Обзор: Сотовый ритейл
эксперты Андрей Гурин директор поволжского макрорегиона ГК «DИКСИС» Рафаэль Ибатуллин коммерческий директор казанского филиала ОАО «Вымпелком» Рустам Мустаев управляющий директор филиала «Казань.
эксперты
Андрей Гурин
директор поволжского макрорегиона ГК «DИКСИС»
Рафаэль Ибатуллин
коммерческий директор казанского филиала ОАО «Вымпелком»
Рустам Мустаев
управляющий директор филиала «Казань.Телефон.Ру»
Максим Помыкалов
управляющий субфилиала «Татарстан» компании «Евросеть»
Андрей Соленов
директор филиала «Поволжье» компании ООО «ТС-Ритейл»
Алексей Халтурин
руководитель филиала «Цифроград»-Казань
Чем ритейлеры пытаются удержать покупателей?
Как отразится на рынке ввод 3G?
По данным компании «Вымпелком», в Татарстане насчитывается порядка 700 салонов сотовой связи, из них офисы продаж федеральных ритейлеров составляют не более 48%. Самые сильные местные игроки — компания «Мобус», работающая здесь по франшизе московского ритейлера «Дивизион» (в Татарстане около 40 точек) и ЧП Умудов — бугульминская сеть, работающая в Закамье по франшизе «DИКСИС» (19 франчайзинговых магазинов в Татарстане). Остальные — мелкие локальные сети, в основном работают вне Казани, например, «Свой дилер», «GSM-Сити», ООО «Связной» (зарегистрирован одновременно с федеральным «Связным»).
Самым крупным игроком в Татарстане является компания «Евросеть», оценивающая свою долю рынка на уровне 25% (86 точек в РТ, 38 — в Казани). «Основные игроки рынка — наша компания, «Связной», «Беталинк» и «Теле- фон.Ру», — считаетМаксим Помыкалов, управляющий субфилиала «Татарстан» компании «Евросеть».
Эксперты затрудняются точно определить доли лидеров. «Есть понятие качественной розницы — это хорошее расположение офисов и объем продаж. А есть количество салонов и географическое покрытие», — говорит г-н Помыкалов.
По количеству точек в Казани лидируют «Евросеть», «Альт Телеком», «Связной», «DИКСИС».
Также из федералов в регионе присутствует «ТС-Ритейл» (15 салонов в РТ, из них два мультиформатных магазина «ТОЧКА», остальные работают под вывеской «МТС»).
Ужесточают конкуренцию ритейлеры бытовой техники и электроники, расширяющие ассортимент мобильных телефонов, например, «Эльдорадо Мобайл», «М. видео» и т.д.
Игроки говорят, что развиваться теми темпами и объемами, как это было год-два назад, сейчас невозможно — все федеральные ритейлеры уже сформировали свою розницу. По единодушной оценке экспертов, на казанский рынок вряд ли возможен выход новых игроков.
«Все федералы в Казани уже представлены, а региональные игроки возникают и исчезают спонтанно. Как только рынок позволяет, появляются частные предприниматели, которые открывают маленькие салончики и работают — обычно летом и перед Новым годом. Стало невыгодно работать — закрылись. Ситуация поменялась — снова открылись», — рассказывает г-н Помыкалов. По мнению «федералов», местные игроки держатся за счет таких услуг, как «перепрошивка» телефона, обмен старого аппарата на новый с доплатой, закачка мелодий.Рустам Мустаев, управляющий директор сети «Телефон.Ру»: «Местные сети специализируются на продаже б/у телефонов, это предложение имеет своих потребителей. Если местные игроки будут работать над качеством сервиса, они смогут какое-то время побороться с федералами».
Если изначально у игроков были временные меры на разделение потребителей по платежеспособности, выражавшиеся, например, в позиционировании точек продаж, то сейчас почти все работают на унифицированного потребителя. «Раньше люди думали о покупке телефона несколько месяцев, потом откладывали деньги, а сейчас приходят и берут трубку, на которую им пришлось бы копить год, в кредит на два года. Сейчас у большинства ритейлеров ориентацию на определенного потребителя можно проследить в зависимости от локации магазинов. В центре всегда больше площадь и ассортимент, который складывается из более дорогих телефонов. На окраинах ассортимент поменьше, но там он представлен самыми востребованными моделями», — объясняет Максим Помыкалов.
