Казанские дилеры сбавили скорость
эксперты Ильдар Зиннуров владелец автогруппы «Сапсан» Михаил Котляров коммерческий директор компании «АКОС» Рафаиль Садыков директор автоцентра «Азимут» Сергей Целиков директор аналитического аге
эксперты
Ильдар Зиннуров
владелец автогруппы «Сапсан»
Михаил Котляров
коммерческий директор компании «АКОС»
Рафаиль Садыков
директор автоцентра «Азимут»
Сергей Целиков
директор аналитического агентства «Автостат»
Сергей Чернов
заместитель генерального директора компании «КАН-Авто»
Вернется ли рынок автокредитования к прежним объемам?
Когда произойдет насыщение авторынка?
По данным агентства «Автостат», за первые три квартала 2008 г. в Татарстане было продано более 64 тыс. новых легковых автомобилей. Доля отечественных машин продолжила свое снижение — на конец октября она составила 25%, хотя еще два года назад была почти вдвое больше. По мнению аналитиков, кризис способен сыграть на руку продавцам автомобилей LADA, и по итогам года в общем объеме продаж доля «наших» машин может подрасти до одной трети.
Спрос на иномарки привел к активному развитию дилерских сетей — сегодня в Казани работают порядка 15 официальных дилеров, которые продают автомобили 33 иностранных брендов. По данным «Автостата», за 10 месяцев в Казани было продано около 34 тыс. новых иномарок, а оборот рынка составил около 15 млрд руб.
За год число автоцентров в Казани увеличилось на 15%: сегодня их 53 против 44 в прошлом году. Кроме того, игроки казанского авторынка пополнили свои дилерские портфели. «Делфо-Авто» начал продажи автомобилей Cadillac. Дистрибьютор АвтоВАЗа «КАН-Авто» заключил дилерское соглашение с «Дженерал Моторс СНГ» на право продавать все бренды группы, включая премиальные Cadillac, SAAB и HUMMER. Правда, впоследствии от дилерства последнего компания отказалась.
Продолжили «наступление» на Казань и федеральные игроки. Вслед за московским «Автомиром» (официальный дилер Suzuki) в городе открыл свой салон питерский холдинг «РРТ» — компания пришла в Казань с массовыми OPEL и Chevrolet. Начиная продажи в Казани, руководство «РРТ» заявляло, что в течение полутора-двух лет компания займет 40% местного рынка OPEL и Chevrolet. В будущем году компания «РРТ» планирует начать продажи Subaru и Honda. «Опыт «РРТ» показал, что в Казани все еще остается место для федеральных игроков, — считает Рафаиль Садыков, директор автоцентра «Азимут». — Три докризисных месяца показали — по сравнению с местными игроками «РРТ» доставляет машины гораздо быстрее, так как берет их со складов компании в Москве».
Местные игроки тем временем выходят за пределы Казани и Татарстана. «Большинство производителей уже имеют в Казани по нескольку партнеров. А в соседних регионах, например, в Чувашии и Удмуртии, автомобильный рынок все еще остается свободным», — комментирует г-н Садыков.
В то же время финансовый кризис заставил многих игроков местного авторынка приостановить строительство новых салонов. В обычных условиях дилерский автоцентр окупается в среднем за 5 лет, и ни одна компания не строится на свои деньги. Сегодня же, когда банки приостановили выдачу «длинных» кредитов, дилеры практически лишились финансовых ресурсов. «Достраивать неоконченные центры дилерам придется уже на собственные средства. Скорее всего, строительство возобновится не раньше весны будущего года», — поясняет Михаил Котляров, коммерческий директор компании «АКОС».
Вследствие экономической нестабильности ожидается укрупнение местного авторынка. «Сапсан» сегодня ищет стратегического инвестора, который бы выкупил пакет «25% плюс одна акция». Ильдар Зиннуров, владелец автогруппы «Сапсан», не исключает возможности слияния с лидером бизнеса холдингом «ТрансТехСервис», который «держит» более трети местного рынка автомобилей. Если слияние произойдет, доля объединенной компании на рынке составит порядка 50%.
Основным локомотивом развития российского авторынка на протяжении последних пяти лет являлось автокредитование. В 2008 г. в России, и в Татарстане в частности, в кредит продавался каждый второй автомобиль. Докризисные прогнозы «Автостата» говорили, что по итогам года в РФ с использованием кредитных схем будет продано 1,6 млн машин на сумму в $3,15 млрд. Из общего числа проданных в кредит автомобилей Татарстан «возьмет» 48 тыс. машин, а сумма выданных в регионе автокредитов достигнет $94,5 млн. Ситуация на финансовых рынках внесла в прогнозы аналитиков весьма существенные коррективы — уже сейчас ясно, что дилеры продадут как минимум на 300 тыс. машин меньше, а российский автомобильный рынок недосчитается по меньшей мере $6-7 млрд. Игроки рынка уверены — основную роль сыграло прекращение выдачи кредитов с нулевым и десятипроцентным первоначальным взносом. Такие займы составляли около 50% от всех выданных кредитов, а по наиболее демократичным моделям эта доля доходила до 70%. Кризис не изменил среднюю стоимость кредитной машины — сегодня она, как и в начале года, составляет 430 тыс. руб., но кредитов выдают в два раза меньше. Эксперты предполагают, что возврата к прежним объемам уже не будет — даже после выхода из кризиса банки не возобновят кредитование с минимальным первоначальным взносом. «В этом случае мы вернемся к уровню 2006 г., когда основную массу составляли займы с первоначальным взносом в 30%», — прогнозирует г-н Котляров.
