Подписаться
Курс ЦБ на 23.11
102,57
107,42

Оппозиции нет. И не надо

Сегодняшняя политическая система Татарстана похожа на российский дуумвират. Покинувший пост главы республики Минтимер Шаймиев, по мнению политологов и бизнесменов, до сих пор остается главным по

Смена власти в Татарстане не изменила позиции политических лидеров, но помогла усилить свое политическое влияние отдельным чиновникам. Исследование показало, какие личности будут определять развитие Татарстана в ближайшие годы. Перед вами 20 человек, которые взошли на политический олимп либо смогли удержаться на нем.

Методика составления рейтинга
Участники
Политики проранжированы на основании экспертного опроса. На первом этапе исследования был составлен список из 42 персон. Под политиками мы понимаем представителей исполнительной и законодательной власти, функционеров политических партий, председателей думских комитетов, министров.
На втором этапе список был предложен экспертам для голосования. Экспертами выступили политконсультанты города, руководители общественных организаций, редакторы независимых СМИ (поименный список см. ниже). Политики, попавшие в список экспертов, не могли голосовать за себя. Эксперты оценивали уровень влияния политика на решения, принимаемые областным и городским парламентом и исполнительной властью. Для оценки использовалась шкала от 1 до 5, где 5 – наиболее высокий уровень политической влиятельности.
На третьем этапе был подсчитан совокупный балл, набранный каждой персоной. После этого персоне присваивался рейтинг влияния, который определялся следующим образом: за 100-процентное влияние было принято количество баллов, которое могла бы получить персона, если бы все эксперты присвоили ей максимальный балл. Далее было рассчитано, какую долю от максимально возможного значения набрала конкретная персона. В итоговый рейтинг вошли персоны с уровнем влияния свыше 45%.

Судьи кто? Шамиль Агеев председатель Торгово-промышленной палаты РТ
Леонид Барышев депутат Госсовета РТ, генеральный директор «Эссен Продакшн АГ»
Владимир Беляев академик Российской академии политнаук
Нина Горюнова главный редактор «Эхо Москвы» в Казани
Вячеслав Зубарев депутат Госсовета РТ, генеральный директор компании «Транстехсервис»
Ольга Кудрина главный редактор газеты «Коммерсантъ» Волго-Уральское представительство
Анатолий Ливада генеральный директор ГК «ФОН»
Василий Логинов заместитель председателя Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по социальной политике
Гузель Мансурова политолог, завкафедрой по связям с общественностью КСЮИ
Сергей Никифоров директор компании «ФБК-Поволжье»
Лев Овруцкий публицист
Александр Салагаев директор Центра аналитических исследований и разработок
Сергей Сергеев д.п.н., профессор кафедры социальной и политической конфликтологии КГТУ
Павел Сигал вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ», председатель Татарстанского Регионального отделения ВПП «ПРАВОЕ ДЕЛО»
Александр Юртаев начальник аналитического отдела Кабмина РТ

Сегодняшняя политическая система Татарстана похожа на российский дуумвират. Покинувший пост главы республики Минтимер Шаймиев, по мнению политологов и бизнесменов, до сих пор остается главным политическим тяжеловесом Татарстана.
Близость Татарстана к центру России и значительная от него зависимость практически не оставила шансов для формирования самостоятельной политической системы. «Татарстан — президентская республика авторитарного типа. Она сложилась как продолжение советской системы управления, когда партноменклатура плавно вошла в рыночную экономику и новые властные структуры», — констатирует руководитель Центра аналитических исследований и разработок, социолог Александр Салагаев.
Эпохальное пребывание у власти Минтимера Шаймиева, который, по мнению экспертов, будет еще несколько лет оказывать существенное влияние на принимаемые в республике решения, привело к формированию прочной клановой системы власти.
«Власти сориентированы на примитивный политический строй, — считает академик Российской академии политических наук Владимир Беляев. — Поэтому сила связей и различных неписаных правил у нас превалирует над взаимным сдерживанием ветвей власти и четким распределением полномочий Центра и региона».
В конце 80-х в Татарстане формировались альтернативные политические течения. Так, к 1990 г. в республике действовала четырехполюсная система: аппарат КПСС, демократы, татарские националисты (ТОЦ), многонациональное движение «Согласие». Активисты этих движений были и в Верховном Совете РТ. «Все 90-е правящий этнономенклатурный блок, возглавляемый Шаймиевым, противостоял блоку «Равноправие и законность», лидерами которого были Иван Грачев и Александр Штанин, — рассказывает Владимир Беляев. — К 1999 г. все имеющиеся на тот момент партии Татарстана присоединились к оппозиции власти. И та побеспокоилась об этом, внедрив в ряды соперников своих представителей. На этом многопартийность в РТ закончилась».

