе с тем, агентство Moody's подтвердило рейтинг Татарстана, который находился на пересмотре в сторону возможного понижения. Аналитики агентства сочли, что Татарстан не испытает существенного роста давления на кредитные показатели. Вместе с тем, рейтинг Ва2 обладает «негативным» прогнозом ввиду повышенных системных рисков в России.