Эдуард Абайдуллин, "Адонис": «Если мы сдадимся, вариантов больше не будет»
Как выживает одна из старейших швейных фабрик России, «Адонис», где находит инвестиции для швейных станков и почему фабрика решила переехать на новую площадку.
Эдуард Абайдуллин, руководящий фабрикой «Адонис» последние два года, никогда в своей карьере не сталкивался с легкой промышленностью. В интервью DK.ru он рассказал, как фабрика меняется под его управлением – ищет источники финансирования и внедряет бережливое производство. До конца года «Адонис» впервые за свою 86-летнюю историю поменяет дислокацию, потратив на это 30 млн руб..
Зарабатывать больше не стали
До 2014 г. в одежном сегменте была огромная, более 50%, доля импорта. Сейчас, когда валюта серьезно подорожала, у нас резко выросли объемы производства. Мы, как российский производитель, чувствуем интерес со стороны заказчиков. Но учитывая, что пропорционально росту курса валют индексируется стоимость сырья, зарабатывать в нынешних условиях мы больше не стали. К сожалению, рентабельность производства не увеличивается и, фактически, легкая промышленность не развивается – она не очень привлекательна для инвесторов. Возможно, поэтому не открываются новые предприятия, ведь здесь высокие предпринимательские риски.
Продукция из Турции и Китая значительно подорожала, и теперь конкуренты – это наши соседи, Киргизия и Беларусь, где швейная промышленность сейчас очень хорошо развита (Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Армения входят в зону свободной торговли – Таможенный союз – DK.ru).
В Беларуси большинство предприятий активно модернизируются, и на эти задачи выделяется государственное финансирование. У них очень хорошая лоббистская политика - они свои товары продвигают практически во все регионы. В России достаточно много программ, в которых мы уже участвуем, но, я считаю, что этого недостаточно.
Более 70% от общего объема продукции «Адониса» сейчас занимает школьная форма для мальчиков. Наша специализация – мужской костюм. За последние десять лет в России не появилось ни одной новой фабрики в этом сегменте. С точки зрения производства, это направление считается рынком высоких компетенций, и цена на такой товар существенно выше. Мы работаем в эконом-сегменте, поставляем форму по всей России.
Но, конечно же, мы работаем в Татарстане и поэтому ставим перед собой задачу – одеть детей республики. Никто не объявлял этот рынок монопольным, но, в большинстве случаев, мы предлагаем цены существенно ниже, чем у конкурентов, которые просто заходят на наш рынок, как продавцы.
Оставить неэффективность на старом месте
Сейчас самое главное для нас – развитие для того, чтобы просто остаться в рынке. В легкой промышленности существенно автоматизировать процессы не удается. В нем огромная доля ручного труда, а до 40% себестоимости – это труд.
Основная задача – это совершенствовать бизнесс-процессы, внедрять элементы «бережливого производства», обучать персонал.
Второй вопрос – это технология и оборудование. Мы постоянно проводим модернизацию - в 2011 г. вложили в оборудование больше 1 млн евро. В этом году закупили дополнительное оборудование больше, чем на 100 тыс. евро. И мы продолжаем модернизировать свою производственную базу.
Я поездил по разным предприятиям, много увидел, есть, с чем сравнивать. Оказывается, Чувашия – это регион, в котором хорошо развита легкая промышленность. Одно из чувашских предприятий, где мы были, шьет только мужские брюки. У них 30 человек в смену выпускают 600 брюк. У меня 30 человек в смену выпускают 350-400 брюк. Как это так? Одинаковое количество персонала, без дела никто не болтается, но у них же не получается так сделать.
Ответ прост – спецоборудование. Если у меня для пошива брюк более 50% операций выполняется на универсальных швейных машинах, то на чувашской фабрике таких машин несколько штук, остальное – спецмашины, производительность которых значительно выше.
