Альбина Фахрутдинова о рекорде Гиннеса и нехватке в Казани event-специалистов
Их совокупный опыт в сфере event составляет 47 лет, на их счету рекорд Гиннеса и выход в лидеры рынка в первый же год. Исполнительный директор Imagine group рассказала, на чем держится event-бизнес.
«Болезнь многих агентств – экономия на персонале»
Альбина, как было создано агентство?
- Мои партнеры Елена Ягудина, Виталий Денисов и Роман Гузеев работали в собственных event-агентствах. Зная друг друга, мы решили создать новую компанию. Команда стала работать в четыре раза эффективнее, каждый из нас специалист в своей сфере – автомобили, корпоративные, светские мероприятия и маркетинг. Продумывая проект, мы рассматриваем его с разных сторон, исключая возможные промахи и недочеты.
Кто составил костяк заказчиков фирмы?
- Пакет заказов сформировали клиенты трех моих партнеров, якорными стали лидеры автомобильного и банковского сектора – они генерируют до 40% выручки компании. В неделю мы проводим от четырех до шести мероприятий – это презентации, PR-акции, корпоративные, деловые мероприятия.
Как делятся заказы в вашем портфеле?- Презентации автомобилей составляют 30% от общего количества заказов, еще столько же приходится на B2B сектор – это организация и проведение маркетинговых мероприятий для компаний, 30% закрепились за корпоративами, 10% занимает В2с-сегмент – это частные мероприятия.
Источник: Предоставлено компанией ООО Имэйджн групп
Среди ваших клиентов есть госструктуры. У вас там «свои люди»?
- «Своих людей» нет. Как и все, мы участвуем в тендерах. Можем сказать, что принцип «свой – чужой» в гос. структурах давно уже не работает. Многие работают с одним агентством постоянно, потому что оно лучше знает их потребности и привычки, благодаря опыту работы с ними.
Демпингуете?
- Мы не завышаем цен и открыто показываем свой гонорар, часто помогаем клиентам искать решения, как оптимизировать бюджет. Клиенты это ценят.
Сложно сейчас работать с госструктурами?
- Там очень большая бюрократия, согласовывать смету могут до самого дня проведения мероприятия, советский подход еще имеет место, но есть и мобильные министерства.
Как находите новых клиентов?
- Более 40% приходят к нам по рекомендациям, 10% заказчиков приходят из интернета, остальные – постоянные клиенты.
Чем привлекаете?
- Основа основ – это проектный менеджмент, продумывание всего до мелочей. Болезнь многих агентств – экономия на персонале, мы этого не делаем. Мы раскладываем проект на мелкие шаги и назначаем ответственного за каждый этап.
«Никто не признает профессию event-менеджера, ее нет»
Что скажете о состоянии рынка event-услуг в Татарстане?
- Рынок сейчас делится на три уровня: крупные, средние и мелкие компании. Последних, самых дешевых, очень много, но они нам не конкуренты, поскольку их клиенты – не наши клиенты.
Испытываете недостаток в профессиональной подготовке сотрудников?
- До сих пор многие не признают профессию event-менеджера, этому нигде не обучают, в некоторых компаниях ее путают с должностью PR-менеджера. Складывается впечатление, что этим может заниматься любой. Есть и дефицит кадров, но нам помогла Универсиада и Олимпиада. Сотрудники, прошедшие эту школу, очень ценятся на рынке.
Как намерены решать проблему кадров?
- Открытием собственной школы в конце этого года. Эта ниша в Казани сейчас свободна. Уже есть понимание со стороны наших казанских коллег, которые в одиночку занимаются решением этой задачи.
«Зря все думают, что мы клоуны, мы математики»
Какой у вас штат сотрудников?
- 13 человек.
Каковы критерии отбора специалистов?
- Сообразительность, выносливость, скорость ума, нужно быть очень гибким и собранным. Зря все думают, что ивенторы – это клоуны, мы математики, мы продумываем все до сантиметра.
Средняя зарплата менеджера?
- Суммы называть не буду, но сотрудники зарабатывают достойно, и важно, что они сами могут повлиять на свой заработок. Имея оклад на уровне среднерыночных зарплат, они могут утроить его за счет премий с мероприятий: как поработал, столько и заработал.
