Николай Прянишников: Мы готовимся к росту IT-рынка
Российское подразделение Microsoft несколько лет признавалось самой динамично развивающейся частью всемирной корпорации. По словам Николая Прянишникова, Microsoft имеет установившиеся отношения с к
Российское подразделение Microsoft несколько лет признавалось самой динамично развивающейся частью всемирной корпорации. По словам Николая Прянишникова, Microsoft имеет установившиеся отношения с коммерческими предприятиями и организациями, а также органами государственной власти на федеральном уровне и очень неплохо работает в Москве. Но главный потенциал роста сегодня в регионах. Как по степени проникновения, так и по технологическим решениям: автоматизации бизнеса, предоставлению электронных услуг населению.
Казань— один из первых городов, где вы побывали в новой должности. У Microsoft особые планы на Татарстан?
— Да, для нас это стратегический регион. Первое соглашение о лицензировании продуктов Microsoft, которое мы заключили на уровне субъектов федерации, было именно с правительством Татарстана. Так что у нас уже есть положительный опыт сотрудничества. На нынешней встрече с премьер-министром республики Рустамом Миннихановым мы говорили о том, что Microsoft продолжает инвестировать в новые технологии и продукты, и мы хотим, чтобы цифровые услуги и другие электронные сервисы были доступны жителям республики, членам правительства и корпорациям.
Ранее заключенное соглашение действовало с 2006-го по 2009 год. Будет ли оно продлеваться?
— Да, причем мы договорились расширить действие соглашения не только на правительство РТ, но и на муниципалитеты. Также мы решили оперативно внедрять все самые последние решения. Например, новая ОС Windows 7, которая скоро появится на рынке, будет локализована на татарский язык. Мы договорились, что проведем пилотный проект по внедрению нашей ERP-системы в одном из министерств Татарстана, и далее этот опыт, возможно, будет расширяться на другие министерства и ведомства.
Какова стоимость пакета, который вы предлагаете республике? И сколько госаппарат сэкономил с помощью продуктов Microsoft?
— На данной встрече мы не оговаривали конкретные параметры пакета и его стоимость, так как это зависит от ряда факторов, например, количества приобретаемых лицензий. Речь шла о развитии стратегического сотрудничества, которое не всегда можно измерить в деньгах, тем более— сразу. Я уверен, что эффект есть. Об этом говорит хотя бы тот факт, что правительство РТ одним из первых запустило пилотный проект по использованию системы объединенных коммуникаций на базе нашего продукта Office Communications Server, с помощью которой можно экономить деньги на связи и командировках. Могу поделиться нашим опытом. Microsoft в России, внедрив свою же технологию, за прошлый год сэкономила $2,2 млн. У нас работает около тысячи сотрудников в России. Аналогичный эффект, я думаю, получило и правительство Татарстана. К тому же если взять весь аппарат госслужащих РТ, он существенно больше нашего штата.
В апреле прозвучало, что компания Microsoft инвестирует 10 млрд руб. в российскую экономику. Одно из направлений— образовательные центры. Планируются ли какие-то локальные проекты?
— Вопрос образования очень важен, мы развиваем его по нескольким направлениям. Продолжаем бесплатно предоставлять студентам, а теперь и школьникам наше программное обеспечение. Развиваем IT-академии, которые уже организованы на базе 200 учебных заведений, в частности в КГУ. Плюс инновационные центры, один из них также работает в Казанском университете. Их будет больше. Это центры, которые стимулируют студентов разрабатывать инновационные проекты на базе решений Microsoft. А в течение 2009-2012 годов компания предоставит бесплатное ПО для 1000 российских старт-апов.
Проведение Универсиады-2013 потребует реализации нескольких масштабных проектов в телекоммуникационной и IT-сферах. Сегодня множество компаний IT-сектора выступает с предложением стать партнерами спортивных соревнований, не стала исключением и Microsoft.
Что именно вы предложили руководству республики в связи с проведением Универсиады?
— Мы обсудили возможность компании Microsoft выступить технологическим партнером данного мероприятия. У нас есть множество технологий, которые помогут провести соревнования на самом высоком технологическом уровне. Например, наша технология Silverlight позволяет демонстрировать спортивные мероприятия так, будто бы зритель является участником реальной ситуации. С помощью этой технологии мы готовы организовать трансляцию, повторы самых захватывающих моментов. Мы предложили наши серверные решения— они способны обрабатывать очень большие объемы данных, и их просто интегрировать в любую инфраструктуру. Имея телефон с системой Windows Mobile новой версии, которая выйдет уже этой осенью, можно будет синхронизироваться с серверами, камерами, которые снимают спортивные события, и получать нужные данные практически в режиме реального времени. То есть человек включается в единую мультимедийную среду, которая позволит получить максимум информации в удобном для пользователя виде. Можно пересылать файлы, записывать и потом транслировать главные моменты соревнований и т.д. Мы поговорили об этом с г-ном Миннихановым, ему понравились наши разработки, и республика рассматривает сотрудничество с Microsoft как со стратегическим партнером Универсиады.
Как дорого это обойдется Правительству РТ?
— Нужно время для доработки конкретных решений, так что это вопрос следующих переговоров. Но откровенно скажу, что затраты на техническое обеспечение вряд ли составят большую часть затрат на подготовку и проведение Универсиады. Основные расходы— проведение самих соревнований, строительство дорог, спортивных сооружений. Техническую часть можно сделать за относительно небольшие деньги, но зато именно эта часть сделает мероприятие запоминающимся.
Падение продаж — ожидаемое и временное явление
За последние полгода уровень продаж предустановленного на компьютеры ПО Microsoft упал более чем вполовину. Уровень пиратства снижается, но до сих пор два из трех программных продукта продаются «мимо кассы». Однако растут продажи пакетных решений для крупного корпоративного бизнеса, и это вселяет оптимизм. Николай Прянишников уверен, что оказался в нужное время в нужном месте— российский рынок IT ожидает бурный рост, так как велика потребность автоматизации.
