Экономическая элита вросла в политику
Крупный бизнес в Татарстане развивается при поддержке политиков. Большая часть влиятельных бизнесменов составляет «команду» президента Минтимера Шаймиева, а их бизнес— экономический комплекс респуб
Крупный бизнес в Татарстане развивается при поддержке политиков. Большая часть влиятельных бизнесменов составляет «команду» президента Минтимера Шаймиева, а их бизнес— экономический комплекс республики.
Главным бизнесом в Татарстане традиционно является добыча полезных ископаемых и нефтехимия. По оценке министра промышленности и торговли Равиля Зарипова, удельный вес этих отраслей в промышленном производстве РТ по итогам I полугодия 2009 г. — по 34% и 12% соответственно. «Татнефть», «ТАИФ», «Нижнекамскнефтехим»— основные налогоплательщики республики, ключевые игроки на местном рынке. Именно «нефтяных» бизнесменов выбрали эксперты, по мнениям которых мы составили рейтинг самых влиятельных управленцев Татарстана.
Львиную долю республиканской нефтехимии контролирует «ТАИФ», он же занимает порядка четверти всей нефтехимической индустрии России. Продукция предприятий, аффилированных с «ТАИФ», также востребована на мировом рынке. В рейтинг вошли как руководитель компании— Альберт Шигабутдинов, так и два акционера— Айрат и Радик Шаймиевы. А также главный нефтедобытчик республики— Шафагат Тахаутдинов.
«Нефтянка» от кризиса не пострадала: объемы добычи и переработки находятся практически на уровне прошлого года. При добыче 32 млн тонн нефти в год, в пределах республики перерабатывается лишь 7-8 млн тонн. Остальное экспортируется в «сыром» виде. «Сырая» нефть дешевле переработанной в среднем на $6-7 за баррель, из-за этого Татарстан и ключевые игроки отрасли теряют большие прибыли. Поэтому сейчас интересы нефтяников сосредоточены в строительстве нового нефтеперерабатывающего комплекса «ТАНЕКО» (бывший «Нижнекамский НПЗ»). Благодаря ему республика сможет сама переработать до 14 млн тонн в год— 1/2 от добываемого объема. Сметная стоимость этого проекта составляет 266 млрд руб.
Главный нефтехимик Владимир Бусыгин продолжает внедрять новые производства, активно работая над задачей импортозамещения.
А вот вторая ключевая отрасль республики— машиностроение сейчас переживает не лучшие времена. КАМАЗ неоднократно приостанавливал производство из-за падения спроса на продукцию. Сергей Когогин, занявший в рейтинге вторую строку, сумел доказать свою влиятельность и авторитет в этом бизнесе, возглавив новый автоконцерн «Росавто» на базе АВТОВАЗа и КАМАЗа.
Татарстан всегда был аграрной республикой, и в последнее десятилетие бизнесмены стали охотнее вкладывать в эту отрасль. По стоимости валовой сельхозпродукции республика уже вышла на второе место среди регионов России. Объем местного рынка в 2008 г. превысил 115 млрд руб. Айрат Хайруллин стал одним из крупных инвесторов отрасли, в его владении свыше 320 тыс га сельхозземель в Татарстане. На государственном уровне он активно лоббирует интересы отрасли— добивается увеличения государственной поддержки села.
В финансовом сегменте наибольшее влияние в регионе оказывает «АК БАРС» Банк. По данным газеты «Коммерсант», к августу этого года Правительство республики контролировало до 96% акций банка. «АК БАРС» всегда реализовывал все правительственные программы, финансировал национальные проекты, большая часть бюджетных средств распределяется через этот банк. По планам руководства республики, до конца года «АК БАРС» официально будет национализирован: его владельцами станут Министерство земельных и имущественных отношений Татарстана и госхолдинг «Связьинвестнефтехим».
Политологи отмечают, что в силу специфики региона успешно делать бизнес здесь можно только на стыке экономики и политики. Чтобы иметь бизнес на уровне района, надо иметь хорошие отношения с главой района, если на уровне города— с мэром, на уровне субъекта— с руководством субъекта.
Поэтому все влиятельные бизнесмены ведут или вели в прошлом и политическую деятельность.
