Артем Яманов: "Стартап - это всегда прикольно"
Мы уже сообщали о том, что вице-президент по развитию бизнеса банка «Тинькофф Кредитные Системы» Артем Яманов вошел в список 33 самых успешных молодых людей в мире бизнеса.
Артем, вы ведь не из Москвы?
- Я родился в Казани. Потом семья путешествовала, и мы осели в республике Марий Эл, где я и пошел в школу. Школа была обычная, но я участвовал во всяких олимпиадах по физике. Мне физика очень нравилась. И, соответственно, я попал в Московский физико-технический институт в Долгопрудном. Попал без экзаменов - у меня был диплом на всероссийской олимпиаде. Учился на факультете общей и прикладной физики.
И что же вас с этой замечательной стези увело?
- На самом деле, тоже, что и всех. Мне кажется, большая часть банкиров являются физиками. Во всяком случае, большая часть среди тех, с кем мне приходилось работать. Ритейловая часть в банках – это физики и математики.
Почему так?
-Так ведь цифры – они везде цифры. Где-то после второго курса мне немного надоело учиться. Я понял, что не гений физики. Просто факультет общей и прикладной физики МФТИ - это такое «собрание звезд». Там, например, было пять участников международных олимпиад. И ты быстро понимаешь, что если был самым крутым в своей школе, то здесь уже самым крутым не будешь. Поэтому у какого-то процента людей наступает разочарование в науке. Я был одним из тех, кто понял, что не гений. И есть ребята поумнее, и надо искать в себе другие таланты. Я начал работать просто потому, что мне было интересно попробовать новое. На третьем, на четвертом курсе работал программистом, потом мне программирование тоже надоело, я решил походить-посмотреть. Где-то месяцев пять работал в кадровом агентстве - просто изучал, какие есть отрасли, чем люди занимаются, сколько они зарабатывают. А дальше, на пятом курсе, попал в Русский банк развития, который как раз набирал студентов. Стал аналитиком в секторе b2b, то есть занимался продажей различных инвестпродуктов предприятиям.
Как можно стать бизнес-аналитиком, не имея подготовки ни в сфере финансов, ни в сфере бизнеса?
- Люди, которые возглавляли этот банк, тоже имели не экономического образования. И поэтому искали не экономистов, а тех, кто бы им делал бизнес, в том числе физиков и математиков. В Русском банке развития я узнал, как вообще устроен банк. А тогда РБР только начинал проект в сфере ритейла. Участвовал слабо, но зато рядом со мной сидел человек, который что-то рисовал по ритейлу. Я смотрел, что он делает, и он все время мне что-то рассказывал. Он мне рассказывал месяц, второй – и, в конце концов, убедил, что ритейл - это круто, гораздо круче того, чем я занимался. Но я быстро понял, что в РБР масштабного ритейла не будет. Я стал смотреть на рынок, какой же у нас самый ритейловый банк, и кто же будет сильным игроком. На тот момент самым быстрорастущим сектором было потребительское кредитование. Я нашел тогда два банка – «Первый ОВК» и «Русский стандарт», которые набирали сотрудников. «Русский стандарт» все называли тогда «левым», и говорили, что это вообще не банк. Его модель классические банкиры не понимали и не принимали из-за высоких рисков. Но мне показалось, что это все-таки перспективный банк, и, почитав западную литературу, подумал, что их позиция более правильная, чем у большинства других банков, которые тогда не давали кредитов без залогов. Тогда все банкиры смотрели, как «Русский стандарт» кредитует без залогов, и говорили: какие-то идиоты. А мне показалось, что если бы они были идиотами, то уже разорились бы, и не могли бы выпускать облигации. А раз они растут, то и хорошо зарабатывают, и, наверное, они все-таки не идиоты. На 6 курсе «Физтеха» я устроился в «Русский стандарт».
Смогли убедиться, что ритейл – это круто?
- Мне очень сильно повезло, что я попал в непосредственное подчинение к человеку, который был в числе тех, кто банк создал – к Дмитрию Руденко. Это мне помогло кое-что узнать о ритейловом бизнесе. Сначала я был проект-менеджером - для студента 6 курса очень высокая позиция. Я подчинялся первому зампреду, и мог самостоятельно реализовать очень много проектов. Занимался различными ко-брэндинговыми проектами, кросс-продажей кредитных карт.