Вы упомянули о бесплатных программах для школьников и студентов, но ведь не секрет, что и сейчас— не совсем бесплатно, но за 80-120 рублей— можно приобрести любой современный программный продукт. Во время экономической нестабильности пользователи стали еще меньше заботиться о правах производителей продуктов. Какова динамика пиратства? Насколько снизился спрос на лицензионное ПО?
— Хочу отметить, что Россия за последние четыре года достигла отличных результатов: сокращение пиратства на 19%. Сегодняшний уровень составляет 68%. Пиратскую Windows сейчас используют менее половины всех российских пользователей.
С точки зрения динамики, мы одни из лучших в мире. Я думаю, это результат правильной политики государства, защита прав интеллектуальной собственности— очень важный принцип развития цивилизованного общества. Если сегодня люди не платят за информационный продукт, созданный кем-то, завтра они могут не заплатить за товары в магазинах. Проще говоря, это воровство. Поэтому государственная политика верна, и мы активно ее поддерживаем. Хотя в ситуации кризиса и мы, и власти должны быть вдвойне аккуратны. Потому что когда людям задерживают зарплату и стоит выбор между покупкой ПО и предметами первой необходимости— понятно, что давить на борьбу с пиратством не самое правильное дело. В целом наша линия остается твердой и неизменной: мы будем отстаивать права интеллектуальной собственности не только Microsoft, но и других российских разработчиков.
Не собираетесь снизить цены на программные продукты?
— Мы проводили и продолжаем проводить акции по снижению цен на продукты и решения. Помогаем нашим партнерам— даем отсрочку по платежам. Я надеюсь, это поможет всем нам пережить сложные времена и подготовиться к последующему этапу роста, который, я уверен, скоро начнется. У нашей страны огромный потенциал развития рынка информационных технологий.
Но сейчас объем продаж все-таки снизился. Насколько по итогам первого полугодия?
— По разным сегментам результаты различны. Например, по крупному бизнесу рост в рублевом эквиваленте порядка 25%. Это очень крупный сегмент: в структуре доходов Microsoft в России он составляет около 50%. И это понятно: руководство корпораций все больше понимает, что нужно не экономить на IT, а экономить с помощью IT. Автоматизировать процессы, чтобы повысить отдачу от каждого сотрудника, оптимизировать затраты и т.д. Самое большое снижение по поставкам ПО, предустановленного на компьютеры,— около 50%, прямо пропорционально снижению продаж компьютеров. Доля этого сегмента в структуре наших продаж примерно 20%. Я уверен, что спад в этой сфере — временное явление. Компьютеров в России мало, и как только рынки стабилизируются, а мы уже близки к этому, рост продаж техники возобновится. По малому и среднему бизнесу небольшое снижение— порядка 10%. А, например, по нашим игровым приставкам и играм— рост порядка 20%. У людей стало чуть меньше денег на дорогостоящие поездки, но поиграть в свободное от работы время— это развлечение, которые они могут себе позволить.
Эти показатели укладываются в план, который вы создавали в конце 2008 года?
— Укладываются, и то, что сейчас происходит небольшое снижение бизнеса, это нормально. Близкие тенденции наблюдаются во всех странах присутствия Microsoft. Главное сейчас — пройти этот этап и вывести компанию на новый рост, который, мы уверены, будет, и достаточно существенный.
В самом российском представительстве Microsoft были приняты какие-либо антикризисные меры? Сокращение ставок, зарплат?
— Мы оптимизируем расходы, но сохраняем инвестиции во все стратегические направления. В частности, поддержку инновационных старт-апов, развитие образовательных центров, центров переобучения и т.д. Поджались по маркетинговым расходам— решили, что хотим делать больше, но с меньшими ресурсами. Сократили операционные расходы. Например, я как президент компании летаю эконом-классом. И считаю, что это правильно. Потому что лучше сегодня мы создадим хорошие, востребованные продукты, инвестируем в правильные проекты, но немного сэкономим на себе. А когда настанут хорошие времена, тогда я снова буду летать бизнес-классом.
Николай Прянишников
Президент Microsoft в России.
Родился 15 ноября 1972 г.
Образование: в 1994 г. окончил Московский автомобильно-дорожный институт; в 1996 г. — Всероссийский заочный финансово-экономический институт по специальности «Финансы и кредит»; в 1998 г. — Высшую коммерческую школу Министерства внешних экономических связей и торговли РФ и Международный Университет Управления (Париж) по программе MBA. Кандидат экономических наук в Высшей школе приватизации и предпринимательства.
Карьера: Работал руководителем сектора развития рынка и директором по маркетингу.
1996г.— гендиректор ЗАО «МСС-Старт» («Мобайл-Центр»); 1997г.— заместитель гендиректора по коммерции ТОО «Московская Сотовая Связь»; 1999г.— заместитель гендиректора, коммерческий директор ОАО «ВымпелКом»; 2001г.— исполнительный вице-президент, заместитель генерального директора, Регионы ОАО «ВымпелКом».
2007г.— исполнительный вице-президент, гендиректор, Россия ОАО «ВымпелКом»; июль 2008 г.— исполнительный Вице-Президент по развитию международного бизнеса.
с 1 января 2009 г.— Президент российского представительства Microsoft.
Увлечения: спорт.
Семья: Женат, воспитывает троих детей. Россия для Microsoft— ключевой рынок
10 млрд руб. |
инвестирует компания в российскую экономику |
7,5 тыс. |
партнеров реализует продукты Microsoft, и их количество постоянно растет. |
Источник: Microsoft в России.