Ляля Бикчентаева, «Достижения молодых»: «Нас обвиняли в эксплуатации детского труда»
Глава центра молодежного предпринимательства «Достижения молодых» хочет обучать бизнесу всех школьников Татарстана. Как воспитать в детях предприимчивость и научить создавать школьные компании?
Ляля Бикчентаева семь лет возглавляет НКО Казанский центр «Достижения молодых», который бесплатно учит школьников основам предпринимательства. В интервью DK.ru она рассказала, как ей в одиночку удается приобщать к бизнесу татарстанских школьников, почему не все из них становятся предпринимателями и от каких ошибок детей может предостеречь участие в школьной компании.
От коробочек – к Лондону
Школьные компании появились благодаря партнерству с международным движением «Junior achievement» («Достижения молодых» - DK.ru). Я сама попала в программу в 2000 г., когда еще училась в школе. У нас была своя компания по производству рамочек для фотографий.
Я была вице-президентом компании по маркетингу. Мои родители считали, что я клею коробочки – со стороны занятие действительно было весьма комичное. Себестоимость наших рамочек была около 4 руб., а продавали мы их за 7 руб.. Даже для 2001 г. их цена была явно занижена. У нас товар сметали до того, как мы успевали их вынести.
Два года наша школьная компания действовала. Конкуренция в то время была еще невысокая, на весь Татарстан было, наверное, около десяти компаний. Мы стали победителями сначала в Татарстане, потом на российском уровне. Я сама, будучи школьницей, участвовала в соревнованиях в Париже и Лондоне.
Затем стала преподавать в школьной компании. Я изнутри увидела каково это – работать со школьниками. И это ужасно, потому что уйти из этой профессии ты не можешь. Ты приходишь в сентябре в класс, перед тобой сидят «кабачки», не понимающие, что ты от них хочешь. Ты пытаешься им что-то объяснить. А в конце учебного года это просто другие люди, уверенные и с результатами работы.
Сейчас я занимаюсь тем, что продвигаю изучение предпринимательства детьми. Вся наша команда – это я и моя помощница Екатерина Седова, а также многочисленные волонтеры. Наша работа строится по двум основным направлениям: образование и конкурсы. Сначала мы обучаем ребят азам предпринимательства, а потом соревнуем между собой, вывозим их на конкурсы в Москву и Европу.
Татарстан – прецедентный регион. Почти нигде больше школьные компании не обучают. В этом году благодаря сложившемуся партнерству с Министерством экономики РТ у нас порядка 50 школ вовлечены в программу. Ежедневно появляются школы, которые хотят присоединиться. В целом, мы обучим около 300 человек.
Идеальная модель бизнеса
С точки зрения функционирования, школьная компания устроена просто идеально. Я абсолютно убеждена, что участие в ней развивает голову на 100%. В школьной компании по правилам экономической игры есть президент и пять вице-президентов: по производству, по маркетингу, по финансам, по персоналу и по ИКТ (информационно-коммуникационным технологиям – DK.ru).
Это составные части абсолютно любого проекта. Что бы ты не начал создавать, нужно придумать продукт, кому ты это будешь продавать, посчитать финансы и собрать крутую команду. Как следствие, по этим направлениям мы детей и учим. Есть командные тренинги, есть упрощенная система бухучета – тоже с двоичной записью и балансом. Дети подводят баланс, там всего 13 счетов. Потом им обычный бухучет осознать очень легко. Есть много взрослых людей, которые этого не понимают, в том числе, и предприниматели.
Я не готова сказать, кого в школьных компаниях больше – мальчиков или девочек, потому что, фактически, получается, что их поровну.
Стартуют, в основном, девочки. Но как только компания начинает хорошо себя показывать в школе, присоединяются мальчики.
Дети работают в формате проектной группы – они создают продукт, реализуют его на ярмарках, а потом снова отдыхают. Для детей участие в школьной компании – это не возможность заработать деньги. Живут они достаточно благополучно. У них всегда есть деньги на McDonald’s или на новую юбочку.
От hand made – к B2B
В основном, дети продают hand made. Много товаров домашнего декора – прихватки, фартуки, саше, подставки под чашки, мыло, свечи, открытки. Те школы, которые по грантам выигрывают классы труда, занимаются изделиями из дерева, пытаются что-то делать с 3D-принтерами. Но проблема школьников в том, что первое, что они начинают делать, когда им привозят современную технику – это безделушки. Есть целая технология, которая позволяет любую форму отлить быстро и легко, а они все равно делают брелок.