Затем я возглавил блок кредитных карточек в департаменте маркетинга. Потом недолго работал в Райффайзенбанке, где возглавлял карточный бизнес. Мы запустили кредитные карточки, и сделали это достаточно быстро - буквально за пару месяцев. Но поскольку банк по своим технологическим возможностям и идеологическим устоям меня не устраивал, то пришлось оттуда уйти. Было желание пойти в какой-то стартап, потому что я увидел, какие проблемы существуют в банках, развивающих бизнес не с нуля. Так я попал в стартап Олега Тинькова* в 2006 году.
А почему захотелось именно в стартап?
- Стартап - это всегда прикольно. В том смысле, что это всегда самое интересное время на предприятии. И все можешь сделать сам и именно так, как ты хочешь. Когда ты приходишь в устоявшийся банк, и у тебя есть какие-то идеи, то рискуешь столкнуться с тем, что много разных вещей сделать невозможно. Вам скажут: этого у нас сделать нельзя, потому что IT-система устроена вот так, мы ее уже купили и ничего менять нельзя. Менять или очень дорого, или через 2 года. Когда же начинается стартап, и у тебя уже есть опыт, то ты можешь многое учесть, продумать, что понадобится банку на 4-5 лет вперед, как это должно быть сконструировано. Когда мы начинали ТКС-банк, то уже понимали, что нужно покупать, какие системы ставить, как их интегрировать, и какие процессы и продукты у нас будут. Перед запуском работали по 12-14 часов в сутки. Но это было очень интересное время. Проделанная работа позволила проекту «выстрелить» в кризис, не обанкротиться и успешно пройти кризисное время.
Вам удалось наладить карточный бизнес лучше, чем в других, располагающих большим опытом и более крупных банках?
- Организация карточного бизнеса здесь лучше хотя бы тем, что карточки – основа того, чем мы занимаемся. Мы все поглощены карточками, все фокусируемся на них, и именно поэтому карточный бизнес у нас поставлен лучше, чем в любом российском банке. Клиентский сервис - вот на чем мы концентрируемся. Наша задача - работать с потребителем «в долгую», и поэтому мы должны его облизывать. Наша задача - «вылизать» все бизнес- процессы, чтобы они были гладкими. Кроме того, мы нанимаем правильных людей. Всегда есть отклонения от нормального течения процессов, поэтому те, кто говорит с клиентом, должны быть человечны и решать проблемы, а не просто посылать людей, как это делают в call-центрах многих других банков.
И как же таких людей находить?
- Нужно с ними разговаривать, идти для этого в вузы.
В какие?
- Если вам нужны нормальные аналитики – МГУ, «Бауманка», тот же «Физтех», МИФИ. А если вы хотите взять себе людей в call-центр, то это может быть хоть Текстильная академия или пединститут. Но, в любом случае, люди – главный актив компании. От них все зависит.
Какие приоритетные задачи стоят сейчас перед вами как вице-президентом?
- Я занимаюсь развитием бизнеса. Поэтому у меня всегда одна и та же задача - рост.
А поскольку мы - дистанционный банк, то для привлечения клиентов смотрим, прежде всего, на дистанционные каналы. Приоритетными являются интернет и директ-мейл. В этих каналах мы очень активны. Собираемся внедрять партнерские программы с крупными ритейлерами. Сейчас мы только запустили знаковый для нас проект с «Одноклассниками».
Модель банка без филиалов перспективна?
- Есть разные мнения на этот счет, на мой взгляд, она, безусловно, перспективна. Мир переходит в формат web 2.0, а сам по себе банк таков, что вам не нужно ничего щупать или мерить. Вы можете прочитать ставки банка на сайте, дизайн карточки вы можете увидеть на сайте, прочитать отзывы об обслуживании вы можете на сайте. Здесь нет ничего такого, ради чего нужно было бы куда-то идти. Вот если бы вы хотели себе купить кроссовки Nike через интернет-магазин… Кстати, в Америке даже этот интернет-бизнес очень развит, но для меня это было бы достаточно стрёмно, потому что я не знаю, как бы чувствовала себя моя нога в кроссовке Nike. Но чтобы понять, как я себя буду чувствовать в банке - достаточно просто почитать отзывы, посмотреть тарифы, в конце концов, позвонить.
Собираетесь ли вы расширить свой «функционал» сверх одного только карточного кредитования?
- А мы и расширились. У нас уже больше года успешно действует депозитная программа, Есть и депозиты, и текущие счета.
А в части активных операций?
* - выполняет функции иностранного агента