Авторитарная экономика
Татарстан остается одним из последних регионов России, куда минимально допущен московский капитал в лице финансово-промышленных групп. Весь макробизнес республики выстраивался на авторитете ее президента Минтимера Шаймиева. Его стратегия в перестроечное время основывалась на мягком поэтапном вхождении в рынок. Средства на это развитие были получены в ходе распределения доходов от нефти РТ и получения квот на экспорт нефти в результате соглашения между правительствами РФ и РТ в 1991 и 1994 гг. «Это рассматривалось как личная заслуга Минтимера Шаймиева. В эти годы внедряется образ «Бабая», как единственного реального патрона для населения РТ»,— отмечает Гузель Гузельбаева, социолог и автор исследования «Эволюция политической элиты Республики Татарстан».
Экономика Татарстана закрыта для активного федерального участия. Минтимер Шаймиев в начале 90-х сумел добиться передачи в республиканскую собственность всех промышленных активов, находящихся на территории республики (в рамках договора о разграничении полномочий с федеральным центром). Козырем Татарстана стало то, что нефтехимия здесь представляет собой единый территориально-производственный комплекс, и многие его технологические цепочки замыкаются внутри республики. Татарстанские нефтехимики единственные в стране в 90-е получали новое оборудование и имели возможность регулярно проводить модернизацию. Нефтехимические гиганты республики оказались спасены от приватизации и распада производственных связей, залоговых аукционов, через которые прошла основная часть их российских коллег. Это обусловило их активное развитие и нынешние лидирующие позиции в своих отраслях на российском рынке.
В свою команду Минтимер Шаймиев выбирал людей из ближнего круга. Тех, кому больше всех доверял. Политолог Мидхат Фарукшин отмечает, что подавляющее большинство политической элиты — выходцы из сельской местности. Причина — в продвижении к управлению «своих», земляков, считают политологи.
Экономическая элита, сложившаяся в 90-е годы до сих пор у власти. В 1993 г. руководителей из села было около 70%, что явно не соответствовало распределению населения Татарстана на городскую (71%) и сельскую (29%) части.
Судьи кто?
Валерий Абсалямов президент Гильдии риэлтеров РТ
Юрий Алаев генеральный директор ЗАО «Время и Деньги»
Ринат Билалов главный редактор «Бизнес Online»
Ринат Гареев директор казанского филиала НАУФОР
Нина Горюнова главный редактор «Эхо Москвы» в Казани
Ренат Залютдинов президент Ассоциации рестораторов Казани
Ольга Кудрина главный редактор газеты «Коммерсант», Волго-Уральское представительство
Василий Логинов заместитель председателя Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по социальной политике
Гузель Мансурова завкафедрой по связям с общественностью КСЮИ, политолог
Фарид Мингазов депутат казанской Городской думы
Сергей Никифоров генеральный директор «ФБК-Поволжье»
Юрий Николаев собкор газеты «Известия» в Татарстане
Лев Овруцкий публицист, политолог
Рустем Сабиров председатель Союза страховщиков РТ
Александр Салагаев генеральный директор «ЦАИР»
Андрей Симаков генеральный директор «Ипотечное агентство РТ»
Наталья Таркаева зампредседателя Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства РТ
Фарит Фазылзянов министр информатизации и связи РТ
Равиль Шарафутдинов управляющий филиалом ВТБ 24 в Казани
Андрей Ясько замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Методика составления рейтинга
Участники
Рейтинг влиятельности составлен на основе голосования экспертов. Экспертному опросу предшествовал анализ открытых источников аналитической группой «ДК». В экспертный совет рейтинга вошли представители властных структур и некоммерческих ассоциаций, политологи и бизнес-консультанты, а также редакторы крупнейших деловых и общественно-политических СМИ (полный список экспертов, принявших участие в исследовании, см. справа).
Место персоны в рейтинге определялось суммой баллов, набранной по результатам голосования. Учитывались персоны, за которых проголосовало не менее 15 экспертов. Под «влиятельностью» мы понимали следующее: бизнесмен, с одной стороны, оказывает прямое влияние на экономику региона как руководитель или владелец крупного предприятия, с другой, способен повлиять на решения, принимаемые чиновниками, так как обладает административным ресурсом и пользуется преференциями у власти.