Стабильность устроит всех
На данный момент 89 депутатов из 100 работающих в Госсовете РТ представляют интересы партии «Единая Россия». Шесть парламентариев состоят в КПРФ, остальные — независимые депутаты.
«Реальная многопартийная система в Татарстане пока невозможна, — убежден гендиректор ЗАО «Эссен Продакшн», депутат Госсовета РТ Леонид Барышев. — Во-первых, на политическом олимпе нет серьезной конкуренции для партии «Единая Россия», во-вторых, нет политических фигур, способных своим весом или харизмой создать альтернативную политическую силу, так как любые движения в эту сторону чреваты рисками дестабилизации существующей монолитности системы».
Политологи и бизнесмены убеждены, что нарушение пусть и слегка затхлой, но стабильной политической системы никому невыгодно. Поэтому никто из экспертов не ждет в ближайшем будущем серьезных перемен.
«Сепаратизм ранее был выгоден власти Татарстана и этнонациональному движению, — уверен Владимир Беляев. — Удобен владельцам нефтянки и монополистам торговли. Но не народу республики».
Компромиссную национальную политику, умение предупреждать межрасовые конфликты и в нужные моменты позиционировать Татарстан как неотъемлемую часть России большинство жителей республики считает одним из главных достоинств бывшего Президента Татарстана. Нет причин сомневаться, что новый ставленник продолжит дружить с Центром.
«Сложно представить, что должно случиться, чтобы Татарстан вместе с другими регионами Российской Федерации — а иного не дано, только всем вместе — обрели бы реальную самостоятельность. Апокалипсис 2012 г.? Это должны быть события более грандиозные, чем распад СССР! — рисует нереальную на его взгляд картину профессор КГТУ, политолог Сергей Сергеев. — Даже ярые националисты, говорившие об этом в начале 90-х, сейчас отказались от этой идеи».
Ты ­— мне, я — тебе
Благодаря взаимным уступкам взаимоотношения с Центром у Татарстана всегда складывались гладко. Москве необходим спокойный многонациональный регион-донор, а Татарстану — относительная обособленность и периодический доступ к федеральной казне.
«Политика РТ находится в рамках федеральных решений, но в этих рамках есть большие возможности для самостоятельности и маневров, — говорит Александр Салагаев. — Близость к центру выгодна тем, что можно получать федеральные деньги в больших объемах». Свежий пример взаимовыгодного обмена: колоссальные средства на объекты Универсиады-2013 (11 млрд руб. в кризисный год) взамен на полное отчисление налога на добычу полезных ископаемых в федеральный бюджет.
Кстати, некоторые эксперты усмотрели в этом тактический просчет со стороны федерации. Сергей Сергеев: «Не совсем правильно, когда одни налоги полностью уходят в центр, а другие остаются на местах. Чтобы у местных властей была заинтересованность в сборе налогов — все они должны делиться между бюджетами. Вопрос пропорций».
Большинство политиков придерживаются мнения о том, что такая жесткая централизация власти, какую мы наблюдаем сейчас, не нужна. Однако противостоять этому движению и как-либо изменить существующее положение дел некому.
«Необходимо развивать гражданское общественное сознание через гражданские институты, свободную прессу, другие политические площадки, способные формировать политическую активность разных слоев населения, — повторяет прописные истины Леонид Барышев. — Требуется существенно изменить систему выборов. Не секрет, что благодаря сильному влиянию административного ресурса сегодня это все чаще формальность».
Публицист Лев Овруцкий считает, что сейчас в принципе бессмысленно рассуждать о появлении альтернативной политической силы. «Партийное строительство обусловлено общей ситуацией в стране, а не в отдельно взятой республике, и оно начнется, скорее всего, в политических центрах — Москве и Питере», — убежден эксперт.
Сергей Сергеев согласен: появление новых партий или усиление работающих в законодательной власти может произойти только через 1-2 избирательных цикла, то есть в перспективе 10-15 лет.
