Крег Кохон: Не просто цирк
Подписывая меморандум о гастролях Cirque du Soleil в Казани, мэр Ильсур Метшин сказал, что это еще одно подтверждение статуса «третьей столицы» России. Гастрольные расписания шоу составлены на г
Не просто цирк Крег Кохон
Вице-председатель Совета директоров компании Cirque du Soleil Rus
Родился 5 июня 1963 г.
Образование: Университет Западного Онтарио, факультет свободных искусств
Семья: женат, воспитывает двоих детей Cirque du Soleil
Год основания: 1984
Место основания: канадская провинция Квебек.
Основатель: уличные цирковые артисты Ги Лалиберте, Даниэль Готье и Жиль Сте-Круа
Количество артистов: более 4000 человек, задействованные в 25 шоу
Зрители: представления посмотрели более 90 млн человек в 250 городах мира
Годовой оборот: $600 млн
Подписывая меморандум о гастролях Cirque du Soleil в Казани, мэр Ильсур Метшин сказал, что это еще одно подтверждение статуса «третьей столицы» России. Гастрольные расписания шоу составлены на годы вперед, и, чтобы попасть в заветный список, Казани пришлось побороться со столицей Италии.
Куда Cirque du Soleil, туда и туристы. Градоначальники подсчитали, что приезд «дю Солей» повышает поток туристов в город в среднем в 5 раз. И Казань надеется на такой же эффект. «На выступления в августе приедут жители Уфы, Перми, Нижнего Новгорода, Ульяновска, я знаю, что крупные татарстанские предприятия (Татнефть, Нижнекамснефтехим, КАМАЗ) выкупают целые пулы билетов для своих сотрудников», — рассказал мэр Казани.
Cirque du Soleil не имеет аналогов, его шоу не с чем сравнивать. Синтезировав различные виды сценического искусства, Cirque du Soleil создал новый жанр, подарив ему собственное имя. Фантастические, невероятные шоу посмотрели более 90 млн человек на 5 континентах. В 2009 г., в год своего двадцатипятилетия, легендарная компания и лидер мировой индустрии развлечений пришел в Россию.
Главная сцена Cirque du Soleil находится в Монреале, в провинции Квебек (Канада). Это место, где он родился. Но на сегодняшний день функционирует семнадцать разных шоу под маркой Cirque du Soleil: десять стационарных шоу (в Лас-Вегасе, Нью-Йорке, Орландо, Токио и Макао), остальные годами гастролируют по всему свету, рассказывает Крег Кохон.
Корректируете ли вы шоу в зависимости от места и аудитории?
— Нет, шоу не меняется. Более того, у нас на каждое шоу выделен только один единственный состав артистов. Поэтому, если по какой-то причине кто-то из труппы не может выступать, шоу в гастрольном турне заменяется на другое.
Но работа в разных странах подталкивает творческий состав Cirque du Soleil к новым экспериментам, рождает идеи. Например, состоятельные зрители стационарного шоу в Лас-Вегасе как-то не пожалели денег и предложили труппе изобрести что-нибудь, чего никто прежде не видел. Сказали, делайте, что хотите, экспериментируйте, пробуйте, придумывайте новые технологии, не ограничивая творчество фиксированным бюджетом. В результате появилось шоу «Ка», сумма бюджета которого составила $200 млн.
Каковы отношения Cirque du Soleil Rus с головной компанией в Монреале? Как распределены зоны ответственности?
— Вообще в Cirque du Soleil работает почти 4000 человек, среди которых — свыше тысячи артистов, остальные — директорский состав и администрация, творческие цеха (режиссеры, постановщики номеров, художники, музыканты), тренеры, технический персонал, кадровый отдел, учителя, повара, охрана и т.д.
В главной штаб-квартире, которая находится в Монреале, работает большая часть из перечисленного не актерского состава — 1800 работников. Там создается большая часть шоу программ. На создание каждой цирковой программы уходит от года до 3 лет.
Идеи в основном рождаются у основателя Cirque du Soleil Ги Лалиберте. Он собирает творческую команду, которая прорабатывают эту идею: формирует главную тему, пишет сценарий, музыку, ставит свет, придумывает персонажи и их костюмы. Именно монреальский офис приглашает к работе именитых и талантливых художников, композиторов и режиссеров, каким, например, оказался бельгиец Франко Драгоне, поставивший в разные годы восемь постановок для Cirque du Soleil.
Почему за бренд Cirque du Soleil в России отвечают бизнесмены, формально далекие от шоу-бизнеса, мешает ли это развитию проекта?
— А как можно разделить людей на творческих и нетворческих? Мы привыкли вешать на людей ярлыки — ты артист, он врач, она учитель. На самом деле каждый может стать кем угодно и в каждом из нас живет и бизнесмен, и циркач. Главное — найти какую-то середину. Потому что без творческой жилки ни один коммерческий проект не будет успешен. Так же без коммерческой не получится сделать масштабное творческое шоу.
Дю Солей с русским акцентом
— Во всех шоу Cirque du Soleil работают русскоязычные артисты. В некоторых постановках, например, в «Алегрии» более половины артистов — из стран бывшего Союза. Их тяга к мировому бренду объяснима, для цирковых артистов — канадский цирк стал неким мерилом мастерства, лучшим работодателем, полным воплощением их самореализации и успеха. В то время, как годовой оборот государственной компании «Росгосцирк», по ее собственным данным, составляет около $3,5 млн, оборот Cirque du Soleil — в 200 раз больше.
Привлекая в программы артистов из России, Cirque du Soleil каким-то образом использует принципы уникальной российской цирковой школы?