Аналитики полагают: после того как банки оправятся от кризиса, они могут начать осваивать сегмент вторичного автокредитования. «До сих пор официальный дилер, продавая подержанный автомобиль, по сути, платил двойную ставку НДС: в первый раз — при продаже нового автомобиля, во второй — при сбыте подержанного, — поясняет Сергей ЦЕЛИКОВ, директор аналитического агентства «Автостат». — Однако с 1 января вступает в силу норма, в соответствии с которой дилер будет платить НДС лишь с разницы между продажной ценой и стоимостью, за которую он выкупил машину у продавца». Эксперт выразил уверенность, что отмена двойного НДС приведет к развитию системы trade-in. «Если сегодня через автосалоны проходит лишь каждый десятый подержанный автомобиль, то через 2-3 года их доля может вырасти до 20-30%», — полагает г-н Целиков.
Вместе с автокредитованием уходит в «минус» и весь автомобильный рынок. Еще в июне участники рынка прогнозировали, что по итогам года его рост относительно 2007 г. составит как минимум 30%, а суммарные продажи — как минимум 60 тыс. машин. Однако финансовый кризис перечеркнул прогнозы аналитиков — рынок уже демонстрирует 30-процентное падение. Дилерские склады переполнены, а на смену многомесячным очередям пришли небывалые скидки и дорогие подарки от продавцов и поставщиков машин. По оценкам Михаила Котлярова, сегодняшнее предложение превышает платежеспособный спрос как минимум на 20%. «То, что сегодня стоит нераспроданным, дилеры заказывали у поставщиков 3-4 месяца назад с учетом того, что на конец года традиционно приходится всплеск продаж».
Как правило, автомобили, датированные прошлым годом, компании продают до марта-апреля. Михаил Котляров полагает, что в 2009 г. основная масса остатков автомобилей выпуска 2008 г. будет распродаваться до мая-июня будущего года. «На то, что не удастся продать и к этой дате, дилеры и поставщики вновь установят большие скидки», — говорит эксперт.
Наступающий год ознаменуется повышением цен на автомобили практически всех марок. «Японцы» уже прибавили в стоимости порядка 6%. Volvo объявило о повышении на 10-15% . Рост продолжится и за счет усиления доллара по отношению к рублю. Наконец, с 1 января с 25 до 35% вырастут таможенные пошлины на ввоз иномарок, что дополнительно прибавит к стоимости автомобилей 5-7%.
Финансовый кризис как минимум на год отложит подписание компаниями новых дилерских соглашений с дистрибьюторами. К примеру, компания «РОЛЬФ», официальный дистрибьютор Mitsubishi в России, уже не форсирует тендер на дилерство марки в Татарстане, так что в ближайшее время за ТТС сохранится монополия на марку.
Впрочем, эксперты убеждены — независимо от ситуации российский автомобильный рынок будет развиваться не только за счет европейских регионов РФ, но и за счет Сибири и Дальнего Востока. Географическая близость этих рынков, во-первых, снижает затраты поставщиков на доставку автомобилей. Во-вторых, несмотря на самый высокий показатель обеспеченности машинами — 500 автомобилей на тысячу населения, — рынок Дальнего Востока и Сибири, по сути, свободен. «В этих регионах засилье праворульных машин, часть из них — так называемые самосборы, — говорит г-н Котляров. — Им по 7-10 лет, а то и больше. На Дальнем Востоке очень мало дилерских автоцентров и авторизованных сервисов, так что поставщикам машин есть куда развиваться».
В то время как рынки Поволжья, в том числе и казанский, двигаются к насыщению, Сергей Чернов, заместитель генерального директора компании «КАН-Авто», считает рынок Татарстана близким к насыщению и приводит следующую статистику: согласно опросам, сегодня лишь каждая пятая семья, уже имеющая автомобиль, может себе позволить вторую машину.
Кризис сместил дату насыщения местного рынка. Динамика европейского рынка сегодня составляет 10% в год, и еще весной участники рынка говорили, что к столь невысоким темпам роста Россия в целом и Татарстан в частности придут не ранее чем к 2012 г. Сегодня аналитики склонны считать, что из-за кризиса это произойдет не раньше чем к 2015 г.
Сергей Целиков: «Отмена двойного НДС приведет к развитию trade-in. Сегодня через салоны проходит каждый десятый подержанный автомобиль, через 2-3 года их доля может вырасти до 20-30%».Рафаиль Садыков: «Большинство производителей уже имеют в Казани несколько партнеров. А в соседних Чувашии и Удмуртии автомобильный рынок все еще остается свободным».