БЛОГ: "Почему мне нравится кризис?" - Вячеслав Бушуев, "Экосити"
В реальной предпринимательской жизни кризисы возникают постоянно. Мне вообще странно слышать, когда ноют предприниматели. Если ноешь – иди в наёмники, там все стабильно и без нервов.
Хочу всех разочаровать тем, что кризиса для предпринимателей не существует. На самом деле в реальной предпринимательской жизни кризисы возникают постоянно. Тут вопрос только в том, как к этому относиться и как это пережить.
Почему кризис это хорошо?
Ну во-первых, давайте сразу признаемся хотя бы сами себе, что до 2013 года (за исключением небольшого потрясения в 2008/2009) рынок нёс нас на своих волнах. Нам не надо было изучать менеджмент и маркетинг, вникать во всякие страшные ЕБИТДы, чтоб заработать денег. Нам надо было просто всё не испортить, так как был бешеный бум потребления – люди «кушали» абсолютно всё, что предлагал рынок.
Сейчас ситуация поменялась. Причём поменялась как-то быстро, и мы до конца не верили, что так будет всегда. Но, думаю, так будет долго еще. И мы как всегда к этой засаде были не готовы.
Лично для моей компании этот кризис хорош тем, что у меня есть уникальная возможность занять 10% рынка по озеленению и благоустройству в РТ. Но одной декларации и статусика в вконтакте недостаточно, чтобы выполнить эту задачу. Должно быть чёткое понимание как осуществить этот план.
С кем бы я не делился этой мыслью – все считают эту идею утопичной и не реализуемой. То есть начинается нытье: то рынок не тот, то евро не то, то люди нищают, то президент не тот, то фурункул вылез в носу и отсюда все проблемы. Мне вообще всегда странно слышать, когда ноют предприниматели.
Если ноешь – иди в наёмники, там все стабильно и без нервов.
Меня радует, что сейчас время эффективных управленцев и эффективных компаний. Быть эффективным – задача номер 1 сейчас. Я разделяю эффективность личную и корпоративную.
Для личной эффективности сейчас я делаю:
- Распорядок дня. Подъем 07:00 Отбой 22:00
- Баланс между бизнесом/семьей/спортом/друзья
- У меня появился ежеденевник и для текущих дней и для фиксации мыслей/идей.
- Для себя нашел отличное приложение на айфон: Pomodoro
- Сейчас когда начинается прокрастинация или встал не с той ноги или эффект "как мне все надоело" сразу запускаю программу и работаю по ней. Рекомендую.
- Метод чтения книг "5 минут". Читаю по 5 минут в день, но каждый день.
- Спорт минимум 5 тренировок в неделю. Именно тренировки на выносливость позволяют резко выйти из зоны комфорта. Отвлечение на все 300%. Чувство удовлетворения от выполнения задач на тренировках. Цель: ironstar в 2016 году, ironman в 2017 году.
- Самообразование. Всю зиму 2015/2016 я обучался. И специализации, и менеджменту. Ресурсы брал из интернета. На одних и тех же знаниях далеко не уедешь. Любое новое знание/навык, мне кажется, имеет срок полезного использования - 1-2 года, а то и меньше.
Естественно, этот перечень будет меняться и дополняться.
Для корпоративной эффективности мы сейчас делаем:
- Моя компания в 2015 году полностью закрыла все корпоративные кредиты. В кризис они бы отягощали и влияли на выполнение намеченных целей.
- Аутсорсинг. Мы вывели в аутсорсинг абсолютно все, что не связано именно с озеленением и благоустройством. Всю непрофильщину. И вы знаете, когда везде помаленьку соптимизировали, то «нашли» приличную сумму. Которую можно, например, вложить в развитие.
- Перестраиваем продажи. Сейчас наконец-то наступает время профессионалов. А для клиентов так вообще золотое время – конкуренция приводит к повышению качества предоставляемых услуг и уходу с рынка дилетантов. Мы сейчас очень серьезно подошли к тому, чтобы наши коммерческие предложения перевести в УТП (уникальные торговые предложения).
- Изучение европейских подходов в озеленительном бизнесе. Пару недель в декабре 2015 года я провел в Голландии и Германии и смотрел их практики. С 07-00 до 23-00 каждый день на арендованном авто катался. Пока что я для себя выбрал именно европейские ориентиры, так как на самом деле экономика современная России ещё молодая. В России есть сильные игроки, но они копипаст с Европы.
- Ну, и как сказал кто-то из маркетологов: управлять можно только тем, что можно измерить. Я сейчас пытаюсь измерять все. Фактически, мониторить изменения этих измерений – и есть пища для осуществления программы эффективности.
Сейчас время практиков и нужно не только генерить идеи и устраивать мозговые штурмы, но и внедрять. У меня планка минимальная в компании: 5% от всех идей мы обязаны внедрять. Сейчас внедряем 25%, но это на самом деле плохо – значит, плохо посчитали экономику идеи, положились на интуицию или эмоции.
Ну, и как научил Манн: не надо планировать ничего на 1 год или 5 лет сегодня. Максимум – 3 месяца. Мы сейчас планирование делаем только на 1 месяц.
Кстати, немаловажный момент для предпринимателя принять сам факт кризиса. Принять морально. Это сложный момент: когда долгое время работаешь в системе координат «все очень хорошо», то сложно перестроиться потом на систему координат «нам предстоит очень много работать». И как раз спорт – один из тех способов, когда принимая сам факт кризиса, ты заполняешь пространство в голове.
Занимаясь бизнесом, в любом случае приходиться рисковать. Понятно, что после некоторых неудачных проектов возникает фобия. Но именно в кризис надо больше рисковать (но только на суммы, которые можно легко покрыть за счет собственных средств и с четкими расчетными данными). А знаете, почему нужно?
Да потому, что пока вы живете по системе координат «Кризис – время возможностей, мне нужна доля рынка 10% и я стану самой эффективной компанией на рынке», конкуренты будут жить в системе координат «Лишь бы выжить. Никаких рисков. Мы будем демпинговать».
А еще кризис хорош тем, что в кризис лучше наращивать «ценность» товара/услуги, чем идти по пути демпинга/снижения цен, так как нет прибыли – нет развития. В конечном итоге выгоднее накачивать «ценность», ведь от этого будут пищать ваши клиенты.
Оригинал