Подписаться
Курс ЦБ на 18.10
80,98
94,58

Как «Апарель-С» увеличила продажи, уйдя от строителей к частникам

эксперт Игорь КОСТЕНКО генеральный директор ООО «Апарель-С» Нависающую угрозу дефицита ликвидности Игорь КОСТЕНКО, генеральный директор ООО «Апарель-С», увидел еще в сентябре 2008 года. Он сразу же

Кризис обескровил многие стройки Казани и изменил планы крупных игроков строительного рынка. Пострадала и вся цепь посредников и снабженцев — их обороты продаж упали в разы. Но компания «Апарель-С», занимающаяся стяжкой полов и оптовой торговлей строительного крепежа, сумела удержать свой бизнес на прошлогоднем уровне и даже немного вырасти. Фирма переориентировалась с крупных корпоративных заказчиков на розничного покупателя.

эксперт
Игорь КОСТЕНКО
генеральный директор ООО «Апарель-С»

Как заработать на конкурентах?
Какая часть коллектива должна уметь общаться с клиентами?
Что помогает увеличить объем продаж в «не сезон»?

Нависающую угрозу дефицита ликвидности Игорь КОСТЕНКО, генеральный директор ООО «Апарель-С», увидел еще в сентябре 2008 года. Он сразу же поделился опасениями с постоянными заказчиками — девелоперами крупных жилых проектов в Казани. Они заверили, что их кризис не коснется. А уже через месяц не смогли платить по счетам. Игорь Костенко решил не дожидаться роста дебиторской задолженности и стал искать платежеспособных клиентов. Хотя на тот момент казалось, что таковых нет.

Одно из направлений бизнеса Игоря Костенко — оптовая продажа метизов (металлических изделий) с оборотом порядка 3 млн руб. в месяц. Уровень продаж полностью зависит от объемов строительства заказчиков, и модернизировать это направление сложно.

Второе — стяжка полов — в среднем в месяц приносит компании от 1 до 4 млн руб. прибыли. Оно оказалось более мобильным и позволило бизнесмену выйти на новые рынки и не потерять прибыль.

Вышел на розничного клиента

В поиске новых каналов продаж Игорь Костенко использовал «метод модерации»: собрал сотрудников и провел с ними мозговой штурм. «Известно, что 80% решений, необходимых компании, содержится в головах ее сотрудников. Нужно только суметь их вытащить наружу», — прокомментировал руководитель «Апарель-С». Он сумел расположить специалистов к совместному решению проблемы — посыпались идеи.

Самым легким решением финансовых проблем оказалось выполнение муниципальных и республиканских заказов в сфере ЖКХ. Такие заказы стремятся сегодня получить как мелкие, так и некоторые крупные игроки строительного бизнеса. Но сложностей работы с бюджетными средствами немало: деньги это длинные и система контроля качества работ сложная.

Игорь Костенко начал искать другие федеральные госзаказы и сумел получить заказ на 28 млн руб. на стяжку полов в огромном военном комплексе Екатеринбурга по заданию Министерства обороны России.

Но делать ставку только на сотрудничество с госорганами было недостаточно. Решили выходить на розничного клиента.

Анализ показал, что население на тот момент аккумулировало наличность, боясь вкладывать в финансовые инструменты. Анкетирование клиентов подтвердило, что на тот момент, действительно, большинство стремилось либо закупить растущий доллар, либо вложить в технику, обучение или ремонт жилья.

Несмотря на то что переход в розничный бизнес на начальном этапе означал определенные потери, решение приняли. На том этапе стояла задача сохранить бизнес и работать с «живыми» деньгами, а не в долг. «Начав работать с розницей в декабре 2008 года, мы резко сократили объем реализуемых услуг. Если на крупных объектах наши специалисты отрабатывали до 6 тыс. кв. м полов в месяц, с розницей дело шло сложнее — 2,5 тыс. кв. м», — рассказал Игорь Костенко. Но прибыль компании осталась практически на прежнем уровне. Корпоративный заказчик, распределяя большие объемы работ, требовал и больших скидок. Среднерыночная стоимость стяжки пола к тому моменту опустилась вслед за снижением цен на строительные материалы до 30%.

Продавать услуги в розницу оказалось в полтора раза выгоднее: стяжка полов для корпоративных заказчиков стоила 370 руб. за кв. м, а для розничных — 550 руб. кв. м. Дополнительно со стяжкой пола «Апарель-С» начала продавать населению гидроизоляцию и шумоизоляцию полов в квартирах.

Технологии увеличили скорость работ

Конкурентным преимуществом компания выбрала скорость работ. Ее сократили до минимума за счет мобилизации сотрудников и дополнительной денежной мотивации: чем больше сделаем, тем больше заработаем. В день обращения клиента сотрудники компании делают обмеры полов и составляют смету. Если клиент ее одобряет, то специалисты на другой день делают пол — за день до 160 кв. м. В среднем компании делают порядка 100 —150 кв. м в день. Новых рабочих компания не нанимала. На некоторых объектах бригады работают уже в две-три смены. Средняя зарплата специалиста 30 тыс. руб. в месяц.

