Казанский ДСК заявил о намерении строить 150 тысяч кв.м. жилья в год
Увеличив мощность завода, директор комбината намерен застроить республику домами нового типа, обеспечить РТ стройматериалами и занять почти половину рынка. Об этом - в интервью для DK.RU.
Новую жизнь построенный в советское время завод КДП-3 (ныне – Казанский ДСК) обрел в тот самый момент, когда его выкупила компания «Ак Барс Девелопмент». Александр Сидоров, директор завода, рассказал «ДК», что тормозит развитие отрасли и как панельное домостроение обретает новое прочтение.
Все началось с того, что «Ак Барс Девелопмент» начал рассматривать возможность производства домов из сборного железобетона. В Казани освободилась площадка от КДП-3, ее и приобрел холдинг. Наследие советского завода было такого, что нужно было начинать завоевание рынка «с чистого листа».
- Размер инвестиций в модернизацию не озвучу, но могу сказать, что это дешевле, чем построить завод в чистом поле, - отмечает Александр Сидоров. - Источник инвестиций – в том числе кредит из банка. Переместили старое оборудование в один цех, отсортировали лишнее. И начали производить дома, которые стоят сейчас в «Светлой долине».
Есть два сегмента, в котором мы работаем: производим сборные конструкции для строительства домов и железобетонную продукцию – для частников и для крупных корпоративных клиентов - застройщиков. Сваи, дорожные плиты, лотки, лестничные марши… Конечная наша продукция используется на стройках Камгэсэнэргострой, Ак Таш, YIT… Мы занимаем немалую нишу и можем производить одновременно порядка 70 комплектов свай в сутки.
Что такое сборные конструкции для домов? Все очень просто: практически вся продукция делается на заводе в цехах, в конечном итоге выходит разобранный панельный дом, и 20 человек на стройке около 5 месяцев собирают 17 этажей и 3 подъезда, к примеру.
Выпускаем дом в разобранном виде. Армированная сетка, залитая бетоном, с закладными, которые между собой соединяются. А дальше все это собирается, как конструктор. Получается квартира, перекрытая цельной плитой: у нее и опорная часть – плиты, и перекрытия – плиты, лестничные марши, шахты лифтов, винблоки – все из железобетона.
Еще в советское время придумали так собирать дома из панелей. Другое дело, что мы вдохнули в это новую жизнь, потому что сейчас дома не панельные, а из сборного железобетона, другое качество, проекты домов другие – нетиповые. Инженерные сети другие – больше внимания уделяем вентиляции.
Купить новое оборудование, запустить его и научиться производить по-новому - этого мало, дальше надо научиться строить по-новому, инженерные сети выстраивать по-новому. Когда дом собирается, он уже собирается с инженерными сетями, с трубами под отопление, электроразводками и так далее.
К концу 2014 года будет установлено и запущено в эксплуатацию новое оборудование - арматурное, формовочное, бетоносмесительное, и завод будет выходить на мощность 150 тысяч квадратных метров, то есть, грубо говоря, в год будет выдавать 10 трехсекционных домов. Продукция будет получаться еще более высокого качества. Например, арматурное оборудование выдает сразу готовую сетку с проемами за 2 минуты, и отходов меньше.
Можно будет быстро переходить от производства одного вида продукции к другому – мы собираемся строить дома разные, они не повторяются. Это решение для Запада типовое, для нас новое. Бетоносмесительное оборудование может делать высокомарочные бетоны, цветные бетоны. Формовочное оборудование будет выпускать с конвейера детали, которые будут хорошо стыковаться между собой.
150 тысяч квадратных метров жилой площади в год – столько мы практически собираемся строить, с учетом всех потерь, а проектная мощность, конечно же, выше. Сегодня мощность – около 50 тысяч квадратных метров определенных видов. 150 и даже 250 тысяч квадратных метров - далеко не предел. Вторая очередь модернизации будет непременно, вопрос в том, чего хочет рынок.
Если в РТ строится 2 миллиона квадратных метров, а в Казани - миллион, то в нашем понимании 150 тысяч квадратов – это капля в море. 15 процентов и даже 25 – рынок полностью потребит. Важна скорость строительства – кирпичный дом строится 1-2 года, панельный при такой технологии – около полугода.
При таком раскладе мы и 50 процентов рынка займем через некоторое время.
АБД купил завод, но не купил клиентскую базу – клиенты тогда перешли к другим поставщикам. Пока позиции на рынке мы не имеем, она будет позже. По каждому отдельному продукту мы конкурируем с разными заводами. По сваям - практически со всеми заводами. Но при этом мы единственный завод панельного домостроения в Казани.
Мы будем пересекаться с Челнами, с волжским ДСК, но здоровая конкуренция никогда никому не мешала. В Татарстане есть еще «Домкор»» в Челнах – но он от нас находится за 250 километров, а на рынке панельного домостроения дальше 200 километров возить нецелесообразно. Пока мы сами себе ключевые клиенты. Есть потенциальные клиенты - девелоперы, в первую очередь мы ориентированы на крупного застройщика – тех, кто хочет строить много и быстро.
По сваям и плоским изделиям – не планируем расширяться, будем держать свою долю. У нас была загрузка высокая 80-100 процентов, думаю, она и сохранится. Чтобы строить хорошие дома, нужно будет уметь производить хороший бетон разного типа, но это как сопутствующий товар. Да, мы умеем это делать, но наша задача, наше искусство – сделать все элементы для сборки дома.
Если говорить о производстве железобетона в РТ, то мы можем обеспечить себя стройматериалами. Хотя уровень загрузки предприятий невысок. Мощностей достаточно, производств мало, но если будет заказ, то его смогут обеспечить - если строить дешево и не очень быстро.
Драйвер отрасли – это имидж республики, политика региона такова, что в РТ привлекают новую рабочую силу, кадры из других регионов, а для них нужно строить жилье. Есть и зона для развития - это определенный уровень менеджмента в РТ в строительстве.
Есть и проблема качества местного сырья. Здесь есть гравий, но нет в определенных объемах твердых пород, нет определенных фракций щебня, мелкого заполнителя для высоких марок бетона. Если нужно получить бетон с очень хорошей поверхностью (которую не надо будет красить, которая не будет подвержена осадкам, которая будет хорошо смотреться) – то будет проблема с сырьем.
Нужно возить материалы с Урала, соседних областей. Если хотите обычный крепкий железобетон, который покрасите или оштукатурите или закроете вентиляционным фасадом – то проблем нет. Мы строим нашу производственную программу таким образом, что даже очень качественные материалы будем получать из сырья нашей страны.