Подписаться
Курс ЦБ на 21.11
100,21
105,80

Частник бюджетнику не конкурент

В 2011 г. законом об ОМС представители частной медицины получили допуск в государственную систему здравоохранения. Между тем, тарифы, по которым государство предлагает частникам работать в систе

Сегодня частные медцентры вынуждены конкурировать не только между собой, но и с государственными больницами. Последние в льготном положении: они не думают об аренде, им выделяют бесплатное оборудование. Зато коммерческие клиники более мобильны в принятии решений, а потому более эффективны, считают участники рынка.

В 2011 г. законом об ОМС представители частной медицины получили допуск в государственную систему здравоохранения. Между тем, тарифы, по которым государство предлагает частникам работать в системе обязательного страхования, их не устраивают. Участники рынка уверены, что смогут обеспечить себя клиентами сами: по статистике, 42% россиян являются активными пользователями услуг частных медицинских центров. А показатель ежегодного прироста рынка частного здравоохранения даже выше, чем в нефтегазовой отрасли, и составляет 20-22%. По данным консалтинговой компании Frost&Sullivan, в 2009 г. объем российского рынка составил порядка $8,3 млрд. Рашид Акберов, председатель регионального отделения Общества врачей внебюджетной медицины РТ, утверждает, что в реальности эта цифра почти в три раза выше ($23 млрд).

Министерство здравоохранения РТ и Татарстанстат не анализируют информацию, как частники снизили нагрузку на медицинские госучреждения. Не фиксируется и влияние их деятельности на статистику по заболеваниям и характеру той медпомощи, что оказывается населению. «К примеру, официальная статистика говорит о снижении абортов, — говорит Рашид Акберов. — Но никто не запрашивает данные из частных клиник. А судя по количеству предоставляющих такую услугу частников, число абортов не снизилось, а выросло примерно на 30%, по нашим расчетам».

Покупают и не пользуются

Объем реализации платных медуслуг в государственных и частных клиниках Татарстана вырос с 2002 г. почти в 2,5 раза (с 801,5 млн до 1941,7 млн руб. в 2009 г.). По словам председателя Комитета по внебюджетной медицине и общественному здоровью Торгово-промышленной палаты РТ (ТПП РТ) Владимира Калистратова, в ближайшее время конкуренция между частными и государственными медучреждениями в сегменте платной медпомощи будет только нарастать. «Сегодня государство делает бюджетные учреждения автономными, подталкивая их к развитию сектора платных услуг, — отмечает г-н Калистратов. — Но госучреждения пребывают в льготных, по сравнению с частниками, условиях». По данным Общества врачей внебюджетной медицины РТ, порядка 80% частников сегодня арендуют помещения, когда госучреждения проблемы арендной платы не знают.

Более того, оснащение по нацпроекту «Здоровье» усиливает положение государственных учреждений. В 2006-2010 гг. на закупку диагностического оборудования для учреждений здравоохранения Татарстана из федерального и республиканского бюджетов было выделено 4,37 млрд руб. Только за 2006-2007 гг. 213 лечебно-профилактических учреждений получили 432 единицы оборудования. Однако частники не видят в государственной медицине серьезного конкурента. «Крупные частные клиники могут позволить себе обновлять оборудование в кредит. И вне зависимости от размера частники эффективнее распоряжаются своими ресурсами», — считает Динар Мингазов, генеральный директор клиники эндохирургии «Корл». В госучреждениях, по его словам, дорогостоящее оборудование иногда вообще не эксплуатируется, чего частники себе позволить не могут.

Многие виды услуг, учитывая хорошую оснащенность госучреждений, становятся нерентабельными для частных медцентров. «Частники не делают операций по шунтированию сосудов. Зачем, если это прекрасно делает МКДЦ?» — отмечает Владимир Калистратов. Фактически отсутствуют в Казани и Татарстане частные стационары для реабилитации полного цикла. На сегодня такой есть лишь в клинике эндохирургии «Корл» (на 50 койко-мест). Роль стационара для реабилитации больных после лечения в многопрофильном медицинском центре «Отель-клиника» выполняет отель «Премиум». «Если у нас все же возникает необходимость в стационарных койко-местах, мы арендуем их в государственных больницах», — говорит Рашид Акберов, руководящий медицинским центром «Платная клиника».

