Как Дмитрий Фомин зарабатывает на пиве для эстетов
В разгар кризиса Дмитрий Фомин открыл в Казани бар, решив приучить казанцев к новому формату питья. Он рассказал DK.ru, как искал клиентов в соцсетях и на сколько вырастет рынок за три года.
Дмитрий Фомин пришел в бизнес для реализации своих творческих амбиций, устав от рутины будней наемного работника. Рискнув, он нашел в городе свободную и растущую нишу, которая, по его мнению, в ближайшие годы будет наращивать обороты.
Бизнес и дети
Уход в бизнес для меня начался с осознания конечности жизни. До открытия Fomin Bar&Shop я работал в «Связьинвестнефтехиме». Три года назад я задумался над тем, что я делаю. Было такое ощущение, что я могу прожить всю жизнь и не реализовать ничего из того, о чем я мечтал. Когда каждый день идешь в одной колее, с каждым годом все сложнее с нее сойти.
А после того, как у нас родился ребенок, это понимание окончательно сформировалось. Стало понятно, что именно сейчас - лучшее время для того, чтобы рискнуть. Если раньше я не мог начать, потому что не было подходящей для меня ниши, то в самый разгар кризиса в России появилось крафтовое пиво.
И я принял сложное решение открыть заведение именно в это непростое время. Потому что потом было бы поздно. Во время учебы на экономфаке КГУ мы с друзьями задумались, как было бы здорово запустить свою небольшую кофейню. Тогда их в центре вообще не было. А потом, буквально в течение года, в Казани начали открываться кофейни.
Ниша крафтового пива была совсем свободной. Было ясно, что нужно заходить на нее именно сейчас. Я занял денег, нашел помещение. Мы выбрали формат небольшого скандинавского бара. С женой создали нестандартный для пивного места интерьер – белые стены, пиво в винных бокалах, музыка. Я вложил в бар 1,3 млн руб.., а уже через четыре месяца работы вышел в прибыль.
Победа нестандартного
На тот момент крафтовый рынок был вообще не развит, и по этому поводу было много скептицизма. Мало кто верил, что бокал пива за 200-300 руб. кто-то будет покупать. Многие сомневались, что люди готовы в разгар кризиса тратить на это деньги. Думали: ну кто будет пить бутылочки пива по 0,33 за 600 руб.?
Оказалось, что пока на себе не попробуешь, не поймешь, насколько новый рынок объемен.
«Колыбель» крафтовой революции в мире – США. Я познакомился с этим явлением впервые в 2014 г. в Скандинавии - в Норвегии, Швеции, Финляндии. Казалось бы, это совсем не пивной регион, им исторически близки крепкие напитки. Но крафтовое пиво также захватило эти страны, как и весь мир. Мне крафтовое пиво было интересно потому, что его культура очень близка к винной. Она выводит пиво на другой эстетический уровень.
Несмотря на общее негативное настроение на рынке, я немного иначе посмотрел на кризис. Было понятно, что крафтовое пиво должно было бы конкурировать с импортом – оно дороже российского пива, но дешевле зарубежного, которое стало недоступно после роста курса доллара и евро.
Я изучил технологию ведения бизнеса в кризис и уверен, что в такие времена выигрывают нестандартные проекты.
Люди в любом случае захотят куда-то сходить отдохнуть. Но в кризис они выбирают нестандартные идеи. Классические форматы в кризис находятся под большим давлением. Когда ты отходишь чуть-чуть в сторону, это интересно. Тогда выбирают тебя.
Из соцсетей – в бар
Своих будущих гостей мы искали только с помощью соцсетей. Друзья очень помогли мне в плане PR, потому что я человек не из ресторанного бизнеса, и у меня не было 10 тыс. подписчиков в Instagram, когда я начинал. В тот момент (начало 2015 г. - DK.ru) вообще не было крафтовой аудитории, и сложно было оценить примерное количество людей, которым это интересно.
Было понятно, что Fomin Bar&Shop будет востребован у определенного типа людей. Я думаю, что это умный, красивый, интересный горожанин, который путешествует, развивается, много читает, слушает хорошую музыку, смотрит хорошее кино. Наверное, наши гости - это образованный средний класс.
Мы просто «шерстили» соцсети, издания, которые может читать «наш» человек. Скорее всего, он читает «TheVillage», «Афишу». Ты смотришь, кто в Казани в соцсетях на них подписан, и дальше уже начинается практически персональная работа с каждым. Так постепенно Fomin Bar стал обрастать друзьями. Возможно, таким нестандартным подходом удалось затронуть какие-то струны души у этих людей. Возможно, они поняли, что наше новое заведение, то, что им нужно.
