Подписаться
Курс ЦБ на 03.05
92,05
98,64

Азат Рызванов: Государственные   клиники пора разгрузить

В 1997 г. акушер-гинеколог РКБ Азат Рызванов задумался об эффективности перинатальной диагностики. В течение нескольких лет он отслеживал научные открытия в этой сфере, пока не решился на комме

Частные клиники получают все больше преференций — их включают в систему обязательного медицинского страхования (ОМС), упрощается лицензирование медучреждений. Но коммерческим медцентрам этого мало — они добиваются от государства таких же льгот и финансовой поддержки, какие получает бюджетная медицина.

В 1997 г. акушер-гинеколог РКБ Азат Рызванов задумался об эффективности перинатальной диагностики. В течение нескольких лет он отслеживал научные открытия в этой сфере, пока не решился на коммерческий проект. В 2001 г. вместе с партнерами врач открыл лабораторно-диагностический центр «Биомед», вложив в первый год $45 тыс. Сегодня годовая выручка компании — около $7 млн.

В чем принципиальные различия между частной и государственной медициной?

— Врачебная услуга носит доверительный характер. Отношение учреждения к пациенту от регистратуры и среднего персонала до консультации специалиста определить с первого раза легче, чем профессионализм врача. Это и отличает частные клиники от государственных.

В основном врачи-специалисты приходят к нам из государственных клиник, и мы постоянно сталкиваемся с проблемой их отношения к пациенту. Приходится проводить тренинги, чтобы консультация в частной клинике отличалась от приема врача в государственной. Логично, что врач не в состоянии здраво рассуждать, когда на прием одного больного уходит всего 10 минут. Консультация в переводе с латыни — обсуждение, совещание. Пациенты приходят, чтобы обсудить свои проблемы, и врач должен иметь на это время. Консультация, адекватная требованию пациента, должна занимать не менее 30 минут.

Какова конкуренция между частными клиниками и платными кабинетами в государственных?

— Единственная разница — в частной структуре. В отличие от государственной, не перемешиваются потоки больных. Например, в РКБ принимают только по направлению из района, и человек с улицы может попасть на прием только за деньги. Но, заплатив, он оказывается в той же очереди и индивидуального отношения к себе не получает.

Доверие к частным клиникам выросло

Частная медицина столкнулась с кризисом в марте 2009 г., когда падение объема услуг составляло 15% в месяц. Только в сентябре 2009 г. наметился подъем. На докризисный уровень рынок вернулся ко второму кварталу 2010 г. Некоторые клиники ушли с рынка, но основные выжили. Более того, многие компании воспользовались кризисной ситуацией, чтобы расширить свое присутствие в регионе.

Стали ли медицинские услуги в кризис более доступными? Изменился ли портрет потребителя или популярные направления?

— Не скажу, что услуги стали дешевле, но менталитет изменился. Люди стали больше доверять коммерческим учреждениям, понимать, что частные клиники стали презентабельными, повысился уровень их оснащенности медтехникой и профессионализм специалистов в сравнении с 90-ми годами. Период кустарных полуподпольных клиник закончился. Приятно, когда приходишь в частную клинику и при тебе открывают одноразовый набор инструментов, проводят полную диагностику, показывают на компьютере проблемные зоны.

Азат Рызванов

Президент, главврач центра «Биомед»

Родился 1 января 1967 г.

Образование:
Казанский государственный медицинский университет
MBA (при Международном институте менеджмента ЛИНК).

Карьера:
1992-2008 гг. — акушер-гинеколог РКБ.
2001 г. — основатель, президент, главврач лабораторно-диагностического центра «Биомед».

По-прежнему основные клиенты — это женщины средних лет, которые, как известно, заботятся о своем здоровье. Есть такая поговорка: мужчина приходит к врачу в двух случаях, в третьем его приносят. Первые два  — это венерология и сексология, третий — инфаркт или инсульт.

Средняя рентабельность клиник в 2008 г. достигала 25%. Как она изменилась с тех пор?

— Сегодня рентабельность снизилась до 10-12%. Трудно выжить медцентрам, которые рассчитывают заработать быстрые деньги. В этом бизнесе необходимы долгосрочные инвестиции. Другой вопрос — частная медицина. Малый бизнес и растет пока за счет своих ресурсов. Конечно, в кризис приходится делать скидки как частным, так и корпоративным клиентам — мы обслуживаем более 100 организаций, да и госзаказы идут с большим дисконтом. Нам удалось добиться увеличения общего объема услуг до 47%, а выручка увеличилась лишь на 32%. Тем не менее, эти показатели не могут нас не радовать.