А как понять, что человек поработал хорошо?
- Есть внутренняя система человеко-часов, далее идет оценка KPI в проекте, учитывается наличие «косяков», сроки, порядок в документах.
«Мы поставили мировой рекорд Гиннеса»
Какое максимальное количество человек участвовало в организации вашего мероприятия?- Мировой рекорд мы провели для крупной страховой компании, когда 1,5 тыс. человек станцевали танец под татарскую песню «Бас кызым эпипэ». Для организации этого мероприятия мы привлекли более 200 человек персонала. Вся сложность была в том, чтобы за 20 минут все 1,5 тысячи человек быстро и организованно выстроились сначала в логотип компании, а затем перестроились в ровные ряды для исполнения танца. И нам удалось, мы рассчитывали зафиксировать хотя бы рекорд России, но поставленный нами рекорд признала и Книга рекордов Гиннеса.
Каковы бюджеты мероприятий?
- До сих пор многие компании выделяют бюджет не с точки зрения эффективности, а с точки зрения того, «сколько денег у меня есть». Фиксированной цены на мероприятие быть не может, так как она формируется на основании сметы. Гонорар агентства также складывается из объема работ, количества задействованных людей и сроков подготовки. Оптимальное время подготовки – один месяц, хотя можем организовать мероприятие и за один день.
Как изменились потребности клиентов за последние год-два?
- В последние годы компании стали готовы платить за качественное проведение мероприятий. Когда ты один раз пожил в пятизвездочном отеле, ты не захочешь останавливаться в хостеле.
Источник: Предоставлено компанией ООО Имэйджн групп
«Рынок будет развиваться в сторону специализации»
Вы все-таки агентство профильное или полного цикла?
- Профильное, потому что если агентство полного цикла, то это уже рекламная компания. Работая по узким направлениям, мы можем больше, чем раскидываясь на непрофильные вещи. Смежные области не принесут нам большей прибыли. Могу сказать, что и рынок будет развиваться в сторону специализации, так что денег хватит всем.
Кто сейчас регулирует рынок event-услуг в Казани?
Никто, есть федеральная ассоциация event-компаний, но в регионах она не работает. Мы и ряд крупных игроков на этом рынке уже изъявили желание по созданию собственной ассоциации в Татарстане. Она бы дала четкий ответ на вопросы клиентов о том, за что они нам платят, и частично отрегулировала цены на услуги подрядчиков.
Как повлияли западные санкции на бюджеты местных компаний на проведение акций и мероприятий?
- Спад есть, в целом по рынку снижение колеблется на уровне 30%. Несколько крупных клиентов приняли «позицию выжидания», так как не знают, что будет дальше. Мы и своих заказчиков зачастую переключаем на бартерные отношения, чтобы «живые деньги» оставались целыми.
Как насчет экспансии в другие регионы?
- Географическое расширение работы компании уже планах на будущий год. Покатавшись по стране в рамках проводимых мероприятий, мы выяснили, что в Сибири и на Юге России сфера event-менеджмента отстает на 6-8 лет. К тому же, рынок Казани перенасыщен.
Сколько средств готовы на это потратить?
- Речь здесь скорее не о финансовых затратах, а том, что ряд сотрудников будут работать за пределами Казани, а их места нужно кем-то закрыть. Желающие есть, но достойные находятся не часто.
«В Казани сила бренда не так важна, как в Москве»
Как распределяется прибыль компании?
- Часть средств уходит в зарплатный фонд, есть и стабфонд, есть фонд оборотного капитала. В продвижение компании вкладываем около 40% прибыли ежемесячно и, конечно, в людей – в нашей сфере это единственное, что имеет ценность.
Насколько в event-бизнесе важна сила бренда при завоевании заказчика?
- Гораздо важнее доверие клиента, имя, бизнес делают люди, а не компании, что бы ни говорили. В Казани все-таки сила бренда не так важна, как в Москве. Наши заказчики порой не знают, что мы работаем под брендом Imagine group, но они доверяют нам, потому что лично знают нас.