Альтернатива будет в опале
По мнению экспертов, смена главы республики и последующего Кабинета министров не существенно отразится на сложившемся укладе политической жизни. «Перемены коснутся лишь верхушки: Иван сменит Петра. Точнее, учитывая национальную специфику: Хайдар займет место Айдара. На этом персональном уровне все политические перемены завершатся», — уверен Лев Овруцкий.
Действительно, глобальных перемен в Кабинете министров не произошло. Первый вице-премьер Равиль Муратов, министр сельского хозяйства Марат Ахметов и министр культуры Зиля Валеева сохранили за собой свои кресла. Министром информатизации и связи стал вошедший в президентскую «золотую сотню» Николай Никифоров, министром энергетики — Ильшат Фардиев. А кресло премьер-министра занял экс-мэр Набережных Челнов Ильдар Халиков. Безусловно, эти назначения ­­— стратегическая победа бывшего Президента.
Политическая элита республики формировалась долгие годы, даже десятилетия и сейчас приобрела черты нерушимого патронажного клана. На ее обновление, если оно все-таки начнется, нужен не менее долгий срок.
«У нас классическая элитарная демократия: узкий круг из 10-15 человек принимающих решения. Причем иногда сложно определить основной характер деятельности этих персон. Кто, например, Айрат Хайруллин — бизнесмен или политик?» — задается вопросом Сергей Сергеев.
Предприниматель и депутат Леонид Барышев подтверждает, что власть и бизнес находятся в жестком тандеме, но далеко не на равных правах. «Голос бизнеса все чаще доходит до центра принятия решений, — отмечает он. — За нами стоят реальные люди — сотрудники, и благополучие городов во многом зависит от экономического здоровья предприятий. Безусловно, на местах влияние бизнеса усиливается, хотя и не настолько, чтобы это стало поводом для беспокойства официальной власти».
Нынешняя ситуация в Татарстане похожа на российский дуумвират еще и тем, что Дмитрий Медведев так же, как и Рустам Минниханов, поддерживает развитие инноваций, технологий. А нынешнее превращение политиков-глав регионов в чиновников-завхозов, по мнению Владимира Беляева, дает массу шансов людям с технократической, а не с гуманитарной подготовкой.
Лев Овруцкий считает, что скоро мы станем свидетелями того, как в общественном мнении «начнут всплывать» фигуры, альтернативные нынешнему Президенту. «И сила их, как это ни парадоксально звучит, определится тем, как будет реагировать на них сам Минниханов, — развивает мысль г-н Овруцкий. — Чем острее и болезненнее, тем весомее будет казаться альтернатива. Примеры нынешних «московских татар» говорят в пользу этого предположения. Скажем, Рафгат Алтынбаев набрал политический вес именно потому, что в свое время на него обрушился всей своей мощью сам Шаймиев».
Сравнивая двух президентов РТ, бывшего и нынешнего, Владимир Беляев говорит о том, что Минтимер Шаймиев, прошедший за долгие годы правления и через период балансирования между союзной и российской властью, и через двустороннюю оппозицию, приобрел качества не только льва, но и лисы, он способен к компромиссам. Минниханов же сформировался уже после разгрома Шаймиевым оппозиции, поэтому получил только качества льва. «Это затрудняет ему работу не только с Центром, но и в РТ, так как заморозки в ближайшее время неизбежно сменятся оттепелью и ему придется взаимодействовать с представителями разнообразных мнений», — прогнозирует эксперт.
По мнению политолога, будущее развитие политической жизни зависит не от руководства, а от активности народа. Действительно, в некоторых случаях акции народного протеста в республике имели реальный результат.
Сергей Сергеев считает, что на сегодняшний день это практически единственный реальный инструмент воздействия на власть. Однако ни одна из политических структур, даже привычная к данному методу КПРФ, не злоупотребляет организованным народным гневом. «Татарстанские коммунисты скорее будут решать вопросы договорами, кулуарно, — говорит эксперт. — Это тоже действенный и, возможно, наиболее подходящий сейчас способ».

