Подписаться
Курс ЦБ на 02.07
78,41
92,74

Торговую недвижимость Казани займут мощные игроки

Рынок торговой недвижимости Казани в 2014 году показал неплохие результаты развития. Это говорит об интересе торговых операторов в отношении столицы РТ как перспективного выхода на потребителя.

Рынок торговой недвижимости Казани в 2014 году показал довольно неплохие результаты развития. Это свидетельствует о неугасающем интересе торговых операторов в отношении столицы республики как перспективного выхода на потребителя. О том, с какими успехами и неудачами заканчивает год рынок торговой недвижимости, DK.RU рассказал эксперт из компании Cushman&Wakefield.

Торговую недвижимость Казани займут мощные игроки  1Елена Стрюкова, руководитель отделения Волга департамента региональных проектов России и СНГ компании Cushman&Wakefield, уверена в  том, что за любым спадом всегда идет подъем, и любой спад нужно использовать с пользой. В 2014 году отмечена одна из самых низких посещаемостей торговых центров клиентами, конверсия находится на среднем уровне, однако обольщаться не стоит, считает эксперт, люди просто придерживают деньги.

«В течение года в Казани открывается не более трех небольших торговых объектов»

В настоящее время в Казани функционирует 21 торговый и торгово-развлекательный центр  общей площадью зданий около 672 тыс. м2 и торговой площадью 452 тыс. м2. Стоит отметить, что за последние пять лет в столице республики в течение года открывалось не более трех небольших объектов. Приведу примеры. В 2011 году после реконструкции открылись ТРЦ «Южный» и ТЦ «Республика» (ранее он носил название «Бульвар»), а также один новый объект – ТЦ «Миллениум Мебель». В 2012 году вторую жизнь получил ГУМ. В 2013 после реконцепции открылся ТЦ «Свита Холл» и заработал новый торговый объект ТЦ «Олимп». Нынешний год ознаменовался открытием трех новых объектов: «Золотое яблоко», «Галерея Тандем» и торгово-административный центр без названия на ул. Чистопольская, 11. Общая площадь введенных в эксплуатацию торговых объектов в 2014 году составляет 26 000 м2, торговая – 18 400 м2. В ближайшие 1,5-2 года будет построено 7 новых торговых объектов арендуемой площадью более 150 тыс.м2.

Вообще, 2014 год для рынка торговой недвижимости был богат на события: новые магазины открывались, нерентабельные закрывались, а торговые сети выразили намерение зайти на казанский рынок. Так, интерес к рынку проявляют продуктовые операторы. Стабильно высокие доходы и покупательская способность населения Казани и республики Татарстан в целом (в сравнении с другими регионами России) делает весьма привлекательным этот регион для деятельности продуктовых сетей. К примеру, французская группа «Ашан» откроет в Казани еще один свой формат — сеть из 6 супермаркетов «Атак». Первые два магазина открылись этой осенью. Также Казань примет нового мощного игрока - федеральную сеть продуктовых дискаунтеров «Верный», которая насчитывает 200 магазинов в городах России. В столице Татарстана сетью уже арендованы четыре площадки.

«Уровень вакантных помещений остается невысоким»

Анализ ключевых событий рынка торговой недвижимости говорит о наличии интереса торговых операторов к рынку Казани: об этом свидетельствует появление новых марок и новых магазинов, а также низкий уровень вакантных помещений. Однако, наряду с этим, наблюдается высокий уровень ротации торговых операторов и снижение потребительской активности покупателей.

Уровень вакантных помещений в качественных торговых центрах Казани остается невысоким (7%), однако по сравнению с 2013 годом (составлял 2%) он увеличился. С одной стороны торговые операторы видят перспективу работы на казанском рынке, но с другой ожидания многих, даже опытных сетевых арендаторов, относительно уровня продаж не оправдываются.

Новые объекты и объекты, проходящие ре-концепцию, заполняются арендаторами медленнее обычного – торговые операторы осторожничают, у многих сетей программы развития сокращены или приостановлены.

Текущий 2014 год был непростым для арендодателей и арендаторов с точки зрения ведения бизнеса. Макроэкономическая и политическая ситуация, нестабильный курс рубля по отношению к валюте, снижение покупательской способности не позволили большинству игроков рынка недвижимости достигнуть планируемых показателей бизнеса. Несмотря на то, что в начале года большинство арендодателей проиндексировали ставки аренды в соответствие с условиями договоров аренды,  уже ближе к лету многие вынуждены были пойти на предоставление скидок и льготных условий для привлечения новых арендаторов и сохранения текущих. В каких-то случаях арендодатели ограничивались предоставлением на безвозмездной или льготной основе рекламных возможностей. Чаще, собственники соглашались зафиксировать курс валюты в определенном коридоре, чтобы «заморозить» арендную ставку. Но также нам известно о большом количестве соглашений между арендодателем и арендаторами о предоставлении скидок на базовую часть арендной платы в размере до 50% на срок от трех месяцев до полугода.

Основные тенденции казанского торгового рынка недвижимости

Подводя итоги 2014 года, можно говорить о следующих основных тенденциях казанского рынка. Во-первых, торговые операторы сохраняют интерес к рынку Казани. Об этом свидетельствует появление в 2014 году новых торговых марок и увеличение количества магазинов действующих на рынке операторов. Во-вторых, казанские девелоперы строят торговые центры среднего размера (районные) общей площадью 20-30 тыс. м2. Однако такой формат все меньше востребован сетевыми торговыми операторами. В списке требований к арендуемым помещениям значатся торговые объекты площадью не менее 50 тыс. м2. В-третьих, по уровню обеспеченности торговыми площадями Казань находится на 6-ом месте среди городов-миллиоников (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга). На момент исследования в городе приходится 380 м2 на 1 000 жителей. На рынке есть свободная ниша для строительства новых объектов. В-четвертых, по сравнению с 2013 годом произошло смещение спроса в сторону уменьшения арендуемых площадей, как новыми арендаторами, так и текущими. В-пятых, уровень вакантных помещений в качественных торговых центрах Казани составляет 7%. Это в 3,5 раза больше, чем в прошлом году. В-шестых, ротация арендаторов в действующих торговых центрах Казани высокая. В 2,5 раза выше, чем в прошлом году, а также самая высокая за последние 7 лет. В-седьмых, чаще стали заключаться рублевые договоры аренды и договоры с фиксированным курсом валюты.

Собственники новых торговых объектов склонны предоставлять арендаторам льготы в виде арендных каникул дополнительно к периоду, что отводится на отделку помещения. Такие они составляют срок от 1 до 6 месяцев аренды и распространяются на базовую часть арендной платы.

Самое читаемое
  • Что с «Гринвичем»? В Екатеринбурге все-таки закрыли самый крупный ТРЦЧто с «Гринвичем»? В Екатеринбурге все-таки закрыли самый крупный ТРЦ
  • В Свердловской области тарифы на услуги ЖКХ выросли на 13,2%В Свердловской области тарифы на услуги ЖКХ выросли на 13,2%
  • Бывшего замминистра обороны приговорили к 13-ти годам колонииБывшего замминистра обороны приговорили к 13-ти годам колонии
  • «Не могу больше»: почему выгоревшие сотрудники уходят, а работодатели снижают объемы найма«Не могу больше»: почему выгоревшие сотрудники уходят, а работодатели снижают объемы найма
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.