Какова сегодня конкуренция между федеральными и местными клиниками?

— Я бы сказал, умеренная. Рынок частной медицины сегодня находится на этапе роста. На рынке появляются крупные федеральные игроки, но поскольку рынку есть куда расти, работы всем хватает. Если говорить в частности, то сегмент лабораторной диагностики приближается к пику роста. Начинается период ценовых войн, но мы в него вступаем подготовленными.

Как отразится на качестве медицинских услуг ослабление законодательства в отношении лицензирования частной медицины?

Не думаю, что это приведет к потере в качестве. Так как функция лицензирующих органов не отменяется вообще. В 2013 г. вопрос лицензирования будет носить уведомительных характер, но прежде чем начать деятельность, клиники получают разрешение от Роспотребнадзора. Но для новичков это намного упростит выход на рынок. Если сравнить этапы лицензирования 10 лет назад и сейчас, сегодня это стало намного проще. Когда мы открывали клинику, чтобы получить одну бумажку, нужно было собрать десять, к каждой из которых — еще двадцать. Этот путь выдерживали немногие. Раньше на открытие уходило пять-шесть месяцев, теперь — четыре.

Медицина дорого обходится государству

Руководители частных клиник все чаще обращают внимание на льготы, которые оказываются государственным учреждениям. Чиновники же, в свою очередь, упрекают частные медицинские компании в том, что те стараются выбрать платежеспособных клиентов, обходя стороной пенсионеров, онкологических больных. Однако, по мнению Азата Рызванова, понятия «бесплатно» нет, и бюджетная медицина обходится государству очень недешево. «Мне бывает очень обидно слышать о расточительности бюджета, когда по очередному национальному проекту в госклиники дают оборудование, которое впоследствии там простаивает. Это неэффективно!» — добавил г-н Рызванов.

Эффективнее было бы предоставлять оборудование частным структурам?

— Не только эффективно, но и справедливо. Давайте посчитаем, сколько государство тратит на обслуживание пациентов: построить здание, оснастить оборудованием, оплачивать хозяйственные и коммунальные услуги, содержать штат и многое другое — это немалые средства. А потом эта же государственная клиника, расходы которой лежат на бюджете, продает услуги населению практически по той же цене, что и коммерческие клиники. Учитывая, что те же расходы частных клиник лежат на них одних, получается явная несправедливость. Уверен, если частным структурам дадут бюджетные дотации или то же оборудование, ситуация в здравоохранении изменится к лучшему. Конечно, в таком случае можно было бы рассматривать какие-то квоты для бесплатного осмотра определенной части населения. А если речь идет о полном оснащении частной клиники за счет государства, то можно говорить и о медицинском обслуживании большей части населения.

И многие частные клиники заинтересуются нагрузкой к бесплатному оборудованию?

— Безусловно, не все. Но желающие найдутся, и это окажется выгодно не только им, но и государству. Меня возмущают такие ситуации! Недавно в одну ведомственную больницу завезли биохимический анализатор стоимостью 8 млн руб. По техническим характеристикам он должен выполнять 8 тыс. тестов в час. При низкой загруженности прибора стоимость анализов возрастает до такой цифры, что у больницы нет на них денег, ведь чем мощнее анализаторы, тем дороже сервисное обслуживание. Например, полугодовое обслуживание одного из наших анализаторов стоит 8 тыс. евро. А если такой анализатор делает всего сотню анализов в день? Это будут золотые анализы, которые не окупят прибор. В результате этот анализатор там стоит без дела. Меня не покидает ощущение, что количественные показатели по оснащенности техникой государству важнее, чем общее состояние здравоохранения. Дорогостоящее, сложное оборудование востребовано не везде, поэтому европейцы, которые это понимают, многие услуги, например, лабораторные анализы, выводят на аутсорсинг. Наша компания участвует в аналогичных тендерах в Татарстане и приносит бюджету порядка 4-5 млн руб. экономии. Уверен, могли бы больше.