ТОП лоббистов Республики Татарстан
Рафгат Алтынбаев
Представитель от исполнительного органа государственной власти Рязанской области в Совете Федерации РФ.
Бывший мэр Набережных Челнов.
В какой сфере: Региональное лобби.
Проекты, лоббировал: Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления», аргументируя, что нужно использовать потенциал людей, живущих на местах.
Создал и возглавил в Совете Федерации Комитет по вопросам местного самоуправления, что позволило ему получить большие возможности для политической деятельности.
Четко исполняет указания из Казани, например, ярко выступил против коллективного мнения палаты и лично Сергея Миронова, когда Совфед определялся по закону о русском языке. Рафгат Алтынбаев тогда от имени Шаймиева требовал закрепить законодательно статус латиницы.
Ринат Губайдуллин
Депутат Государственной Думы РФ четвертого созыва (2003-2007 гг.), бывший и.о. вице-премьера — экс-министр экономики Республики Татарстан.
В какой сфере: Лобби автодилеров.
Проекты, лоббировал: В 2008 г. лоббировал изменения в Налоговом кодексе РФ в интересах автодилеров, предложив отменить налог на добавочную стоимость с продажи подержанных автомобилей. Законопроект способствовал увеличению объема продаж подержанных авто через салоны.
Экзам Губайдуллин
Член Совета Федерации РФ — представитель от исполнительного органа государственной власти Респуб-лики Татарстан.
В какой сфере: Региональное лобби.
Проекты, лоббировал: Представляет на федеральном уровне интересы республики. Одним из ярких проявлений его позиции — отстаивание в 2007-м в Совете Федерации договора о разграничении полномочий России с Татарстаном, который так и не был принят.
Виктор Ельцов
Заместитель руководителя Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ, депутат Государственной Думы РФ (2003-2007 гг.).
В какой сфере: Строительное лобби.
Проекты, лоббировал: Инициировал законопроект, изменяющий Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты России. Застройщики получили возможность реализовать свои проекты, замороженные из-за невозможности получить землю под застройку, не участвуя в муниципальных аукционах.
Василий Лихачев
Замминистра юстиции РФ.
В какой сфере: Корпоративное лобби, сырьевое лобби.
Проекты, лоббировал: В 2007-м выступил с предложениями по созданию системы защиты интересов российского бизнеса за рубежом для увеличения объема российского экспорта. Лоббировал сырьевые интересы в Европейском Союзе, создав группы по обеспечению международного развития и сотрудничества.
Олег Морозов
Первый вице-спикер Госдумы РФ, депутат Госдумы РФ (1999-2003, 2003-2007 гг.).
В какой сфере: Сферы ж/д-перевозок, образования, региональный лоббизм.
Проекты, лоббировал: Участвовал в разработке 54 законопроектов, 18 из которых приняты.
В 2010 г. пролоббировал изменения в Налоговом кодексе по применению нулевой ставки по ряду ж/д-услуг.
В 2009 г. предлагал изменить главу 30 части второй Налогового кодекса РФ, позволив региональным бюджетам получать прибыль с налога от недвижимого имущества Единой системы газоснабжения (ЕСГ) ОАО «Газпром». Речь идет о 3,1 млрд руб. на 43 региона.
Алексей Пахомов
Представитель Госсовета РТ в Совете Федерации РФ.
В какой сфере: Региональное лобби.
Проекты, лоббировал: Активный лоббист татарстанских интересов. В 2007-м отстаивал в Совете Федерации договор о разграничении полномочий России с Татарстаном. Однако резко выступил против одобренных Советом Федерации поправок в законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Хафиз Салихов
Депутат Государственной Думы РФ (2007-2011 гг.), экс-министр торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ.
В какой сфере: Региональное лобби.
Проекты, лоббировал: Лоббирует принятие законов о государственно-частном партнерстве.
Фатих Сибагатуллин
Депутат Госдумы РФ (2007-2011 гг.), бывший заместитель премьер-министра РТ, экс-министр сельского хозяйства и продовольствия.
В какой сфере: Корпоративное лобби (нефть).
Проекты, лоббировал: Подкорректировал закон «О недрах», в котором предусмотрел меры поддержки малых нефтяных компаний. Лоббировал снижение налога на прибыль для малых нефтяных компаний.
Айрат Хайруллин
Депутат Госдумы РФ (2003-2007, 2007-2011 гг.), первый зампред комитета ГД по аграрным вопросам.
В какой сфере: Корпоративное лобби (молочный, аграрный, пивной, металлургический бизнес)
Проекты, лоббировал: Лоббировал создание и внедрение «молочного регламента», выводящего часть продукции с рынка. Отстаивал интересы отечественных производителей, внося правки в закон о торговле, предполагающий значительное ограничение прав ритейлеров.
В 2009 г. внес законопроект «Технический регламент на пивоваренную продукцию» в интересах крупных транснациональных пивных корпораций. Лоббировал сокращение доходов «РЖД», предлагая отменить штрафы, взимаемые с грузоотправителей за несвоевременную выгрузку вагонов и контейнеров.

