Нельзя превращать восстановленные здания в офисы компаний
Необходимо вернуть зданиям их первоначальное назначение. Для чего они изначально строились и для чего их планировали архитекторы, но с поправкой на реалии XXI века.
Сейчас много говорят о том, как восстановить исторический центр Казани. Но, по сути, разговоры сводятся к реставрации зданий. А ведь это только полдела. В здания нужно заново вдохнуть жизнь.
Отреставрированные дома не должны быть закрыты для туристов и казанцев. И потому их ни в коем случае нельзя превращать в офисы. Ведь что собой представляет типичный офис в центре? Шлагбаум, охрана, стоянка для своих — посторонним попасть невозможно. Нам это нужно?
Если мы восстановим лепнину на фасаде ради того, чтобы сделать хороший турецкий евроремонт внутри, это будет смешно. И это будет не то, что нужно для развития исторического центра Казани.
На мой взгляд, выход здесь один. Необходимо вернуть зданиям их первоначальное назначение. Для чего они изначально строились и для чего их планировали архитекторы, но с поправкой на реалии XXI века.
Понятно, что сегодня человек, который имеет возможность купить особняк в центре города, жить в 10 метрах от трамвайной линии не будет. Это будет или очередная коммуналка, или дешевое социальное жилье. Но если мы имеем дело с историческим особняком, где в XIX веке располагалась дворянская усадьба, то сегодня там надо сделать дом приемов.
Я имею в виду, что необходимо воссоздать интерьеры и не офис там разместить, а проводить внутри переговоры, встречи. Это может делать одна крупная компания, в собственности которой находится особняк. Либо он должен сдаваться в аренду под конкретные мероприятия. Как это делается во всем мире.
И когда приезжает какая-нибудь делегация, а для нас все‑таки самое главное сегодня — это инвесторы, здание можно использовать для ее приема. Но делегации каждый день не приезжают. Поэтому в остальное время здание можно использовать в качестве музея. Но для этого нужно воссоздать интерьер, обставить особняк аутентичной мебелью ушедшей эпохи.
Огромные деньги вложены в комплекс зданий в Казанском кремле, ратушу, мэрию. Но стоит там мебель XXI века производства наших китайских товарищей. И нет у меня ощущения того, что я в XIX веке оказался, находясь внутри! А ведь когда приезжаешь в Париж и заходишь в старинное здание, попадаешь в другой мир, в другой век. И за это путешествие во времени люди готовы платить.
А есть еще купеческие дома — тоже памятники, но не дворянского, купеческого быта. В них нужно воссоздавать доходные дома. Но не квартиры в них делать, как это было изначально, а апарт‑отели внутри открывать. Там уже, конечно, не будет того воссоздания интерьеров, там это будет более утилитарно, но, тем не менее, это не будут закрытые для посетителей объекты в центре города. Это будут доступные дома, где на первом этаже можно выпить чашечку кофе, а на втором — какое‑то время пожить. У нас же сейчас много специалистов, которые приезжают в Казань по работе на месяц, на два.
И еще один путь. На мой взгляд, любая солидная корпорация могла бы подать пример, открыв в одном из восстановленных казанских особняков музей. Это было бы хорошим этапом в деле возрождения старины.
Вексельберг уже года два назад заявлял об открытии музея российского уровня. Но это другие средства, другие масштабы. А вот чтобы какой‑то субъект федерации за подобное взялся… На мой взгляд, в Казани для этого все условия сегодня есть.
Здание в центре города может работать в режиме обычного музея, но в какие‑то часы будет перекрываться — частный музей отличается от государственного тем, что должен зарабатывать деньги на свое существование. На Западе в порядке вещей проведение приемов и свадеб в музеях. Причем даже в государственных. Это у нас еще считается чем‑то сверхъестественным.
Колонка написана на основе выступления на пресс-конференции группы компаний ASG