Чтобы не потерять в качестве, компания освоила новую немецкую методику стяжки полов и ввела внутренний контроль качества выполненных работ. Отдельно разработала и освоила систему работы в холода. «Прежде в нашем бизнесе зима не считалась сезоном для работы, и продаж в январе-феврале было крайне мало. В этом году мы отмели понятие «не сезон», продолжали активно работать, научились делать стяжку и при минусовой температуре. В результате объем продаж за этот период превысил прошлогодний показатель в полтора раза», — поделился Игорь Костенко.

Начал работать с информацией по-новому

В продвижение своих услуг на рынок розницы Игорь Костенко вложил минимум средств. Размещал листовки для потенциальных заказчиков в лифтах домов и подъездах. Но выбирал дома, где потребность в замене пола наиболее высока. «Хлебным местом» были дома, квартиры в которых сдавались с полами без стяжек, например «ФОНа», — рассказал он.

Специалисты компании изменили подачу информации. Если прежде давали объявления с указанием услуг вроде «стяжка полов», то теперь перешли на адаптированный для населения вариант «ровные полы».

Очень скоро новых заказчиков стали приводить сами клиенты, заработала самая эффективная реклама — «сарафанное радио». Важно было наладить контакт с покупателем услуги, угодить ему и запомниться. Организовали рассылку и звонки клиентам с целью узнать их впечатление после оказания услуги.

Общению с клиентами обучили весь персонал компании. Составили список повторяемых вопросов и ответов на них. Кроме того, завели журнал, в котором фиксируются все разговоры с клиентами. Таким образом, при каждом звонке клиент попадал на сотрудника, осведомленного о его требованиях и знающего стадию реализации услуги.

«В начале апреля к нам обратилась клиентка, зацикленная на аккуратности рабочих, — рассказал Игорь Костенко. — Выяснилось, что прежние умельцы дважды портили пол в ее квартире, поэтому она, прежде чем сделать заказ, несколько раз звонила и уточняла технологию работ. Благодаря детальному фиксированию запроса удалось ей угодить».

Не покупают услугу — продаем консультацию

Развитие розницы не привело к отказу от корпоративных клиентов. Но поскольку рынок сократился, чтобы получить заказ, требовалось к каждому заказчику подходить индивидуально.

«Весной к нам обратилась частная фармацевтическая фирма. Нужно было за 28 дней сделать ремонт склада и в том числе пол. А по стандартам полы делаются по особой технологии: полу нужно высохнуть и лишь потом можно начать ремонт помещения», — пояснил Игорь Костенко. Специалисты «Апарель-С» предложили свой метод стяжки, позволяющий делать ремонт и пол одновременно. Заказ получили и успешно выполнили.

Новым каналом дохода стал консалтинг. По словам Игоря Костенко, зимой он составлял до 40% от оборота компании по услуге стяжки полов. Консультации появились в линейке услуг как ответ на потребности потенциальных клиентов.

Например, «Апарель-С» предложила сделать стяжку полов в домах строительной компании «Антика», но заказ не получили — у девелопера свои специалисты и оборудование. Тем не менее Игорь Костенко изучил проекты домов и увидел, что дорогостоящее оборудование по стяжке полов используется лишь на 10% своих возможностей. «Тогда я предложил обучить специалистов, работающих на объекте, и пообещал, что отдача от оборудования вырастет до 80%. На этом обучении мы заработали 100 тысяч рублей», — отмечает он.

Обучение, по его словам, проходило в два этапа: теоретическое обучение немецкой технологии цементно-песчаной стяжки и практический мастер-класс на объекте. «Интересно было наблюдать, как у рабочих менялось отношение: от полного недоверия к нам до уважения и признательности. А самой большой наградой стало предложение о дальнейшем консультировании этой фирмы», — рассказывает Игорь Костенко.

Пересидев сложное время на рознице, сейчас компания «Апарель-С» все больше рассматривает крупные заказы. В следующем году фирма начинает делать стяжку полов в новом военном комплексе площадью 75 тыс. кв. м в Екатеринбурге. В Казани на различных крупных объектах компания намерена освоить объем в 50 тыс. кв. м.

Повышение дохода запланировано не только по стяжке полов, но и по другим направлениям деятельности. Среди ключевых задач компании на 2009 г. — выйти на ежемесячный доход от продажи метизов в 4 млн руб. И в качестве представителя немецкой компании продать оборудование для стяжки полов на сумму 10 млн руб.

досье
ООО «Апарель-С»
Основано: 6 марта 2002 года.
Профиль деятельности: услуги (стяжка полов), оптовая торговля (метизы).
Финансовые показатели: среднемесячный оборот компании на данный момент 5 млн рублей. Штат — 50 человек.

Источник: данные компании

цитата

Несмотря на то что переход в розничный бизнес на начальном этапе означал определенные потери, решение приняли. На том этапе стояла задача сохранить бизнес и работать с «живыми» деньгами, а не в долг.

Самое читаемое
  • Суды, связанные с энергетическими олигархами Урала, продолжаются: что известноСуды, связанные с энергетическими олигархами Урала, продолжаются: что известно
  • Путин и Трамп решили в ближайшее время встретиться в БудапештеПутин и Трамп решили в ближайшее время встретиться в Будапеште
  • Суд разрешил изымать авто нетрезвых водителей, независимо от их материального положенияСуд разрешил изымать авто нетрезвых водителей, независимо от их материального положения
  • Россия обновила миграционную стратегию страны до 2030 г.Россия обновила миграционную стратегию страны до 2030 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.