Подписаться
Курс ЦБ на 05.07
78,83
93,01

Леонид Барышев: Заработал со вкусом

Леонид Барышев никогда не строил грандиозных бизнес-планов. «Я даже не думал, что наш майонезный бизнес разрастется в предприятие такого масштаба, — вспоминает глава и совладелец компании «Эссе

Леонид Барышев называет себя «варягом» в татарстанской экономике, считая, что он всегда был здесь нежеланным гостем. Друзья и конкуренты же называют его «майонезным королем», сделавшим за 13 лет из елабужского «майонезного» цеха целый пищевой холдинг, производящий порядка 20% соуса в России.

Леонид Барышев никогда не строил грандиозных бизнес-планов. «Я даже не думал, что наш майонезный бизнес разрастется в предприятие такого масштаба, — вспоминает глава и совладелец компании «Эссен Продакшн АГ». — В общем-то, я и не сторонник глобальных бизнес-целей. Это как знать дату смерти: достигнешь мегаплана — и что дальше? Заработаешь $100 млн — и на покой? У меня другой бизнес-принцип: я всегда ищу новые ниши и возможности и, как газ полностью заполняет пустое пространство, заполняю их».

Однако, несмотря на большое количество планов и работу в разных бизнес-направлениях, основным «кормильцем» Леонид Барышев и сегодня называет «майонезное» производство. «Сегодня львиную долю дохода нашей компании приносит производство майонеза, производство спредов и другие направления активно развиваются, но пока их доля не превышает 20%», — рассказал Барышев «ДК».

Леонид Барышев

Генеральный директор и совладелец ЗАО «Эссен Продакшн АГ», депутат Государственного совета РТ

Родился: 3 ноября 1973 г.

Образование: Елабужский педагогический институт; КамПи (менеджмент производства); Московский государственный технический университет «МАМИ».

Хобби: виндсерфинг, лыжи, путешествия.

Продал «газель» и открыл первый цех

Создавался майонезный бизнес в 1998 году, за месяц до разразившегося в стране кризиса. Хотя идея родилась раньше, когда Леонид Барышев еще учился в Елабужском пединституте. Уже тогда он начал искать себя в бизнесе — продавал конфеты и крупу, апельсины и лимоны, а затем и начал возить в Казань майонез. Вадим Махеев, сегодняшний совладелец «Эссен Продакшн АГ», был первым партнером Леонида Барышева и в студенческой торговле. Однажды, закупая товар, молодой предприниматель обратил внимание на припаркованные у складов дорогие автомобили. На вопрос, чьи это, он получил ответ охранника — «майонезников». Как часто смеялся потом Барышев, так он понял, чем надо заниматься.

Начал собирать информацию, разговаривал с технологами. Махеев продал свою «газель», Барышев — легковушку, и на эти деньги было решено открыть первый цех по производству майонеза. Вскоре зарегистрировали ЧП «Махеевъ».

Проблемы возникали постоянно — с нехваткой средств, с поиском помещения. «Программ господдержки бизнеса тогда не было, мы ни о какой помощи тогда и не думали — дали бы работать спокойно. Полгода мы открывали первый цех, сертификаты необходимые получали, помещение искали», — рассказал бизнесмен.

Помог случай: когда новый глава района как-то выступал перед горожанами и обещал поддержку предпринимательству, 24-летний Леонид Барышев протиснулся к микрофону. Сказал, что он хочет производить майонез. Глава города дал отмашку «подсобить».

Дело пошло — арендовали столовую, которую переоборудовали под цех. «Тогда мы готовы были вложить в дело 210 тыс. руб. собственных средств, но полная линия стоила 280 тыс. руб., залезли в долги. Это было за месяц до черного августа 1998 г.», — рассказал он. Мощности тех лет позволяли производить 2 тонны продукта в смену. Сегодня же бизнес Барышева производит до 600 тонн майонеза в тот же период.

Лошадка чует майонез

Про создание бренда «Махеев» ходит много историй. Хотя на самом деле название майонеза родилось случайно: когда заказывали первую баночку, дизайнер предприятия, изготавливавшего крышки, написал на ней «Махеев». «Мы сначала удивились, зачем так явно выделять название предприятия, — говорит Леонид. — А он нам: «Да вы что, ребята, — это же фишка такая!»