Рейтинг политиков Республики Татарстан
1 | Минтимер Шаймиев
Госсоветник РТ.
Возраст: 73 года.
Образование: Казанский сельскохозяйственный институт.
Достижения: Успешно управлял республикой с 1989 г. Смог добиться суверенитета республики, завоевать авторитет на федеральном уровне, но при этом сохранить контроль над ключевыми предприятиями республики.
Неудачи: В 2007 г. Совет Федерации отказал инициативе Шаймиева в договоре России и Татарстана. А годом позже — в возможности вернуть выборы глав регионов.
2 | Рустам Минниханов
Президент Республики Татарстан.
Возраст: 53 года.
Образование: Казанский сельскохозяйственный институт, Казанский филиал Московского института советской торговли.
Достижения: Последние 12 лет курировал развитие экономики Татарстана. Под его руководством происходила модернизация производств, развитие добывающей отрасли.
Неудачи: Не в полной мере удачными оказались социальные программы, разработанные с участием Минниханова.
3 | Сергей Когогин
генеральный директор ОАО «КАМАЗ».
Возраст: 52 года.
Образование: Казанский авиационный техникум, Казанский государственный университет, Банковская школа.
Достижения: Вывел КАМАЗ из первого кризиса в конце 90-х, спас его от банкротства, модернизировал производство. Возглавил холдинг «Росавто».
Неудачи: В кризисе 2009-го КАМАЗ остановил конвейеры, отправив большую часть рабочих в административные отпуска.
4 | Шафагат Тахаутдинов
Генеральный директор ОАО «Татнефть», депутат Госсовета РТ.
Возраст: 64 года.
Образование: Альметьевский нефтяной техникум, Московский институт нефтехимической и газовой промышленности им. Губкина.
Достижения: Развивает нефтеперерабатывающую отрасль: ввел в эксплуатацию Нижнекамский НПЗ и инвестировал в проект «ТАНЕКО».
Неудачи: Потеря из-за нарушения процедуры оплаты 47% акций ЗАО «Укртатнафта».
5A | Фарид Мухаметшин
Председатель Государственного Совета РТ.
Возраст: 63 года.
Образование: Альметьевский техникум газовой промышленности, Уфимский нефтяной институт, Саратовская высшая партшкола при ЦК КПСС.
Достижения: В ходе становления парламентаризма «по-татарстански» жестко руководит работой сессий, нейтрализуя оппозицию.
Неудачи: В 90-м г. безрезультатно баллотировался на альтернативных выборах первого секретаря Татарского обкома партии.
5A | Асгат Сафаров
Министр внутренних дел РТ.
Возраст: 49 лет.
Образование: Казанский государственный университет, Академия ФСБ РФ.
Достижения: По-военному четко Асгат Сафаров выполняет задачи федерального центра в республике — готовит к реформированию МВД РТ, первый этап которого уже начат в 2010 г.
Неудачи: В 2009 г. не удалось получить прежнего финансирования МВД РТ: экономить пришлось даже на обмундировании и бензине.
6A | Марат Ахметов
Заместитель Председателя Правительства РТ — министр сельского хозяйства и продовольствия РТ.
Возраст: 56 лет.
Образование: Казанский государственный ветеринарный институт, Саратовская высшая партшкола.
Достижения: Модернизировал сельское хозяйство РТ. Привлек инвестиции в АПК республики, в среднем по 7-10 млрд руб. в год.
Неудачи: Не удалось в полной мере реализовать программу стимулирования малых фермерских хозяйств.
6A | Ильшат Фардиев
Вице-премьер — министр энергетики РТ.
Возраст: 49 лет.
Образование: Казанский филиал Московского энергетического института.
Достижения: Контролирует энергетический кластер республики. Сделал Татэнерго субъектом оптового рынка. С апреля 2010 г. возглавил вновь созданное Министерство энергетики РТ.
Неудачи: Судебный конфликт Тат-энерго с РАО ЕЭС в начале 2000-х. из-за абонентской платы за энергию.
7 | Альберт Шигабутдинов
Генеральный директор ОАО «ТАИФ», депутат Госсовета РТ.
Возраст: 58 лет.
Образование: Казанский авиационный институт.
Достижения: Спас Казаньоргсинтез от банкротства, договорившись о реструктуризации его долгов. Создал и вывел ТАИФ-НК на позиции российского лидера в области нефтепереработки.
Неудачи: ТАИФ отказался от проекта создания энергохолдинга и строительства собственных генерирующих мощностей.
8 | Равиль Муратов
Первый вице-премьер правительства РТ.
Возраст: 60 лет.
Образование: Казанский коммерческий институт Московского государственного университета коммерции.
Достижения: Лоббист программы адресной социальной защиты, ему удалось отстоять значительное повышение минимальной заработной платы в РТ.
