Подписаться
Курс ЦБ на 16.11
63,88
70,41
Деловой квартал / Новости / Артур Шамшадинов, Propellers: «Мне говорили, что мультипликация – это дело гибл...
Артур Шамшадинов, Propellers: «Мне говорили, что мультипликация – это дело гиблое» //ОПЫТ
Источник: личный архив

Артур Шамшадинов, Propellers: «Мне говорили, что мультипликация – это дело гиблое» //ОПЫТ

Самое читаемое
  • Не идите в бизнес в 30 лет. Доказано, что свое дело в 40+ куда более успешно Не идите в бизнес в 30 лет. Доказано, что свое дело в 40+ куда более успешно
  • Наследники бизнесменов рискуют получить долги их компаний Наследники бизнесменов рискуют получить долги их компаний
  • Как открыть бизнес, который принесет деньги. Пять важных факторов Как открыть бизнес, который принесет деньги. Пять важных факторов
  • Две минуты в день. Именно столько нужно, чтобы начать идеально контролировать свой мозг Две минуты в день. Именно столько нужно, чтобы начать идеально контролировать свой мозг
  • «Отстаньте от детей! Это ваши страхи потери работы и комплексы неполученных профессий» «Отстаньте от детей! Это ваши страхи потери работы и комплексы неполученных профессий»
11:07   07.12.2016

Студия Propellers, созданная мультипликаторами-любителями, намерена рисовать сериалы для мирового проката. Как в Казани учились создавать мультфильмы для федеральных каналов - в интервью DK.ru.

Артур Шамшадинов, увлекшись мультипликацией, сделал ее своей профессией и делом жизни. В интервью DK.ru он рассказал, как с нуля создавал анимационную студию в Казани, почему не хочет работать с рекламой и как техническое образование позволяет ему делать хорошие мультфильмы.

 

Делать то, что нельзя снять на камеру

 

Началось все с того, что десять лет назад в институте я познакомился с моим товарищем – Германом Колотовым. Я просто заметил, что он интересно рисует, а я неплохо разбирался в программах. Мне, почему-то, показалось хорошей идеей – сделать вместе мультфильм.

В какой-то момент мы занялись рисованной анимацией, пробовали, потом это все стало обрастать людьми, которым тоже это было интересно. Тогда нам, студентам, было по 20 лет, и мы даже к экзаменам меньше готовились, чем занимались мультфильмами.

Я пытаюсь вернуться сознанием в прошлое, и понимаю, что, наверное, тогда мне казалось, что создание мультфильмов – это волшебство. Мне казалось, что это будет интересно. Тогда я еще не подозревал, насколько все это будет сложно.

Мы около шести лет собирались в свободное время, делали много небольших мультфильмов и просто получали от этого удовольствие. А когда закончилось время обучения в университете, стало понятно - либо мы занимаемся этим full-time, либо это так и останется увлечением.

Когда я только начинал изучать это направление более профессионально, я наведывался к ребятам, которые уже занимались рекламой или чем-то похожим на мультипликацию, и все они говорили мне, что это дело гиблое.

И их очень легко понять, потому что нормально, когда ты занимаешься каким-то делом, и у тебя есть под боком специалисты. В Казани, если не сказать никак, то очень туго со специалистами по мультипликации. У нас не готовят мультипликаторов, моделлеров, которые необходимы на федеральные проекты.

Мы тогда ходили по Казани и искали место, с которого можно было бы войти в профессию, но такого места не нашли. Мы создали такое место. Хотя наша анимационная студия и не идеальна пока, но что-то из этого получилось.

Артур Шамшадинов, Propellers: «Мне говорили, что мультипликация – это дело гиблое» //ОПЫТ 1

В 2011 году мы организовались как студия Propellers, купили первые шесть компьютеров, уселись в подвальчике и взяли первые тестовые работы, небольшие ролики. Очень странно, что все это получилось, потому что, когда мы только начали, мы до этого не делали 3D-анимацию вообще. Я более-менее знал программу и просто бегал между компьютерами, объясняя, какие кнопки нужно нажимать, и мы учились в процессе работы.

 

Мультфильмы для мирового проката

 

В основном, Propellers занимается 3D-анимацией. Сейчас это детская сериальная анимация. Мы делаем или пилотную серию, или подключаемся уже к существующей работе и просто обеспечиваем производство тем клиентам, которым этого производства не хватает. Когда у них нет своей базы, или их база не справляется.

Мы занимаемся стилизованной анимацией, физически точной анимацией, визуальными эффектами для кино, моделированием персонажей. В целом, получается полный цикл для создания картинки. Если возникает необходимость создать мультфильм с нуля, мы просто зовем ребят, которые в этом уже опытны, сами не экспериментируем.

Я всегда говорю, что мы занимаемся всем тем, что нельзя снять на камеру.