Им просто не хватает фантазии на то, чтобы придумать, для чего эта технология была бы применима. Им не хватает кругозора, им не хватает общения, чтобы увидеть ниши на разных рынках. Наша школьная компания из ИТ-лицея начала на таких принтерах делать индивидуальные трафареты с логотипами компаний и теперь продает их, например, городским кафе.
ЕГЭ как преграда для бизнеса
У детей в современной системе обучения огромное число стереотипов. Это главное, с чем мы боремся. Например, они боятся продавать дороже. Презентуя свой продукт, они говорят: мы продаем дешевле всех остальных, поэтому мы лучшие. Мы разбираемся и говорим им, что они не разбогатеют, если будут продавать так дешево.
Дети говорят: я старался. Неважно, что ты старался, важно к какому результату ты пришел, какой получился продукт. А учителя и дети измеряют свои заслуги по тому, насколько он устал. Это ужасно.
Мне показалось, что за время моей работы стереотипов в умах школьников стало еще больше. Рамочность ЕГЭ, когда есть только один правильный ответ, давит на детей. Больше всего это заметно, когда они заполняют какие-то проекты. Это как в тесте по обществознанию. Там у них есть определенный формат. Они пишут текст по шаблону. Там должен быть тезис, личный опыт, вывод. Вот они так и пишут, и рассуждают абсолютно обо всем. Грустно, что они себя чтением классической литературы или высказываниями успешных людей не утруждают. Они пишут: «таким образом», «также», «из чего мы можем сделать вывод».
Право на ошибку
Школьная компания – это непросто. До детей тяжело доходит, они сложно осваивают все процессы. Но когда в мае видишь эту же команду, где каждый – с прямой спиной, уверенным голосом спокойно общается с прессой, рассказывает про свой проект и любит его, видишь, что это настоящая мощная управляемая команда, которая готова решать любые задачи по одному звонку, по одной записи в чате, – это вдохновляет.
Главное в нашем проекте – не предпринимательство. Цель – воспитать в детях понимание, что только они сами ответственны за свой успех в жизни и свое будущее. Мы растим хороших управленцев, менеджеров в проектной деятельности.
Подростковый возраст – особенный. Ты все время находишься в конфронтации с родителями, все время пытаешься им доказать, что ты что-то можешь. И школьная компания в этом плане очень «экологична» - ты делаешь что-то, не спрашивая у родителей. Ты полностью берешь на себя ответственность за проект, продажи, качество и все остальные составляющие.
Здесь дети могут совершить ошибки, которых смогут избежать во взрослом возрасте.
Они обязательно промахнутся с ценой, партнерами или качеством. Я могу сколько угодно говорить, что надежный партнер – это очень важно, что есть такие, которые «сядут на голову», но пока они в команде этого не увидят, это будут просто слова.
Моя мечта – чтобы школьные компании в Татарстане имели 100%-й охват. Мне интересно посмотреть, как это будет выглядеть, если в республике в бизнес будут играть абсолютно все дети. Чтобы с шестого класса дети играли в бизнес и росли, зная, что это серьезно. А для этого нам нужно финансирование стабильное и чтобы республика в этом была заинтересована.
Когда мы только начинали, к нам приезжало телевидение и снимало сюжеты в стиле «какой кошмар, дети и деньги, как это можно совмещать? Это же эксплуатация детского труда!» Сейчас тон изменился. О нас говорят, насколько этот формат актуален и насколько он контрастирует с тем, что сегодня из себя представляет система образования в России.
Заинтересованность у школ теперь совсем иная – теперь это не что-то новое для них, а то, что позволяет закрыть те бреши в системе образования, которые есть с точки зрения формирования ребенка как личности, в том числе, которые присутствуют и из-за ЕГЭ, крена образования имеет в сторону тестов.
Обычно директорам интересно с нами работать, потому что на российском уровне здесь достаточно низкая конкуренция. Программы сложные, и мало где они есть. Как следствие, есть возможность выигрывать соревнования. Плюс формат новый – в какой-то мере инновационное обучение, бизнес-симуляции. Это все тренд, это образование будущего. То, к чему мы в любом случае придем. Если директор школы этим занимается, значит, это человек, который смотрит в будущее.
Карина Каримова