Неудачи: Пока не удалось убедить федеральное правительство и Госдуму в создании в Камских Полянах пятой игорной зоны.
9 | Ильдар Халиков
Премьер-министр РТ.
Возраст: 42 года.
Образование: Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина.
Достижения: За время работы на посту мэра Набережных Челнов привлек в инфраструктуру города более 1 млрд руб. инвестиции. Подогрел интерес иностранных инвесторов, планирующих создать собственные производства в Н.Челнах.
Неудачи: В кризисный 2009 г. сократил бюджет города Набережные Челны на 700 млн руб.
10 | Ильсур Метшин
мэр Казани.
Возраст: 41 год.
Образование: Казанский государственный университет.
Достижения: работает на формирование европейского имиджа столицы Татарстана. Казань уже получила официальный статус третьей столицы России и право на проведение Универсиады в 2013 г.
Неудачи: Пока не удалось в полной мере реализовать проект по формированию имиджа Казани как туристического центра за рубежом.
11A | Кафиль Амиров
Прокурор Республики Татарстан.
Возраст: 60 лет.
Образование: Харьковский юридический институт.
Достижения: Удалось восстановить ликвидированную городскую прокуратуру. Принял активное участие в расследовании дела об обманутых дольщиках и в борьбе с чиновниками-взяточниками.
Неудачи: Протестовал с требованием отменить на ряде улиц Казани дорожные полосы для движения городского пассажирского транспорта.
11A | Юрий Камалтынов
Руководитель Аппарата Президента РТ.
Возраст: 53 года.
Образование: Казанский химико-технологический институт, Казанский государственный медицинский институт.
Достижения: Разработал антикоррупционные программы в Татарстане, возглавив Республиканский Совет по реализации антикоррупционной политики.
Возглавлял региональный предвыборный штаб кандидата в Президенты РФ Дмитрия Медведева в Татарстане.
12 | Владимир Бусыгин
Генеральный директор ОАО «Нижнекамскнефтехим», депутат Госсовета РТ.
Возраст: 60 лет.
Образование: Краснокамский целлюлозно-бумажный техникум, Пермский политехнический институт.
Достижения: Возглавив Нижнекамскнефтехим, сделал ставку на каучуковый бизнес и производство полимеров, которые вывели предприятия на мировой рынок. Не дал Татнефти поглотить НКНХ.
Неудачи: Конфронтация с новым акционером НКНХ — ТАИФом на первых порах.
13 | Шамиль Гафаров
Вице-премьер — руководитель Аппарата Кабинета министров РТ.
Возраст: 40 лет.
Образование: Казанский финансово-экономический институт.
Достижения: С 2005 г. удачно контролирует текущую работу Кабмина РТ, курируя важные проекты, лоббированные Рустамом Миннихановым. Например, Шамиль Гафаров возглавил рабочую группу внедрения комплексного проекта «Электронное Правительство РТ».
14 | Евгений Богачев
Председатель Нацбанка РТ, депутат Госсовета РТ.
Возраст: 68 лет.
Образование: Казанский авиационный институт, Казанский финансово-экономический институт.
Достижения: Долгое время сохранял замкнутость региональной банковской системы, не пуская в регион федеральных игроков и давая возможность развиться местным банкам.
Неудачи: Не удалось избежать краткосрочной паники вкладчиков с началом кризиса в 2008 г.
15 | Марат Хуснуллин
Министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ.
Возраст: 43 года.
Образование: Казанский финансово-экономический институт, Открытый университет Великобритании.
Достижения: Создание программы модернизации жилищного фонда, сочетающие меры господдержки и частных инвесторов.
Неудачи: Задачи по вводу жилья в Казани в 2009 г. не были выполнены.
16 | Талгат Абдуллин
Исполнительный директор «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ», депутат Госсовета РТ.
Возраст: 58 лет.
Образование: Казанский финансово-экономический институт.
Достижения: Поддерживает программу социальной ипотеки: за 5 лет сдал 3 млн кв. м жилья.
Неудачи: Конфликт с руководителями татарстанских предприятий, отказывающихся платить взносы по 1% от оборота в бюджет Госжилфонда.
17 | Айрат Шафигуллин
Министр труда, занятости и социальной защиты РТ.
Возраст: 44 года.
Образование: Казанский финансово-экономический институт, Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова.
Достижения: Принимал активное участие в разработке и проведении пенсионной реформы.
Неудачи: В марте 2009 г. Татарстан побил антирекорд по безработице десятилетней давности.