Мне интересно работать с таким людьми, поэтому я постоянно присутствую в баре, общаюсь с ними. Я работаю с удовольствием, потому что делаю это для людей, которые мне интересны.
Обновление разнообразия
На розлив, как правило, мы предлагаем российское пиво – его производят отечественные пивоварни, а на витринах представлен импорт. В России есть порядка 5-6 пивоварен, которые варят очень качественное пиво. Главные из них находятся в Санкт-Петербурге. Зарубежные не менее интересны, так как у них больше опыта.
Но сейчас и наши пивоварни выходят на европейский рынок. Европа еще очень молода в развитии крафтовой культуры. Мы незначительно, лет на пять, отстали от неё. Другое дело, что в США это все началось в 60-70-е гг. прошлого века. Но Россия сейчас очень активно восполняет те пробелы, которые у нас есть. Тренды мирового крафтового пивоварения к нам приходят очень быстро. Когда в Европе стали популярными кислые сорта, все наши пивоварни начали их варить. Сейчас новый виток – пиво в бочках. Все наши пивоварни уже закупили их.
Главное в крафтовом пивоварении – регулярная ротация ассортимента. В некоторых пивоварнях выходит по 2-3 сорта пива в месяц. Люди «подсаживаются» на эту «игру» - попробовать, что появилось нового.
Летом у нас хорошо покупали кислые сорта, легкие. По мере того, как становилось холоднее, популярность начали набирать более крепкие сорта – до 10%-11%. Люди лояльно относятся к различным новинкам, с удовольствием расширяют свой пивной кругозор. Есть отдельная категория гостей, которая пьет только один стиль пива.
Свободный рынок
Я думаю, что наш сегмент - один из самых быстро растущих на данный момент. Нужно понимать, что выросли цены на хорошее вино, виски, коньяк. На некоторые из них ценники вообще стали заоблачными. Но людям по-прежнему хочется пить что-то хорошее. Многие, кто раньше пил дорогой виски, перешли на крафтовое пиво.
Для тех, кто хочет немного алкогольно поэстетствовать, крафтовое пиво становится наиболее доступным. Cейчас в моду входит бочковое пиво, которое можно очень долго выдерживать, и ты можешь экспериментировать со вкусами сколько угодно. На данный момент на этом рынке просто необъятная площадка.
Сейчас объемы производства растут у всех. Я могу сказать, что открываются конкуренты, но это никак не отражается на выручке. Наш бар в сравнении с 2015 г. вырос на 30% по выручке.
Это говорит о том, что рынок формируется. Открытие новых мест работает, скорее, на привлечение аудитории, чем на ее «перетягивание». Я думаю, что постепенно рынок разовьется так, что внутри крафтового пива появятся сегменты, и бары начнут делать какие-то «фокусы». Я тоже постепенно начинаю уходить в нишевые проекты. Например, я не покупаю дешевое пиво, хотя есть бары, где ценник до 200 руб.. Эстетский сегмент мне наиболее интересен. У меня есть желание работать с этим направлением.
Атмосферу делают люди
Думаю, что в ближайшие три года рынок крафтового пива будет расти. Потом крафт займет определенную долю. Такое пиво закрепится и станет вполне обыденной историей. Кто-то говорит, что пройдут годы, и рынок остановится. Я думаю, что такого не будет. Конечно, у него есть свои пределы роста, но, завоевав определенные высоты, сегмент останется на этом уровне.
Это также, как если бы прошла мода на хорошие авто или хорошую одежду. Но крафт не заменит классические сорта пива. Я думаю, что он может занять до 20% от общего рынка пива. Просто та аудитория, которая расположена к употреблению крафтового пива, не массовая.
Сейчас Госсовет Татарстана готовит поправки на запрет работы всех заведений, расположенных на площади менее 50 кв. метров, независимо от того, в каком типе зданий они находятся. Здесь мы будем работать на опережение, вне зависимости от того, будут приняты эти поправки или нет. Мы хотим переезжать на большую площадь.
Это базовый план, на который я уже решился. Нужно будет только додумать схему, по которой это все будет работать. Придется привлекать дополнительное финансирование, потому что собственных резервов нет. Нужно будет думать, как лучше всего без ущерба для бара это сделать.
В целом, я уверен, что такими мерами просто «убивается» формат маленького европейского бара. Я не буду менять формат. Я очень надеюсь, что атмосфера, которая сложилась в нашем баре, сохранится и на новой площадке. Атмосферу делают люди, интерьер, общая концепция. Я хочу сохранить все это.