Партнер по бизнесу Вадим Махеев долго сопротивлялся, не хотел, чтобы майонез называли его именем, боялся рисковать фамилией. В результате все же поддался на уговоры Барышева. И компания начала работу над первым роликом. Создали сюжет под старину — «Майонез зовут Махеевым». Однако эта реклама, по признанию Леонида Барышева, сыграла не в их пользу. Легенду о помещике Махееве, который столетие назад создавал в Елабуге майонез, приняли за чистую монету. А узнав, что его не было, разочаровывались. И, кроме того, марка формировала отношение к майонезу как к «элитному». А соответствующее качество партнеры сразу не могли себе позволить. «Мы начинали с 30-процентного майонеза. Потом довели его жирность до 45%. Притом что наши московские конкуренты писали на упаковках 60-70% жирности при реальных 15%. Мы врать не хотели, но и лучшее качество себе позволить не могли», — рассказал бизнесмен.

Тогда Леонид Барышев придумал создать бренд-заменитель — продукт с жирностью 27%, рассчитанный на низший ценовой сегмент. Назвали «На всякий случай». Конкуренты решили, что елабужские предприниматели сдались, бросили «Махеева» и переключились на «На всякий случай». Продажи «Махеева» действительно упали, потому что «НВС» стал «отъедать» у него долю рынка — в какой-то момент доля «НВС» достигла чуть ли не 60% от оборота. За это время партнеры подняли жирность первого майонеза сначала до 47%, а затем и вовсе до 67%. Возникла гармония между восприятием и содержанием пакетика, и через полгода продажи нормализовались.

В 2002 г. Махеев и Барышев уже отказались от аренды помещения под цех, производство разрослось и переехало в собственное помещение в 10 тыс. квадратных метров.

Несмотря на вернувшийся успех, рекламу с «элитной» подачей повторять не стали. Уже в 2000-х гг. создали один из наиболее удачных и запоминающихся мульпликационных роликов. Это был мультфильм о крестьянине, отправившемся в путешествие на лошади, который сопровождался чтением перефразированного стихотворения Пушкина: «Зима, крестьянин торжествует, в Елабугу поехал через лес. Его лошадка снег не чует, лошадка чует майонез».

И майонез «почуяли» не только в Татарстане, но по России. «Эссен Продакшн АГ» в сжатые сроки вышел на позиции крупнейшего производителя майонеза не только в России, но и в Европе. После рекламной кампании пошли хорошие продажи в Германии, Израиле, Казахстане, Молдове и других странах. Доля экспорта дошла до 20%. Леонид Барышев задумался о создании предприятия по производству майонеза в Германии, адаптированного под вкусы местных жителей. Переговоры с немецкими партнерами велись вплоть до кризиса 2008 г.

«Мы испугались и заморозили проект, может и зря», — рассказывает Леонид Барышев. Германского завода в сегодняшних планах бизнесмена уже нет, но от идеи перенести часть производства за пределы страны он не отказался. «Мы рассматриваем возможность создать площадку по производству майонеза в Латвии, там и льготы есть, и логистика удобная для работы в еврозоне. Но в ближайшие два года этого не произойдет: до конца 2012 года мы расширяем производства в Краснодаре и Новосибирске — бюджет расписан», — поделился планами Леонид Барышев.

Параллельная розница

Карта с флажками-точками производства майонеза у Леонида Барышева не единственная. С 2003 года Леонид Барышев заполняет и вторую карту — с городами присутствия елабужской сети продовольственных гипермаркетов Essen (ООО «Оптовик»). Сеть насчитывает 20 гипермаркетов общей площадью 130 тыс. кв. м, 18 из которых расположены в Татарстане (Зеленодольск, Альметьевск, Елабуга, Набережные Челны, Чистополь и др.) и два — в Вятских Полянах Кировской области и в Сарапуле в Удмуртии. «Эссен» позиционирует себя как гипермаркет экономкласса, средний чек в котором около 700 руб.

И сеть снова строилась на собственные средства. «У нас с Вадимом Махеевым принцип такой — тратим только то, что зарабатываем. В этом смысле мы пошли не по стандартному пути построения бизнеса. Обычно ведь как: думают, хочу создать производство сразу большой мощности, сеть — на десятки регионов. Мы же строим бизнес постепенно, постоянно перестраивая его», — рассказывает Леонид Барышев.