По данным компании «Евросеть», на телефоны по-прежнему приходится больше половины продаж, причем лучше всего в Татарстане продаются телефоны стоимостью $120-200, чаще всего это второй телефон или телефон для сотрудников. «На втором месте — MP3 плееры и фотоаппараты — как правило, их берут в дорогу и на пляж — сезонный фактор. И на третьем месте — верхний ценовой сегмент — телефоны и коммуникаторы по цене свыше $400. На дорогую технику приходится 10% продаж», — сообщил Помыкалов.
В «ТС-Ритейл» на товары GSM-сектора приходится около 80% выручки. У «Телефон.Ру» более 58% в структуре выручки — мобильники, около 5% — аксессуары, доля продаж услуг операторов в обороте составляет не менее 20%.
Игроки констатируют снижение количественного объема продаж. «Это происходит при одновременном увеличении объемов рынка в денежном выражении. То есть растут средняя стоимость телефона и средний чек магазинов», — говорят в компании «DИКСИС».
Рафаэль Ибатуллин, коммерческий директор казанского филиала ОАО «Вымпелком», подтверждает этот тренд, объясняя его также сменой покупательских предпочтений: «Если раньше потребитель гонялся за новинками, то сейчас акцент сместился в пользу функциональности и точного соответствия потребностям. Народ «наелся» телефонами вообще и новинками в частности», — уверен г-н Ибатуллин.
Онлайн-продажи в регионе пока не идут. У компании «DИКСИС» интернет-магазин в Казани работает с 2006 г., однако долю продаж в сети в общей структуре выручки в компании не раскрывают. «Рынок онлайн-торговли в Казани еще недостаточно развит, впрочем, потребители постепенно осознают, насколько удобно совершать покупки в сети, и популярность интернет-услуг среди населения растет с каждым днем», — говоритАндрей Гурин, директор поволжского макрорегиона Группы компаний «DИКСИС». В этом году запустят интернет-магазины в Казани «Евросеть» и «ТС-Ритейл». Рассматривает такую возможность московское руководство «Цифрограда».
Одна из причин, мешающих развиваться рынку, — стремительный рост арендной платы, который снижает рентабельность бизнеса. Согласно данным портала Татре.ру, аренда торговых помещений в центре Казани составляет порядка 838 руб./кв. м в месяц, аналогичных помещений на основных транспортных магистралях города — 749 руб./кв. м.
Особенно разочаровываются «сотовики» в стрит-ритейле. «Арендные ставки растут быстрее, чем инфляция, за последний год — в среднем на 18%, — сетует г-н Помыкалов. — Всевозможные ритейлеры приходят в Казань, и им тоже нужны небольшие торговые помещения в легкодоступных для потребителя местах — это повышает спрос, увеличиваются ставки. Всегда в дефиците площади по 50-70 кв. м со всеми коммуникациями и в оживленных местах».
В результате ритейлеры все чаще присматриваются к торговым центрам. Сейчас соотношение по размещению точек в ТЦ и стрит-ритейле у большинства сетей — 50/50.
«Стрит-ритейл сдает позиции — людям все больше нравится ходить в торговые центры. Это стало семейным развлечением в выходные. Уличные магазины были ориентированы на этап насыщения рынка, когда людям было нужно купить себе первый мобильник, неважно, где. Сейчас им хочется комфорта», — считает Максим Помыкалов.
Андрей Соленов, директор филиала «Поволжье» компании «ТС-Ритейл», называет еще одно преимущество ТЦ: «Там более качественная аудитория, люди сознательно приходят тратить деньги и время». Это позволяет игрокам продавать в торговых центрах телефоны стоимостью в 1,5 раза больше, чем в стрит-ритейле. Рустам Мустаев говорит, что задался целью перевести большую часть точек в торговые центры. Сейчас в ТЦ расположено около 30% магазинов «Телефон.Ру».
