Основатель ГК "Тулпар" рассказал о тонкостях ведения авиабизнеса
Основатель первой в РТ частной авиакомпании рассказал DK.RU, по каким правилам он ведет бизнес и что думает по поводу событий в Украине
История ГК «Тулпар» началась с того, что в начале 90-х стала первой частной авиакомпанией в Татарстане. Ее основатель Азат Хаким, в прошлом летчик, уверен: главное в таком бизнесе – безопасность полетов. В жизни бизнесмен тоже предпочитает избегать «экстрима»: важнее всего – уверенность в будущем.
В рамках проекта "Правила" бизнесмен поделился с DK.RU главными принципами своей жизни.
1. Я никогда не планировал заниматься бизнесом. Я занимался любимым делом – работал летчиком, летал. Но когда развалился Советский союз, моя работа стала мало востребованной, и жизнь заставила меня искать выход. Постепенно пришел к идее бизнеса. Многие качества характера, необходимые для этого, у меня, как летчика, уже присутствовали. Главное – это высокая ответственность за людей, за себя, за те решения, которые ты принимаешь.
2. Отсутствие руководителя в компании не должно быть заметным. Руководитель должен так наладить работу, чтобы все процессы не замыкались на нём, чтобы система надежно работала и без него. Другой момент — руководитель должен быть стратегом, смотреть как минимум на 5 лет вперед и принимать решения, которые позволят предприятию находиться на плаву и выполнять все обязательства перед работниками и государством.
3. Мои горизонты планирования — пять лет. Конечно, для себя я прикидываю, что будет лет через 10-15. Ориентируюсь в своих прогнозах на собственное чувство рынка, опыт, интуицию вкупе со знаниями и отслеживанием новостей.
4. Если нет сплоченного коллектива, компании не выжить, особенно в трудные времена. Важно создать на предприятии комфортную, уютную обстановку, чтобы людям хотелось идти на работу. Мы как-то проводили в своей компании анонимный опрос. Было несколько вопросов и один с подвохом: «Что вас удерживает на предприятии?» И с удивлением для себя мы узнали, что зарплата у многих стоит на третьем или даже четвертом месте. На первом месте у всех оказался коллектив, комфортные условия для труда. Второе место — возможность для профессионального роста.
5. Мы - группа авиационных предприятий, и наша задача под номером один — обеспечение безопасности полетов. Без этого наша компания не имеет права на существование.
6. Во многом западные санкции на благо нашей стране и экономике. Стала востребована продукция, которая производится здесь. Понятно, что два-три года будут тяжелыми, но всегда за проблемой идет её решение. Если не свернуть с этого курса, то Россия рванет вперед — и по технологиям, и по всем остальным вопросам.
7. Меня тревожит только, что в России пока очень отсталое двигателестроение и самолетостроение, особенно гражданское. Всё это было упущено за десятилетия, и за год-два-три ничего не изменится – быстро развернуть производство российских самолетом будет тяжеловато. И беспокоит, что пока не сделано реальных шагов по преодолению этой ситуации, пока только много говорится. А нужны кардинальные неординарные шаги, причем срочные.
8. С американскими партнерами у нас вышла полемика по поводу реакции стран на происходящее на Украине. Я сказал, что я бы Обаме в России поставил памятник. Они спросили: «Имеешь в виду, на могиле?» Я: «Нет, потому что то, что сделал Обама, нам самим не удалось бы сделать. Он своими действиями на такую высокую волну поднял патриотизм в людях, сплотил здоровую часть общества России, помог поднять промышленность, подарил нам Крым».
9. Много думал о том, почему в нашей стране так живуча коррупция, и пришел к выводу, что причина — финансовая безграмотность населения. Увидел это на примере своего коллектива – люди не понимают, сколько денег они зарабатывают. Работнику объясняю, что 13% – это не все налоги, которые он платит, что за него я ещё плачу 36%. То есть в конечном итоге 50% зарплаты он отдает государству. Люди удивляются, поняв это!
Поэтому население у нас апатично, людям все равно, куда уходят налоги, потому что они не понимают, что это их личные деньги. Во многих государствах работникам выдаются ведомости, в которых прописано, сколько работодатель заплатил за них налогов. Поэтому, например, в Австралии если человек заметит, что не так брусчатку положили, сразу пойдет спрашивать с властей, почему его деньги расходуются так плохо.
И человек там идет на выборы осознанно и с вопросом «Куда потратят мои налоги?» Поэтому фискальными методами коррупцию не устранишь. Люди, а не фискальные органы, должны быть заинтересованы, куда уходят их средства, и спрашивать с чиновников.
10. Трудности меня не пугают, а мобилизуют. Я благодарен людям, которые вставляли мне палки в колеса, ведь благодаря им я учился, развивался. Я этих людей считаю своими учителями. В целом же, восполнить недостаток сил мне помогает общение с приятными людьми. Очень люблю трудиться на земле, общаться с природой. Меня даже друзья как-то ботаником прозвали, потому что я травы собираю.
Люблю прогулки по лесу, велосипед. Но я не сторонник экстремальных видов отдыха и спорта, потому что это иногда заканчивается трагически. А руководитель должен думать не только о своих родственниках, но и о тех работниках, которые стоят за ним. Сегодня я ответственен за 700 человек, и у них у всех дети, семьи, и они зависят в том числе от моего здоровья.