Другие компании, которые больше ориентированы на заработок, опираются на рекламный бизнес. Если ты хочешь заработать, то идти нужно, скорее всего, туда. У таких компаний часто нет своего производства, их штат - 3-5 человек, и, в зависимости от проекта, они просто набирают сотрудников.

Это довольно удобный формат, когда у тебя нет постоянных расходов. У нас формат несколько другой. Мы создаем стабильную команду. Нам постоянно нужно работать. Если эта команда вдруг развалится, ее потом не соберешь, ее нужно будет создавать заново. Мы тоже иногда делаем рекламу, но у нас есть приоритет – делать художественную 3D-анимацию.

Стоимость минуты приличного мультфильма начинается от 300 тыс. руб.. Но это, если считать только производство картинки и не записывать в расходы звук, сценарий, режиссуру и многое другое, что относится к предпродакшн и продвижению. Дальше цена очень сильно варьируется в зависимости от степени стилизации мультфильма и технологии производства. Наши постоянные расходы - аренда и зарплаты.

Чтобы открыть студию, нужны только компьютеры. Примерно по 100 тыс.руб. на каждый. А дальше - неопределённое количество денег на создание команды и её развитие. Работа над мультфильмом – это командная работа и никак иначе. 

Мы участвовали в создании сериала «Паровозик Тишка», который недавно вышел в прокат, «Десять друзей кролика», делали рекламу для компьютерных игр. Есть еще важные проекты, о которых я не могу говорить. Наши заказчики сосредоточены по всей России, и это крупные компании, которым не хватает своего производства.

Я не могу многое рассказывать из-за коммерческой тайны, но часто то, что вы думаете произведено в Москве или в Санкт-Петербурге, делается небольшими компаниями. Ты просто это производишь, и все это прокатывается от лица другой компании. Исполнители остаются неизвестны зрителю.

Артур Шамшадинов, Propellers: «Мне говорили, что мультипликация – это дело гиблое» //ОПЫТ 2

Наша главная цель – организовать собственное производство полного цикла. Сейчас мы делаем не свои детские сериалы. Только на заказ. Мы хотим в студии создавать свои полнометражные мультфильмы для мирового проката.

Нам нужно еще очень серьезно вырасти. Нужно концентрироваться на зрительском продукте, на постановке понятного, прогнозируемого производства. Как можно меньше делать это стихийно. Вот рекламный бизнес – это стихийная работа. Мы стараемся работать ровно. Есть рабочий день, есть выходные, и есть производственный процесс.

Чтобы было как можно меньше сумасшедших вещей.

 

Сделай или сдохни

 

Каждый раз, когда мне говорят про бизнес, мне хочется посыпать голову пеплом и уйти в дальний угол. Я в меньшей степени бизнесмен. Я стараюсь сделать крепкую студию. И это не всегда стыкуется с заработком.

Если бы у нас была цель именно заработать, то, скорее всего, мы бы занимались проектами гораздо слабее того уровня, который мы можем делать, и просто бы зарабатывали деньги. Сейчас цель у нас несколько другая.

Мы часто берем проекты, которые несколько выше по сложности, чем то, что мы уже делали. И иногда философия у нас довольно опасная – либо мы это сделаем, либо мы сдохнем. Либо научимся лучше работать, либо расходимся. Пока что мы не расходимся. Но это очень сложно, и зарабатывать далеко не всегда получается.

Именно из-за того, что мы сталкиваемся со сложностями, с которыми раньше не сталкивались. Как форма бизнеса то, что делаю я сейчас, не блещет. Полагаю, успешные бизнесмены сказали бы, что я неудачник.

 

Спрос выше предложения

 

Заказов на анимационную работу гораздо больше, чем студий, которые готовы их выполнять в России. Вопрос в том, что создать студию, это мучительно сложно. Специалистов не готовят столько, сколько это необходимо рынку. В России очень мало учебных заведений, которые могли бы готовить сотрудников для мультипликационных студий.

Рынок есть, есть правила, есть ребята, которые под себя подминают самые «вкусные» кусочки. Насколько я могу судить, рынок растет. Появляются новые проекты, российское телевидение все еще закупает иностранные сериалы. А любой иностранный сериал – это место российского сериала. Россия в год может потреблять не менее десяти новых сериалов.

 

Мультфильму нужен инвестор

 

Есть, куда двигаться. Вопрос встает о поиске инвестора. Сериал – это очень долгая инвестиционная история. Зачастую, она очень рискованная. На чем вообще зарабатывают анимационные сериалы? Не на том, что их показывают по телевизору, а на том, что он начинает продавать лицензии на товар.

То есть, успешный анимационный проект начинает продавать лицензии компаниям, которые производят товары с изображением героев этого проекта. Сложно сейчас что-то купить без «Маши и медведя» или «Смешариков». Чем популярнее сериал, тем больше он собирает лицензионных денег.