Многие российские проекты родились в Татарстане

Марат Галеев
Председатель Комитетов Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству и по контролю за реализацией национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».
Родился 1 января 1946 г.
Образование: Казанский финансово-экономический институт по специальности «Экономист», кандидат экономических наук.
Карьера: 1990-1991 гг. — секретарь Татарского рескома КПСС по идеологии. 1991-1995 гг. — заместитель председателя Госкомитета по экономике РТ. 2000-2004 гг. — член комиссии по вопросам экономического развития и реформ Государственного Совета РТ второго созыва. Избирался депутатом в Государственный Совет Республики Татарстан первого (1995-1999), второго (1999-2004) и третьего (2004-2009) созывов.

Уже в 90-х стало понятно, что экономику Татарстана нужно диверсифицировать. В 1994 г. группа мониторинга Гарвардского университета (США) провела исследование экономики республики. Результаты показали, что наша экономика нуждается в масштабной реорганизации.

Модернизация началась с «нефтянки»
После формулировки и постановки задач по модернизации в первую очередь начали именно с нефтехимической промышленности. Эта работа не прекращается и сегодня, несмотря на кризис.
Модернизация нефтяной отрасли — это строительство «ТАНЕКО»?
— Проект «ТАНЕКО» действительно является модернизацией, хотя технологии в основном не наши, а привлечение мировых ноу-хау. То есть здесь доминирует принцип все же догоняющей экономики, но поднимающий нас до хорошего международного уровня. С этой точки зрения можно говорить, что для России это определенный инновационный подход.
Когда ожидаются первые результаты?
— В октябре текущего года должна быть сдана первая очередь большого комплекса нефтехимической переработки на 7 млн т. Если мощности по переработке, построенные в советское время, составляют 7 млн т, то это будут вторые 7 млн т (в рамках проекта «ТАНЕКО»), а до 2014 г. нефтепереработка прибавит очередные 7 млн т. То есть из добываемых в год 30-32 млн т нефти республика должна будет перерабатывать 21 млн. Причем технологии переработки соответствуют мировому уровню, глубина переработки тяжелой нефти, которая составляет у нас основной удельный вес, будет достигать 97%. Производство будет почти безотходным. Замечу, что средний уровень глубины переработки по России в настоящее время — порядка 67%.
Более того, Татарстан имеет амбиции на производство комплектующих из пластмасс и других продуктов нефтепереработки для всех российских автозаводов. Автомобиль состоит из них примерно на треть.
Фарид Мухаметшин, Председатель Госсовета Татарстана, будучи как раз в Нижнекамске, назвал размер инвестиций в «ТАНЕКО» — $3,5 млрд. Как республике удается «поднимать» такие проекты?
— Эти программы реализуются при поддержке федерального центра. В них участвует и Федеральный инвестиционный фонд с кредитными ресурсами. Так что заслугой политического руководства республики — как первого президента, так и ныне действующего, команды премьер-министра, парламента — является налаживание конструктивных отношений, которые достаточно активно развиваются. В результате республика много лет занимает устойчивое первое место в Приволжском округе по совокупным объемным показателям. Это и есть результат совместной работы с федеральным центром, хотя идеи часто генерируются здесь, в республике.
Стремимся к международной кооперации
По словам Марата Галеева, Татарстан в различных конкурсах на право реализации тех или иных проектов часто выходил победителем среди других субъектов федерации. Так было и с формированием особой экономической зоны в Елабуге, и с формированием республиканской инфраструктуры инновационной экономики.
Что принято понимать под последней?
— Имеются в виду, прежде всего, различные технопарки, которых у нас достаточное количество. Причем разных типов. Скажем, производственные действуют на КАМАЗе. И при достаточно сложном положении российского машиностроения КАМАЗ в любом случае остается лидером среди отечественных автомобилестроительных компаний.
В сфере машиностроения, вообще в сфере высокотехнологичных отраслей не стоит акцентировать внимание на том, чем мы лучше или хуже других субъектов. Это не соревнование ради соревнования. Надо просто работать на международном уровне. А именно: стремиться к международной кооперации.
Вы говорите об экономической панацее нового тысячелетия?
— Благодаря своим ресурсам и территории Россия, конечно, может просуществовать и без остального мира. Такая самоизоляция была вполне в духе СССР — когда все против тебя. Но тогда не нужно вести речь о конкурентоспособности. Нужно забыть о каком-либо серьезном прогрессе. Поглядите на Северную Корею да еще на пару-тройку государств-приверженцев идей чучхе. Наверное, сразу все станет ясно и без слов. Более того, мы видим, что в условиях последнего кризиса, который, я думаю, до конца не преодолен, даже компании с мировыми именами проходили стадию банкротства. Chrysler, General Motors — кто бы мог подумать, что их ждет такое испытание! Volvo уже практически продан китайцам. Jaguar Cars Ltd. стал индийским. И так далее. Брендовые компании не выдерживали бремени самостоятельного существования. Поэтому, говоря о КАМАЗе, о «Соллерсе», который работает на территории Татарстана, можно, безусловно, говорить о грамотном менеджменте международного уровня. О стремлении войти в кооперацию с мировыми брендовыми компаниями.
Как же попасть в эту кооперацию?
— Считаю принципиально важным доктринально пересмотреть основы инновационной политики, которая пока рассматривается у нас в несколько изоляционистском ключе. Транснациональные корпорации, хотя географически, может быть, и расположены в определенных странах, не являются национальными. Они используют ноу-хау со всего мира. Скажем, Boeing — это не американский, это глобальный продукт. В автомобилестроении происходит то же самое. Создаются глобальные платформы в транснациональных корпорациях, а потом они реализуются национальными автомобильными компаниями на всех пяти континентах.
Но, может, у России все же «собственная стать»? Зачем форсировать события именно сегодня?
— Альтернативы инновационному пути нет. Возможности дальнейшего развития страны на прежних технологических мощностях практически исчерпаны. Но здесь очень много проблем самого разного уровня — от законодательного до недостатков в системе образования.
На специальной пресс-конференции, состоявшейся в парламенте республики 8 апреля, говорилось, что на сегодняшний день удельный вес инновационной продукции в ВВП России составляет 5%, в развитых странах — 40-60%. Доля затрат отечественных компаний на проведение исследовательских работ составляет в среднем 6%, в Японии — 75%, в США — до 70%, в европейских странах — до 65%. Это иллюстрирует необходимость пересмотра приоритетов развития как российской экономки в целом, так и в ее регионах.
Чего не хватает республике для инновационного развития?
— Прежде всего требуется законодательная база, которая бы определила основные принципы в части защиты интеллектуальной собственности, стимулы для инноваторов. Что считать сейчас инновацией — статистика сама не дает четких критериев. Ясность внесет проект закона «Об инновационной деятельности в Республике Татарстан», разработанный Правительством республики и принятый парламентом в первом чтении. Это фундаментальный, рамочный законодательный акт, принятие которого ожидается в первом квартале 2010 г. Затем последует целый ряд подзаконных нормативных актов, устанавливающих четкие механизмы его реализации.
А в целом, по признанию российских президента и премьер-министра, Татарстан имеет весьма эффективную команду в исполнительных органах власти. С точки зрения политической стабильности республика начиная с 1995 г. в первой пятерке в России. Известно, что главное испытание для любой власти — это смена власти. То, что буквально недавно в Татарстане она прошла спокойно, позволяет говорить о том, что политическая стабильность здесь сохраняется. А политическая стабильность — это один из важнейших факторов, составляющих инвестиционную привлекательность республики.
Михаил Бирин

