АвтоВАЗ увеличит свою долю на рынке
Мелкие дилеры закроются, оставив крупным компаниям свою клиентскую базу. Ильдар Камалиев директор по легковому автобизнесу ОАО «НУР¬Холдинг»МИНУС Самый очевидный минус кризиса — резкое падение п
Ильдар Камалиев
директор по легковому автобизнесу ОАО «НУР¬Холдинг»
МИНУС
Самый очевидный минус кризиса — резкое падение продаж автомобилей, вызванное сокращением объемов выданных кредитов. Наиболее ощутимо кризис ударил по дилерам бюджетных иномарок по цене 400 600 тыс. руб. — до кризиса доля продаваемых ими кредитных «автомобилей» доходила до 70%. Претерпели изменения — естественно, не в лучшую сторону — и кредитные программы банков партнеров автомобильных концернов. Если раньше машину по такой программе можно было купить под 7 10% годовых, а то и вовсе по беспроцентной рассрочке, то сегодня средняя ставка банка, аффилированного с концерном производителем, — 28%. Падение рынка по этой причине составляет как минимум 30%.
Из за удорожания валюты большинство зарубежных производителей повысили цены на автомобили, продаваемые в России, на 7 12%. С учетом того, что с 9 января вступили в силу новые таможенные пошлины, в среднем удорожание составит 10%. Все это уронит рынок еще как минимум на 15%.
Дилерские сервисы потеряют часть клиентов — владельцев бюджетных иномарок. Если раньше по истечении гарантийного срока или пробега по независимым СТО, где цены на техническое обслуживание ниже, чем у официальных дилеров, разъезжались порядка половины клиентов, то кризис повысит их число до 75%.
Кризис заставит продавцов китайских иномарок отказаться от дилерства. В 2008 г. уже наблюдалось катастрофическое падение спроса на «китайцев» — продажи автомобилей Cherry, например, по сравнению с предыдущим годом, упали в разы. В нынешних условиях покупатель либо не будет покупать ничего, либо отдаст предпочтение марке с принципиально другим качеством и историей.
ПЛЮС
Кризис почти не повлиял на продажи автомобилей сегмента middle up по цене 600 тыс. — 1 млн руб. (классы E и D). Несмотря на то что кредитные продажи таких марок, как Volkswagen или Toyota, снизились на 40 50%, значительно выросла доля машин, продаваемых за наличные. Многие клиенты, ранее планировавшие купить новую машину весной, делают это сейчас, когда в салонах еще есть автомобили 2008 г.
Легче всего переживут кризис дилеры отечественных марок. Несмотря на то что до недавнего времени доля иномарок в общем количестве проданных машин неизменно росла, все, что производил АвтоВАЗ, с успехом продавалось — в прошлом году все 600 тыс. автомобилей LADA нашли своего покупателя. Российский автомобильный рынок «сожмется» именно за счет падения продаж иномарок, доля же тольяттинских машин — а это единственный серьезный отечественный автопроизводитель в стране — однозначно вырастет.
Мелкие дилеры, продававшие 1 2 марки, вступившие в автобизнес на волне подъема в 2006 2007 гг., покинут рынок, оставив «в наследство» крупным компаниям свою клиентскую базу. Конкуренция, пик которой пришелся на 2008 г., ослабнет. Лидеры, которые и до кризиса «держали» 75 80% местного автомобильного рынка, усилят свои позиции.
Экспансия федералов в регионы остановится. Наиболее активно федеральные авторитейлеры осваивали региональные рынки в 2007 2008 гг. В строительство и расширение салонов вкладывались огромные деньги, и окупиться эти затраты, естественно, не успели. Сегодня для федералов задачей «номер один» станет не завоевание новых рынков, а удержание позиций и возврат инвестиций.