Хотя, по словам Динара Мингазова, налаживать отношения с госучреждениями часто сложно. Предпочтительнее для частников партнерство с участниками собственного рынка. Если клинике не удается загрузить мощности дорогостоящего оборудования, она принимает пациентов из другого медцентра по условиям агентского договора. Кроме того, развивается партнерство и с зарубежными клиниками, куда наши направляют своих клиентов.

Лечат одни и те же,
но по-разному

По многим направлениям частники закрыли ниши, которыми долгое время не занималось государство. Так, например, одну из лидерских позиций по вопросам лечения проблем репродукции заняла в Казани «Клиника Нуриевых». Долгое время была не занята и ниша лечения ЛОР-заболеваний и эндоскопической хирургии, что позволило, по словам Динара Мингазова, открыть клинику «Корл».

Сегодня около половины всех участников рынка частной медицины оказывают стоматологические услуги. Также широко представлены гинекологические, общеамбулаторные услуги, лабораторные анализы. В основном предложение сконцентрировано в Казани.

Оснащенность частных медцентров (оборудованием и технологиями) позволяет им предоставлять услуги на уровне Москвы и даже зарубежья, считает Наиля Ибрагимова, замдиректора «Отель-Клиники». Конкурентоспособна Казань и по цене — участники рынка утверждают, что часто пациенты предпочитают их клиники столичным и заграничным именно из-за более низкой стоимости услуг.

Чем местные клиники не могут похвастаться, так это оперативностью и сервисом на зарубежном уровне — обеспечение каждого пациента необходимым числом медперсонала, считает г-жа Ибрагимова. Острой называют кадровую проблему практически все эксперты рынка частной медицины. Во-первых, многие клиники не могут позволить себе содержать целый штат врачей. Во-вторых, медицина ощущает сильный качественный и количественный дефицит специалистов молодого возраста.

Согласно данным Ассоциации врачей внебюджетной медицины РТ, сегодня около 37,8% врачей ПФО работает в системе частной медицины. При этом из 14 тыс. врачей Казани 12 тыс. работает в государственной системе здравоохранения, говорит глава ассоциации Рашид Акберов. И такая ситуация в ближайшее время сохранится, уверен Динар Мингазов. При этом он оценивает ситуацию с кадрами в Казани как относительно благоприятную — в столице Татарстана сильны медицинские традиции в Медуниверситете и Медицинской академии. Благодаря этому Казань как направление медицинского туризма из других регионов России по-прежнему популярна. По словам гендиректора «Корл», около половины пациентов его клиники не татарстанцы (всего 25 тыс. человек в год, из них 6 тыс. пациентам проведены высокотехнологичные хирургические операции).

Уезжают и не возвращаются

Наиболее часто пациентов не устраивают местные клиники в вопросах диагностики, эндопротезирования, лечения онкологических заболеваний и сердца. За этой помощью казанцы по возможности едут за рубеж. Наиболее популярное направление медтуризма — Германия. На втором месте — Израиль. «Это скорее традиционный игрок, и его репутацию ставит под сомнение избыток российских специалистов, открывших там свои клиники. Поэтому к выбору медцентров в этой стране нужно подходить очень серьезно», — говорит Инна Серазетдинова, директор «Доктор РАЙЗЕ». От Швейцарии, которая традиционно находится в тройке лидеров по приему пациентов из России, многие, даже очень состоятельные люди, стали отказываться. Причина — дороговизна услуг. Одним из перспективных направлений на сегодня является Словения, говорит Владимир Калистратов. Там хорошо поставлена работа по реабилитации пациентов. Около 30% пациентов, направленных на лечение в Европу «Доктором РАЙЗЕ», — это онкобольные. При этом раковые заболевания составляют около 60% всех обращений пациентов, говорит Инна Серазетдинова.

Эксперты говорят, что в Казани работают несколько десятков организаций, предоставляющих услуги медицинского туризма. Это либо представительства европейских клиник, которые зарабатывают на вознаграждении зарубежных партнеров, либо посредники, закладывающие свой доход в договор с пациентом. Официальной статистики по количеству пациентов, выехавших за лечением и профилактическими услугами в другие страны, нет. В 2010 г. «Доктор РАЙЗЕ» вывез на лечение за рубеж около 130-150 пациентов, ООО «Гермед-Казань» (представительство немецкой компании CMP Germed GmbH в Казани) — около сотни. По словам участников рынка, те, кто хотя бы раз лечился за рубежом, в казанские клиники больше не обращаются.

Айгуль Чуприна

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Россия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через КазахстанРоссия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через Казахстан
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.