Поэтому, создавая производство, партнеры не планировали строить розничные сети.

Идея создать свою сеть пришла так же спонтанно, как и производить майонез. Когда в начале 2000-х Леонид Барышев был в гостях у тещи в Санкт-Петербурге, он увидел, насколько популярны гипермаркеты «Лента». «Это стало для нас озарением — мы убедились в успешности такой модели бизнеса. В это время розничных сетей в Татарстане существовало считанные единицы — «Ак Барс», «Эдельвейс» и все. Мы попробовали в Елабуге в уменьшенном масштабе — буквально на 800 кв. м. Понравилось, пристроили еще несколько тысяч квадратных метров», — вспоминал он позже.

В первых собственных гипермаркетах, появившихся в Елабуге, Набережных Челнах, в Нижнекамске и Чистополе, Барышев на правах хозяина ставил на полки в основном собственный майонез, соглашаясь на соседство разве что с Calve. Около 2% продаж тогда «делалось» в своих магазинах.

По словам Леонида Барышева ритейл развивается быстро — за год в Поволжье открыто более 10 новых гипермаркетов площадью около 5 тыс. кв. м каждый, в том числе гипермаркеты открываются за пределами Татарстана (в Башкирии, Чувашии, Удмуртии). Каждый магазин, по мнению господина Барышева, может сразу занять 10-15% рынка продуктового ритейла в новом городе.

Холдинг «Эссен»

Год основания: 1998

Владельцы: Леонид Барышев (57%) и Вадим Махеев (43%).

Структура холдинга: ЗАО «Эссен Продакшн АГ» — предприятие по производству продуктов питания, ООО «Оптовик» — торгово-розничная сеть из 12 гипермаркетов в крупных городах Татарстана, развлекательно-досуговый центр «Манхеттен-Бруклин», туристическое агентство «Эссен туристик», база отдыха, благотворительный фонд.

Штат: 3.7 тыс. человек, свыше 2,7 тыс. — в торговой сети и 1 тыс. — в производстве.

Выручка холдинга в 2010 г: 15 млрд руб.

В расширение своей сети «Оптовик» вкладывает до 1,5 млрд руб. (около 150 млн в каждый магазин). И как всегда, только собственные средства.

А в Казань «Эссен» пока не собирается. «Казань перенасыщена торговыми площадями, а стоимость строительства здесь в два раза дороже, чем в той же Башкирии или Удмуртии, — объясняет свою позицию в одном из недавних интервью Леонид Барышев. — Прежде чем выходить в Казань, нужно посмотреть, как здесь будет работать «Ашан». Зачем лезть в банку с пауками, если рядом есть свободные рынки?».

Развитие розницы стало полноценным самостоятельным направлением бизнеса Барышева. А непрофильные направления он старается не открывать. «У нас был опыт создания развлекательно-досугового центра в Елабуге. Мы хотели в первую очередь создать в своем городе развлекательную инфраструктуру — этим руководствовались. Но проект принес больше хлопот, чем денег. Хотя он и сейчас существует, мы его не продавали: и боулинг, и ночной клуб работают, но прибыли там нет — начали только себя окупать», — рассказал бизнесмен.

Страсти по власти

Леонид Барышев нередко в интервью говорит о своей команде как о дерзких, активных ребятах, которые не стремятся играть по чьим-то правилам. В случае с Барышевым это не просто слова. За годы работы в Татарстане с его именем связано по меньшей мере три скандала, которые создали Леониду Барышеву агрессивную репутацию борца за справедливость.

Первый открытый спор произошел с конкурентом — группой компаний «Нэфис» из-за рецептуры майонеза с перепелиными яйцами. В декабре 2008 года арбитражный суд Татарстана признал «Эссен Продакшн» нарушителем исключительных прав КЖК на рецептуру майонеза с использованием перепелиных яиц. После своей победы КЖК заявил о намерении взыскать с «Эссен Продакшн» 2 млрд рублей ущерба, которые обещал направить на благотворительность. Однако затем сумму претензий снизил — до 1 млрд руб.

В ходе судебных разбирательств Барышев добился того, что арбитраж отказал КЖК в удовлетворении иска, приняв тот факт, что арбитражный суд Москвы признал патент КЖК на майонез с использованием перепелиного яйца незаконным.