Дальше всё уже зависит от успешности самого сериала. Если он не «сливается» в течение нескольких лет, он просто продолжает зарабатывать эти деньги. Тогда сериал начнёт «отбиваться». Но, прежде, чем начать «отбиваться», нужно это все произвести. И нужно сделать так, чтобы это имело и зрительский успех. А для этого нужно попотеть.

Артур Шамшадинов, Propellers: «Мне говорили, что мультипликация – это дело гиблое» //ОПЫТ 3

И для многих это очень большой риск, потому что в России очень мало людей, которые, когда бы то ни было, занимались инвестициями в анимацию. Возможно, это люди, которые когда-то занимались строительством или добычей полезных ископаемых, например, нефти. Наверное, они из промышленности. Для них мультфильм – это что-то волшебное и непонятное, как и для меня, в свое время.

И, прежде, чем вся эта история запустится, им предстоит понять, что анимационная студия  - это такой же завод. Наверное, такие люди время от времени появляются. Было бы неплохо с ними встретиться.

 

Перевесить «дартс»

 

Мы очень сильно ощутили кризис. У нас заморозились бюджетообразующие проекты. На какой-то момент мы остались просто в воздухе. Это была очень неприятная ситуация. Кризис - это когда ты вроде кидал дротики в дартс, а теперь стена сдвинулась, и нужно просто понять, что цель немного сместилась, и теперь нужно стрелять в другую сторону.

Но мы расшились до довольно интересной ниши. Мы начали заниматься визуальными эффектами для кино. Это оказалось не слишком далеко от того, что мы уже умели. Повышаешь степень реалистичности картинки, и ты готов работать для кино. С момента кризиса мы научились делать сериалы по технологии захвата движения. И это позволило нам выжить. Потом какие-то проекты восстановились, какие-то зародились с нашим участием.

На мой взгляд, жаловаться на кризис нет смысла, потому что в любой сфере бывают взлеты и падения. Нужно просто анализировать ситуацию и учиться работать в любых условиях, какие бы они ни были.

В конечном счете, пока у тебя есть жизненная энергия и желание заниматься своим делом, ты вырулишь . А если ты устал, разочаровался, потерял веру в себя, тогда даже в хорошие годы ты просто откажешься от своей идеи – просто решишь заняться чем-нибудь другим.

 

Нравится делать все непонятное

 

Я всегда много смотрел и смотрю анимацию. Меня вдохновляли Юрий Норштейн, Хаяо Миядзаки, Уолт Дисней. Когда ты занимаешься анимацией серьезно, тебя это деформирует. Если кто-то решится на это, он испортит себе жизнь на ближайшие три года, потому что не сможет спокойно ходить в кино. Он будет смотреть мультфильмы и думать о том, как это сделано.

Это состояние меня не отпускало довольно долго, и даже сейчас я с большим трудом от себя его отгоняю.

Мне хотелось сделать что-то, к чему был бы зрительский интерес. Я больше специалист по командообразованию. Я сам мультфильмы не рисую. Я не режиссер и не сценарист, я не хочу претендую на творческую часть.

Я знаю, что есть люди, которые в этом намного больше меня разбираются. Мне очень интересно создавать среду, в которой люди занимались бы чем-то необычным, отличным от того, что происходит в обычных офисах. Я это называю – делать все непонятное. Я говорю именно таким образом потому, что создать в Казани анимационную студию было довольно сложно.

Артур Шамшадинов, Propellers: «Мне говорили, что мультипликация – это дело гиблое» //ОПЫТ 4

Мне всегда хотелось заниматься чем-то, что мне нравится. Почему-то, когда мне в детстве говорили, что нельзя зарабатывать деньги тем, что нравится, я этому не верил. Хотя послушно получил два технических образования. Я по профессии электрик сетей свыше тысячи вольт и, по-второму,  инженер мостов и автотранспортных тоннелей.

Получил техническое образование, и теперь делаю, что хочу. И я рад, что так получилось, потому что без порядка в голове мультфильмы делать невозможно. Просто это такой потрясающий хаос, в котором  ты, если не будешь пытаться его систематизировать, просто погрязнешь и никакой проект никогда в жизни не сдашь.

Еще до окончания ВУЗа я работал директором магазина, потом дизайнером компьютерной графики на телеканале, а затем мы начали создавать свою студию Propellers.

Мы хотим создать собственный полнометражный фильм, но для этого нужен не только инвестор. Сейчас мы готовимся к такому проекту, мы работает с клиентами, которые всегда тянут нас вверх. Все комментарии от режиссеров и художников, которые к нам приходят, делают наш проект лучше. Мы никуда не сворачиваем с дороги к нашей мечте.

Мне просто всегда хотелось делать что-то занятное. Когда мне почудилось, что для этого есть какой-то наработанный опыт, мне повезло, ведь могло и не показаться.

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.