Мы закупили несколько подобных позиций, получив существенный скачок в производительности. Оборудование увеличивает производительность более, чем на 40%, заменяя троих сотрудников на одного. Но все упирается в привлечение финансирования. Как убедить банк приобрести один швейный автомат стоимостью 27 тыс. евро? Нам все же удалось это сделать.
Производственная площадка, на которой мы располагаемся, очень несовременная и очень неэффективная. Поэтому, с того момента, как я пришел на «Адонис», мы постоянно анализировали предложения на рынке – куда можно перевезти фабрику. Рассматривали и «Химград», и несколько других промплощадок.
Мы долго изучали, с каким проблемами мы столкнемся при перемещении производства на окраину городу, на другую территорию. Каждый раз мы понимали, что опираемся на компетенцию наших сотрудников, а любые кадровые изменения сразу приведут к сбою. Поэтому мы выбрали центральную часть города.
«Адонис» в течение 2016 г. переедет на территорию обувной фабрики «Спартак» по ул. Спартаковская. Там у нас будет отдельное трехэтажное здание, сейчас проходит стадия проектирования, мы начали подготовлительные работы. Дополнительно мы еще приобретем современное европейское оборудование, запустимся уже в новом качестве.
Всю неэффективность мы оставим на старой площадке. Рассчитываем на то, что у нас и себестоимость за счет бережливого производства снизится не менее чем на 7-12%, предварительные рассчеты уже есть. Мы обучаем линейный персонал, приглашаем сюда научную группу, которая занимается подобными проектами, и какие-то вещи достаточно давно обкатываем на нашем производстве.
Данный реинжиниринг позволит нам вдвое увеличить объем производства с новыми параметрами качества и товарными группами. Мы и сегодня сотрудничаем с зарубежными конструкторами, которые для «Адониса» разрабатывают лекала. На наш завод мы приглашаем технологов из Италии и Германии, которые делятся своим опытом.
Через некоторое время мы будем выводить на рынок изделия, качественно отличающиеся от тех, которые есть сейчас. Но мы зависимы от материлов. Те ткани, которые сейчас производят в России, нам не подходят. Мы закупаемся за пределами страны.
Вместо швей – операторы
Сегодня швеи называются операторами швейного оборудования. Потому что управлять нужно не универсальной швейной машинкой, а аппаратом с электронным дисплеем. Наш итальянский раскройный комплекс стоит 600 тыс. евро и требует навыков как для работы, так и для технического обслуживания.
Современное оборудование очень технологично, поэтому нужно обладать специальными навыками для работы на нем. Дефицит специалистов, которые разбираются в новых машинах, острый. Учитывая то, что Казань – довольно развитый мегаполис, предложений на рынке труда много. Не каждый молодой человек готов отдать предпочтение трудной, кропотливой работе, каким является труд швей. Мы сотрудничаем практически со всеми учебными заведениями, которые есть в городе. Принимаем ребят на практику, ищем тех, кому это интересно.
Вариантов больше не будет
Мы рассчитываем провести ребрендинг компании в следующем году. Надеемся с помощью переезда на новую площадку закрепиться на рынке. Мы увеличиваем обороты, и хотели бы построить собственную фабрику. Сделать это мы готовы были уже в 2017 г., но ситуация в экономике очень изменилась. Пришлось выбрать более экономичный вариант – переезжаем на новую площадку.
Некоторые фабрики имеют в собственном объеме до 60%-70% производства по контракту – это выход под лейблом других компаний. И мы так же отшиваем продукцию. У нас есть заказчики, которые производятся не под маркой «Адонис». Видя наше качество, компании говорят, что готовы повесить на нашу продукцию свой лейбл. В таком режиме мы сейчас начинаем сотрудничать с несколькими сетями, которые ориентируются на российского покупателя.
Конечно, в будущем все это это даст серьезный толчок бизнесу. Все говорят «кризис», но если я не буду занимать активную позицию, не буду развиваться, то, конечно, у меня не будет в дальнейшем перспектив. Мы должны развиваться, чтобы, как минимум, остаться в рынке. Если мы сдадимся, вариантов больше не будет.
Беседовала Карина Каримова