Ритейлеры экспериментируют со структурой ассортимента и форматами магазинов. Например, «Телефон.Ру» стремится открывать новые магазины площадью больше традиционных 50 кв. м. «Большие площади позволяют выставлять более широкий ассортимент. В таких магазинах более дорогое оборудование и шире выбор дорогих моделей. Первый магазин площадью порядка 100 кв. м в Казани открылся весной этого года», — говорит г-н Мустаев.
«Цифроград» развивает новый проект — «Цифромаркет», это магазины цифровой техники, также увеличенной площади: 75-100 кв. м против обычных 40 кв. м. Основа ассортимента — портативные цифровые устройста, ноутбуки. «У «Цифромаркетов» «ядро» аудитории — это активные пользователи цифровых гаджетов в возрасте 25-40 лет», — рассказалАлексей Халтурин, руководитель филиала «Цифроград»-Казань.
«Евросеть» во второй половине года в части своих магазинов запускает открытую выкладку.
Впрочем, на более смелые эксперименты, чем увеличение площади и товарной матрицы, игроки пока не идут. «Для многих проще скопировать то, что делает лидер, и подстроиться, и это не всегда плохо, — считает Андрей Соленов. — Идти на смелые эксперименты позволительно, когда у тебя излишки ресурсов либо наоборот — терять особо уже нечего».
Исключение составляет разве что «ТОЧКА» («ТС-Ритейл»), входящая в «АФК Система» (владелец — «МТС»). Здесь, кроме цифровой техники, предлагают туристические путевки и услуги страхования.
Максим Помыкалов рассказал, что эксперимент «Евросети» с продажей турпутевок оказался не очень удачным: «Туристические путевки продавались в магазинах «Евросеть» в течение трех летних месяцев прошлого года, это был тестовый проект. Финансовые показатели оказались неплохими, но все же не настолько хорошими, чтобы продолжать его в прежнем формате.
Впрочем, продажа непрофильных продуктов может быть востребованной у покупателей. Так, например, в 2007 г. мы начали сотрудничество с авиакомпанией «Скай Экспресс». Сегодня «Евросеть» занимает первое место среди всех партнеров авиакомпании по приему наличных денежных средств с долей платежей 79,7%», — отмечает он.
Эксперты рынка сходятся во мнении, что почти все ритейлеры, заняв в Казани определенную долю рынка, приостановили количественный рост сетей, перейдя на качественный путь развития. Маржа ритейлера составляет максимум 20%, и это не позволяет делать глобальных скидок и распродаж. В свою очередь, специфика рынка требует постоянного стимулирования покупателей с помощью маркетинговых акций. «Сегодня игроки не просто удерживают занятые позиции, но стремятся увеличить прибыльность, сокращают издержки, расширяют ассортимент товаров и услуг, вводят новые форматы, повышают качество обслуживания и т.д.», — говорит Андрей Гурин.
Максим Помыкалов отмечает, что все игроки борются за лояльность клиентов. «Вводятся всевозможные клубные и дисконтные карты, ритейлеры стремятся к тому, чтобы покупатели рекомендовали компанию».
В «Телефон.Ру» сделали ставку на сервис: «Клиент, купивший у нас мобильник, может прийти в наши офисы продаж, и продавец бесплатно настроит ему любой высокотехнологичный телефон», — рассказал Рустам Мустаев.
Расширение сетей ритейлеры планируют за счет экспансии в малые города региона. В «Цифрограде» отметили, что областные города пока еще не столь насыщены, как региональные центры, — работающие в них магазины, как правило, более эффективны.
«Центры уже насыщены предложениями, и не так легко найти хорошее место для магазина. Мы уже представлены в некоторых малых городах Татарстана и планируем развивать сеть», — сообщил г-н Соленов. Максим Помыкалов отметил, что «Евросети» интересны все города Татарстана с населением от 20 тыс. человек, добавив, что «в малых городах с помещениями в хорошем месте еще тяжелее, чем в Казани».
