Андрей Бударин,"Казанский жировой комбинат":как выйти в лидеры на местном сырье
Новый генеральный директор КЖК ожидает ослабления позиций иностранных компаний на российском рынке масложировой продукции. И как следствие – отечественные производителей сумеют усилить свои позиции.
ОАО "Казанский жировой комбинат" занял 36 строчку рейтинга "100 крупнейших компаний", подготовленного "ДК".
В прошлом году исполнилось десять лет с того момента, как КЖК вошел в группу «Нэфис». Тогда предприятие было в предбанкротном состоянии, теперь на этой площадке создан на 90% новый производственный комплекс по выпуску масложировой продукции – один из крупнейших в Европе.
В результате реализации инвестпрограммы мощности самого КЖК были модернизированы и расширены, с нуля в чистом поле построены два новых завода – Казанский маслоэкстракционный завод и «Нэфис Биопродукт». Все они работают в едином комплексе.
– Выделите ключевые моменты в развитии КЖК за последние несколько лет.
– За последние два года объемы производства выросли в два раза. Мы принимаем сырое масло с МЭЗа и сами его рафинируем и дезодорируем. Затем оно идет в продажу и как самостоятельный продукт, и как сырье для майонезов и соусов. Сейчас мы испытываем потребность в увеличении мощностей, поэтому выполняем ряд работ по восстановлению старого участка рафинации масла, который в последние годы был временно законсервирован.
Также мы работаем над освоением новых продуктовых линеек. Например, усиленно развиваем позицию соусов. Наши маркетологи определили наиболее востребованную линейку, которые мы начали выпускать: это чесночный, грибной соусы и т. д. Также выпускаем новые виды кетчупов, майонезов, масел.
– Наращивание мощностей свидетельствует о том, что ваша продукция пользуется спросом. За счет чего удерживаете спрос?
– За этим стоит огромная работа в сфере маркетинга и продаж. За эти годы мы создали такие всем известные федеральные бренды, как Mr.Ricco, «Ласка», «Миладора» и другие. Наша продукция продается по всей России и в ряде стран СНГ, мы прилагаем массу усилий для того, чтобы быть достойно представленными к крупных торговых сетях.
Однако фундамент всего – это, конечно, качество самого продукта, ради которого мы идем на довольно серьезные издержки. В линейке кетчупов и майонезов Mr. Ricco Organic мы полностью отказались от использования ненатуральных компонентов – различных красителей и консервантов. Например, в кетчупе роль загустителя вместо модифицированного крахмала, как у других производителей, выполняет пектин, получаемый из свежих томатов. В результате с нашей продукцией сложно конкурировать: такое качество можно получить только на современном оборудовании при высокой культуре производства.
– Каковы основные источники финансирования новых проектов?
– Для ГК «Нэфис» это собственные и заемные средства, в частности нашим стратегическим финансовым партнером выступает «Сбербанк». Если говорить конкретно о КЖК, то обходимся своими силами. После завершения инвестпрограммы мы реализуем не столь затратные проекты, чтобы требовалось внешнее финансирование. Например, недавно, по требованиям рынка , мы модернизировали линию фасовки масла — изменили форму бутылки. Но капиталовложения потребовались небольшие. модернизация оборудования тоже не очень затратное дело.
– Текущая ситуация в экономике сдерживает ваше развитие?
– Нестабильная экономическая ситуация в мире, рост курса валют оказывают на нас негативное влияние, но не значительное. Основная часть нашего сырья – отечественного производства. Майонез «Провансаль» на 67% состоит из масла, а его мы производим у себя на МЭЗе из маслосемян рапса и подсолнечника, выращенных в России, в том числе в Татарстане. Импортное сырье мы используем только в том случае, если в нашей стране нет аналогов такого же качества.
Однако любой кризис – это и новые возможности. Сегодня на российском рынке масложировой продукции много иностранных компаний. Если их позиции как-то ослабнут или они будут увеличивать цену, мы сможем этим воспользоваться.
– За счет чего в текущей ситуации производители могут сокращать издержки, а на чем сегодня никак нельзя экономить?
– Я использую такие способы как увеличение производительности труда, использование современного высокотехнологичного и экономичного с точки зрения энергопотребления оборудования. Например, мы установили частотные преобразователи на двигатели, и теперь они будут потреблять меньше электроэнергии. Другой пример — установка энергоэффективных источников освещения. Ну и автоматизация производства, снижение человеческого фактора в некоторых производственных процессах.
Я уверен, что так же, как и на качестве, нельзя экономить на людях, которые занимают ключевые позиции в производстве. Им нужно устанавливать достойный уровень оплаты, поддерживать комфортные условия труда. Нельзя также экономить на охране труда, средствах защиты. Это обеспечивает безопасность людей и сохранность оборудования, а также не навлечет на предприятие наказание, что особенно актуально сегодня, когда ужесточился контроль со стороны надзорных органов.
– Каким, как Вы думаете, станет КЖК через 10 лет?
– Мы однозначно нацелены на лидерство в России, хотя понятно, что и конкуренты не стоят на месте. В любом случае наше предприятие будет ещё мощнее, сильнее. Наверняка в составе группы «Нэфис» появятся новые производства, а в ассортименте - новые товарные группы.