Расскажите подробнее о тендерах. Какая доля госзаказов в вашем объеме заказов? С кем приходится конкурировать в проведении конкурсов?

— То, что частные клиники допущены к госпрограммам, — хороший шаг. Он был сделан в середине 2000-х службой акушерства и гинекологии Минздрава РТ, когда запустили программу по обследованию беременных на внутриутробные инфекции. Тогда затраты на обследование беременных в частных клиниках возмещались бюджетом.

Да, частные структуры имеют возможность участвовать в тендерах, и мы этим активно пользуемся. Порой мы выигрываем с большими скидками, но наши объемы исследований таковы, что мы имеем возможность экономить. Сегодня доля таких контрактов, в том числе с бюджетными организациями, которые имеют право выбирать, где им делать те или иные анализы, достигает 30% нашего оборота. Основные игроки в конкурсах — «Биомед», «Ситилаб», КДЦ Авиастроительного района Казани, Кожно-венерологический диспансер РТ. Да, тарифы в госпрограммах там невысокие, но, думаю, нам стоит где-то затягивать пояса и работать на уровне этих тарифов или даже ниже их.

В России стартовала реформа обязательного медицинского страхования (ОМС). Частные клиники и диагностические центры заинтересованы во включении в систему ОМС?

— Государство должно использовать возможности частной медицины. В России есть проекты, предполагающие более широкое участие в них частных клиник. Но в той же реформе ОМС из 150 организаций, участвующих в программе в Татарстане, всего несколько негосударственных, и то это профильные стоматологические клиники. Многие частные клиники отпугивает тариф по ОМС, который предлагает государство. Но он постоянно пересматривается, и есть надежда, что мы придем к компромиссу. Но пока цена тарифов ОМС низкая, желающих не слишком много.

Мы, руководители частных клиник, готовы участвовать в национальных проектах наравне с бюджетными организациями. Загруженность госучреждений, несмотря на проводимые реформы, остается очень высокой: когда за одну смену врач принимает до 30 пациентов, а то и больше, качество обслуживания не лучшее.

Руководители частных клиник не первый год обсуждают возможность соплатежа государства и пациента, когда он оплачивает разницу в цене услуги и тарифа ОМС из своего кармана. Возможно ли это в Казани?

— В других регионах это имеет место, и, безусловно, это очень перспективный компромисс в данной ситуации, когда часть услуги покрывается за счет ОМС. Ведь смысл этой реформы, как уже много раз говорилось, в том, что деньги в учреждение должны идти за пациентом. Эта формула давно реализована в Европе, где есть национальные прайсы по программам, а частные структуры могут наравне с государственными принимать в них участие. В Англии до 2000 г. было 100% государственное здравоохранение, и отрицательной стороной этого были 1,5-годичные очереди к узким специалистам или на операцию. За 10 лет очереди снизились до четырех месяцев исключительно потому, что открыли дорогу коммерческим структурам. В Казани несколько лет назад ввели родовой сертификат — часть денег оставалась в женской консультации, а часть отправлялась в роддом. Учреждения стали более заинтересованы в приеме пациенток. Если не делить бюджет на государственные и коммерческие клиники, экономия средств будет очевидна.

Какие бы меры вы предложили для улучшения качества здравоохранения?

— Наравне с показателями деятельности системы здравоохранения — заболеваемости, смертности, загруженности конечного фонда и др. — я бы рекомендовал ввести показатели удовлетворенности населения медициной. Это непростой вопрос. Мне видится, что наряду с госучреждениями и аппаратом управления в этом бы активно приняли участие не только частные структуры, но и сторонние компании. Смысл формирования показателя удовлетворенности в том, чтобы в них активно принимали участие незаинтересованные лица, сторонние организации.

Алиса Розанова

Самое читаемое
  • Высокопоставленный свердловский чиновник отправлен в СИЗОВысокопоставленный свердловский чиновник отправлен в СИЗО
  • Выдача ипотеки просела почти на 40%. Зачем Центробанк охлаждает рынок?Выдача ипотеки просела почти на 40%. Зачем Центробанк охлаждает рынок?
  • Поуехавшие возвращаются. Их вклад в ВВП России достигает третиПоуехавшие возвращаются. Их вклад в ВВП России достигает трети
  • В России с 1 июля резко подорожают услуги ЖКХВ России с 1 июля резко подорожают услуги ЖКХ
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.