Среди возможных вариантов дальнейшего развития рынка эксперты называют увеличение числа фирменных салонов и переход ритейлеров под бренды мобильных операторов.
Ожидается также дальнейшее вытеснение локальных игроков по мере экспансии «федералов» в малые города.
«Открытие фирменных магазинов производителей — довольно выгодное предприятие, — говорит г-н Гурин. — Наличие таких магазинов в сети значительно поднимает статус компании. В составе «DИКСИС» в настоящее время работают магазины ведущих производителей оборудования — компаний Nokia и Samsung. И наш опыт показывает, что такая форма сотрудничества эффективна при продаже как самих телефонов, так и аксессуаров к ним».
По мнению эксперта, открытие монобрендовых магазинов совместно с одним из операторов «большой тройки» — также довольно перспективное предприятие, но успешно и эффективно оно может быть только в случае, если сотрудничество с этим оператором компенсирует издержки от потери сотрудничества с остальными.
В «ТС-Ритейл» убеждены, что данное сотрудничество выгодно в первую очередь ритейлерам, и приводят в пример собственную сеть, большая часть магазинов которой — монобрендовые салоны «МТС». Успешно работать на региональном рынке помогает лояльность потребителей к оператору.
Среди других возможных трендов называется переход «сетевиков» под бренды операторов сотовой связи, в том числе за счет приобретения работающих сетей. Алексей Халтурин считает, что это логичное развитие рынка. «Но операторы пока только присматриваются к ритейлу и не торопятся делать покупки. К сожалению, розничный бизнес имеет гораздо меньшую маржинальность, нежели операторский», — отмечает он. Рафаэль Ибатуллин объясняет, что если купить крупного ритейлера и интегрировать его в свою структуру, общая доходность компании сильно упадет. Лучше создавать кобрендинговые проекты и заключать договора с повышенной бонусной ставкой за подключение. «Это не требует каких-либо действий по слиянию, интеграции, приобретению, при этом дает возможность иметь высокие продажи подключений», — объяснил Рафаэль Ибатуллин.
Вполне ожидаемо сотрудничество сетей с операторами связи, которое приведет в итоге к совместному продвижению новых услуг и, возможно, появлению новых форматов магазинов. «Речь может идти о внедрении совместных проектов в области дополнительных услуг, например, послепродажного обслуживания», — считает Андрей Гурин.
Ряд опрошенных «ДК» экспертов считает, что импульсом для развития рынка сотового ритейла Татарстана станет ввод 3G в сотовой связи, который повлечет за собой обновление моделей. По мнению Рафаэля Ибатуллина, мгновенного всплеска покупательской активности не произойдет: «5-7% пользователей, ориентированных на технологии, пользователи, у которых есть потребность в передаче данных, видеоуслугах, сразу вольются в этот процесс, а остальная масса — 40-50% — подтянется в течение двух лет».
По словам ритейлеров, пока модели с 3G покупатели выбирают за другие, более освоенные функции: МР3-плеер, Bluetooth, GPRS, карта памяти и т.д. Продавцы ожидают, что спрос будет расти вместе с популяризацией доступа в Интернет с помощью мобильника, так как технология 3G обеспечивает лучшее качество и более высокую скорость доступа по сравнению с другими сотовыми сетями, действующими в России.
Максим Помыкалов: «Стрит-ритейл сдает позиции — людям все больше нравится ходить в ТЦ. Уличные магазины были ориентированы на этап насыщения рынка, сейчас клиентам нужен комфорт».
АНДРЕЙ СОЛЕНОВ: «Идти на смелые эксперименты с форматом торговли позволительно, когда у тебя излишки ресурсов. Либо наоборот — терять особо уже нечего».
Алексей Халтурин: «Операторы только присматриваются к ритейлу и не торопятся делать покупки. Розничный бизнес имеет гораздо меньший уровень маржиналь- ности, нежели операторский».
Андрей Гурин: «Открытие фирменных магазинов производителей — довольно выгодное предприятие. Наличие таких точек в сети значительно поднимает статус компании».