ТОП ЗАКОНОВ РТ — 2009
Законы, принятые в республике в 2009 г.
Дата принятия
Закон
Последствия
28.05.2009
«Об установлении дифференцированных налоговых ставок для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налого-обложения».
Данным законом власти республики на 4 года снизили ставку УСН с 15% до 10%, а для отдельных категорий налогоплательщиков — до 5%.
05.11.2009
«О внесении изменения в статью 5 Закона Республики Татарстан «О транспортном налоге».
Последствия его принятия коснулись каждого автовладельца республики. Были повышены ставки транспортного налога.
28.05.2009
«О внесении изменений в пункт 1 статьи 3 Закона РТ «О налоге на имущество организаций».
Законом расширен перечень имущества, освобождаемого от налогообложения.
28.05.2009
«О внесении изменения в статью 1 Закона РТ «Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков».
Добавлены категории налогоплательщиков, которые теперь вправе претендовать на пониженную налоговую ставку налога, зачисляемого в бюджет РТ.
24.12. 2009
«О развитии малого и среднего предпринимательства в РТ».
Еще один закон в помощь малого и среднего предпринимательства.
24.12. 2009
«О внесении изменений в закон РТ «О противодействии коррупции в РТ».
Обозначены основные меры обеспечения антикоррупционной политики РТ.

Источник: «Казанский юридический центр»

ТОП ЗАКОНОПРОЕКТОВ РТ — 2009-2010
Законопроекты, внесенные на рассмотрение в Госсовет РТ в 2009-2010 гг.
Законопроект
Комментарий
«О мониторинге законов Республики Татарстан».
Проект систематизирует порядок принятия нормативно-правовых актов на республиканском уровне.
«Об обеспечении доступа к информации о деятельности Конституционного суда РТ».
Законопроект позволит повысить прозрачность деятельности Конституционного суда РТ.
«О внесении изменений в статью 3.5 Кодекса РТ об административных правонарушениях».
Законопроект направлен на ужесточение распространения рекламной информации в Татарстане в общем и Казани в частности.
«О порядке определения мест общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа и потребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе».
У этого законопроекта немало противников среди представителей малого бизнеса.
«О градостроительной деятельности в РТ».
Законопроект призван упорядочить отношения по архитектуре и строительству в РТ.

Источник: «Казанский юридический центр»
Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • «Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»«Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.