Однако этим дело не закончилось — Леонид Барышев заявил о переносе своего бизнеса в другой регион. Политические мотивы этого решения читались между строк. Убежденный в том, что компанию «Нэфис» поддерживает правительство Татарстана, бизнесмен перерегистрировал свою компанию «Эссен Продакшн АГ» в Самарской области и перевел половину производства в одну из соседних областей, сократив 300 рабочих мест в Татарстане. В результате ВРП Татарстана недосчиталось около 6 млрд руб.

Правительство РТ не могло не отреагировать. На специально созванном по этому поводу брифинге министр экономики РТ Марат Сафиуллин попытался смягчить удар по репутации региона. Министр публично опроверг суждение о том, что правительство поддерживает только «Нэфис» и преследовал «Эссен Продакшн АГ»: «Барышев и его предприятие нам очень важны — если бы мы его притесняли, оно бы не достигло столь высоких результатов». Министр говорил и о созданных для бизнесмена «тепличных условиях».

Однако Леонид Барышев остался при своем мнении, которое разделил и его соратник Вадим Махеев. В ответ на вопрос журналистов, не слишком ли накладным будет переезд самого производства, учитывая строительство новых зданий, монтаж и демонтаж оборудования, он отвечал тогда, что «остаться здесь, чтобы нас обанкротило конкурирующее предприятие, будет самоубийством».

И, наконец, недавний открытый конфликт с премьером РТ Равилем Муратовым, ставший прецедентом в республике. Барышев подал на высокопоставленного чиновника в суд, защищая деловую репутацию. Поводом для иска стали слова г-на Муратова в одном из интервью о том, что в компании Леонида Барышева налоговые службы «обнаружили конвертную систему» оплаты труда: «Мы не доглядели, что у них налоговые отчисления не производятся, не перечисляются средства в пенсионный фонд, что НДФЛ мы не получаем и что в Госжилфонд они не платят». Барышев доказал свою правоту.

Для Леонида Барышева борьба за репутацию стала делом привычным. «Мы всегда были здесь варягами. Когда приходишь в чужой город, приводишь бизнес, наживаешь много недругов. Мы долго оставались чужими в политико-экономическом бомонде Татарстана, так как мы не чьи-то дети, не родственники. И поэтому нам приходилось «показывать зубы», заставлять с нами считаться», — поясняет Леонид Барышев. «Мы маленькие, но гордые предприниматели из Елабуги», — смеется он.

Однако, по его же словам, ситуация уже стала меняться. Первым неожиданным событием стала абсолютная победа независимого кандидата Вадима Махеева на парламентских выборах в Госсовет РТ от Набережных Челнов в марте 2009 года. Спустя полгода и сам Леонид Барышев баллотировался в депутаты Госсовета, уже от Зеленодольска. Предприниматель из Елабуги победил с гигантским отрывом от своих конкурентов — набрал 58,21% голосов. Результат явно неожиданный как для местной власти, так и для республиканского руководства. При этом денег на предвыборную кампанию, по признанию Барышева, ушло немного. «Мы тогда потратили менее 1/10 части того, что сегодня тратим на выполнение предвыборных обещаний. Ежеквартально порядка 1,5 млн руб. у нас идет только на ремонт дорог во дворах Зеленодольска».

Так амбиции и желание участвовать в экономической жизни республики «на равных» с местными промышленниками привели Леонида Барышева и Вадима Махеева в Госсовет РТ.

Сегодня компания «Эссен Продакшн АГ» продолжает активное развитие и уже скоро планирует заявить об открытии новых направлений деятельности.

Анна Саушина

Самое читаемое
  • Дмитрий Каменщик пытается остановить национализацию ДомодедовоДмитрий Каменщик пытается остановить национализацию Домодедово
  • Уральские строители прогнозируют критическое снижение объема ввода жильяУральские строители прогнозируют критическое снижение объема ввода жилья
  • Уральский банк оштрафован на 300 тыс. руб. за давление на должниковУральский банк оштрафован на 300 тыс. руб. за давление на должников
  • Денис Паслер анонсировал строительство нового мусоросортировочного комплексаДенис Паслер анонсировал строительство нового мусоросортировочного комплекса
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.