— Cirque du Soleil ставит свои задачи, и требования к артистам здесь довольно высокие. Попасть сюда — все равно что войти в премьер-лигу. Но среди русских очень много талантов: у нас работают русские тренеры, постановщики номеров, художественные руководители и рекрутеры. Мы задействуем множество цирковых артистов из России. В наших шоу участвуют даже российские талантливые спортсмены, призеры чемпионатов мира и Европы по спортивной акробатике.
Цирки в крупных российских городах, входящие в систему Госцирка, получают бюджетное финансирование. При этом их руководители постоянно жалуются на недостаток средств, просят увеличить фонды, говоря, что высокохудожественные программы не могут зарабатывать самостоятельно, рынок-де не принимает высокое искусство. Есть ли какие-то формы господдержки Cirque du Soleil в разных странах?
— Когда мой партнер и основатель цирка Ги Лалиберте в 1984 г. придумал формат Cirque du Soleil, он обратился к Правительству провинции Квебек, и оно поддержало начинание. Тогда для рекламы своего проекта он с группой единомышленников прошел 90 км от Бай-Сен-Поля до Квебека на ходулях. В результате средства были выделены. Но о какой-то поддержке со стороны государства сейчас речи нет. И у нас нет такой необходимости.
Если бы менеджеры российских цирков спросили вашего совета, как сделать программу, которая смогла бы стать рыночным бестселлером, что бы вы им сказали?
— Нужно менять подход, менять мышление. В ближайшие годы российский цирк не сможет стать коммерческим, даже если на это будут выделены деньги. Мы в свое время ломали стереотипы, и до сих пор на этом держится наш бизнес. Мы удивляем — это наша главная задача. Отрицаем, что есть что-то невозможнее. В России же слишком много «нельзя». Хотя на деле и оказывается, что все возможно. Но это мешает развитию бизнеса. В Европе же наоборот: там хотя и действует принцип «все можно», но на деле ничего нельзя. И это тоже мешает развитию творческого потенциала.
В октябре прошлого года Cirque du Soleil впервые показал в Москве свою программу. На очереди — Казань и Санкт-Петербург. Можно ли говорить о регулярных представлениях в городах России?
— Можно, мэр Казани Ильсур Метшин уже выразил такое пожелание. Возможно, ближе к Универсиаде 2013 г. мы организуем в Казани летнее уличное шоу Cirque du Soleil. Это несколько отличный формат от того, что мы привозим этим летом.
Какова стратегия Cirque du Soleil в России? Можно ли надеяться жителям Екатеринбурга, Новосибирска, Красноярска, Ростова-на-Дону и других крупных городов, что они тоже увидят программы Cirque du Soleil?
— Надеяться можно, рано или поздно мы приезжаем во все города, куда нас приглашают. Правда, с гастролями в некоторые точки мира связаны технические сложности. Дело в том, что для установки шапито требуется определенное пространство. Должны быть свободные площади, на которых мы бы уместились, да и поверхность должна быть ровная — перепад не должен превышать 1,5 см. Поэтому не каждый город может принять. Особенно распространена эта проблема в Европе с их узкими улицами. Но мы работаем над решением этой задачи и никому не отказываем.
Игра для взрослых мальчиков и девочек
Недаром цирк ассоциируется с волшебством. Cirque du Soleil ломает стереотипы каждым своим действием. Рекламируют шоу знаменитости, расхаживающие на ходулях, за новыми идеями для представлений создатель Cirque du Soleil летает в космос, а билеты на шоу раскупают через сеть даже те, кто прежде не совершил через Интернет ни одной покупки.
Самые дешевые билеты на казанское представление стоят в несколько раз дороже, чем на обычные цирковые представления. Аудитория Cirque du Soleil в России — наиболее обеспеченная часть населения?
— Все люди равны. Мы рассчитываем, что наша аудитория — это абсолютно каждый человек. Чтобы сделать возможность посещения шоу доступнее, проводим различные акции. Например, день студента, когда все билеты на шоу продаются по одной минимальной стоимости: кто раньше пришел, тот выбрал лучшее место.
Как бы это ни звучало — для нас главное не прибыль. Сначала мы хотим сделать хорошее шоу, создать уникальную первоклассную идею. И только потом уже говорить о прибыли. И даже если мы не получим за это прибыли, ничего страшного. Ведь настоящая роскошь — это не бентли, не большой дом, а время. Мы стараемся его не терять и делать по-настоящему ценное уже сегодня. Посмотрите на мои часы. На них написано: самое время. Это моя философия.
Как вы продвигаете свой бренд в разных странах, поддерживаете имидж цирка?
— У Cirque du Soleil довольно много поклонников по всему миру. Поэтому продвигать наш бренд несложно. Мы стараемся включать всех любителей нашего шоу в творческий процесс, и не перестаем их удивлять. Недавно, на 25-летие Cirque du Soleil, организовали флеш-моб с хождением на ходулях, в котором приняло участие 800 человек, в том числе много знаменитостей и довольно состоятельных людей. Это мероприятие вошло в мировой рекорд по массовому хождению на ходулях.
Мой партнер Ги Лалиберте стал первым человеком, полетевшим в космос в качестве туриста, так появилась, кстати, тема для очередного шоу «Варикай» с Икаром, упавшим с неба.
Год назад мы стали открывать «Евровидение» своими небольшими выступлениями. Это тоже довольно необычный маркетинговый ход.
Вы заявили, что будете продавать билеты в Казани только через Интернет, но у нас не настолько хорошо развита электронная торговля. Чтобы делать на нее ставку. Нет опасений по этому поводу?
— То же самое нам говорят в каждом городе. Везде, куда мы приезжаем, более 70% билетов реализуются через Интернет. Кстати, в интернет-продажах мы тоже рекордсмены, так что ждите оживления онлайн торговли в вашем городе.