Кому выгодно подорожание полисов ОСАГО: дайджест мнений
1 октября 2014 г. страховщики назвали днем реформы ОСАГО. Вместе с увеличением лимитов выплат по «автогражданке» ЦБ объявил и новые ставки по ОСАГО. Кто выиграет от нововведений – в дайджесте DK.RU.
О том, что с 1 октября лимиты выплат за имущественный вред при ДТП увеличиваются со 120 тыс. до 400 тыс. руб., страховщики узнали еще в июне, когда Дума начала обсуждать поправки в законы об ОСАГО и об организации страхового дела. Предложенное тогда комитетом по финансовым рынкам повышение лимитов сами страховщики восприняли крайне негативно, настаивая на пропорциональном увеличении страховых тарифов. В противном случае, утверждали аналитики, ОСАГО превратится для страховых компаний в совсем уж убыточный вид деятельности.
Замгендиректора «Эксперт РА» Павел Самиев в материале РБК прогнозировал обострение ситуации с ОСАГО вплоть до отказа страховщиков от лицензий:
«Эти поправки могут привести к тому, что рынок ОСАГО перестанет интересовать страховщиков. Думаю, что даже некоторые крупные страховщики сдадут лицензии. Поправки принимаются в интересах страхователей, но почему-то законодатели не задумываются, что могут загнать ситуацию обратно в 90-е годы — к автоподставам и конфликтам на дорогах».
О трагическом развитии событий рассуждал на страницах РБК-Daily президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс:
«Страховщики, безусловно, в этом случае понесут потери, но нужно понимать, что пострадают в первую очередь 45 млн автовладельцев, которые в результате окажутся без страховой защиты, потому что никакие государственные решения не могут обязать страховые компании в благотворительном порядке заниматься заведомо убыточным бизнесом».
Правда, у участников рынка оставалась надежда, что регулятор (Банк России) прислушается к их сетованиям и значительно увеличит тарифы. Интрига сохранялась до самого вступления в действие поправок к законам. 1 октября ЦБ объявил об увеличении тарифов, правда, не в тех масштабах, чтоб удовлетворить страховщиков. Так, для самой массовой группы автолюбителей (категории B, BE) установлено минимальное значение тарифа в 2440 руб., максимальное — 2574 руб., (в этом коридоре сам страховщик выбирает значение тарифа), прежнее значение - 1980 руб. Важнейшая часть тарифа - коэффициенты к нему (по стажу, возрасту водителя, мощности автомобиля и территории его использования) не изменились. В итоге для той же категории B тарифы выросли на 23-30%.
Страховщики расценивают новые условия по ОСАГО как очередной шаг навстречу страхователям, не учитывающий при этом интересы страховых компаний. Гендиректор ОАО «Росгосстрах» Дмитрий Маркаров заявил газете «Коммерсант»:
«Накопившаяся недостаточность тарифов не покрыта, не решена проблема убыточных регионов. […] Если бы эта коррекция тарифов случилась без повышенных лимитов выплат, ситуация бы выравнялась. Сейчас же с учетом увеличенных выплат и сниженной планки износа деталей до 50% рост тарифов должен составить 70%».
С г-ном Маркаровым солидарен замглавы «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов:
«К сожалению, тарифного коридора в качестве тонкого инструмента с возможностью отрегулировать убыточность внутри проблемного региона нам не дали. Коридор в 5% — это вообще ни о чем».
Первый зампред правления СОГАЗа Николай Галушин обращает внимание на несоразмерность социальной направленности новых условий ОСАГО и экономической обоснованности:
«Корректировка тарифов построена больше на социальном факторе, нежели на экономическом».
Топ-менеджер СОГАЗА считает, что новые правила не изменят негативного тренда, когда страховщики не стимулируют продажи полисов ОСАГО в убыточных для себя регионах (попросту создавая дефицит полисов), а такое развитие событий – совершенно не в интересах рядовых автовладельцев.
Пока рано говорить о массовом уходе с рынка страховщиков, о чем заявляли эксперты при обсуждении грядущих поправок. Кроме того, у регулятора, в соответствии с законом, остается возможность дальнейшего повышения тарифов и региональных коэффициентов к ним, в чем особенно заинтересованы страховщики. Общий же итог нововведений, как его оценили участники рынка – улучшение положения автолюбителей (за исключением проблемных регионов) и дальнейшее ухудшение для самих страховых компаний.