«Остаться на микроуровне»: Руслан Жуков, «ФИНАМ»// МНЕНИЕ
Правительство России намерено в ближайшие 10 лет направить 170 млрд руб. на развитие микроэлектронной промышленности. Однако до предприятий Татарстана эти деньги вряд ли дойдут.
Руслан Жуков, инвестиционный эксперт ИК «ФИНАМ» в Казани:
Правительство России намерено направить в ближайшие 10 лет 170 млрд руб. на развитие микроэлектронной промышленности. Однако до предприятий Татарстана, несмотря на наличие в республике приборостроительного кластера, эти деньги вряд ли дойдут – скорее всего, они будут направлены на развитие элементной базы, а этим занимаются компании московского региона.
В августе этого года на совещании в подмосковном Зеленограде, посвященном перспективам отечественной микроэлектроники, председатель правительства Дмитрий Медведев заявил, что в развитие микроэлектронной промышленности до 2025 г. государство планирует вложить в 170 млрд руб..
В Татарстане есть развитый приборостроительный кластер. Предприятия, входящие в него, обеспечивают измерительными приборами, радиоэлектроникой и продукцией приборостроения различные отрасли, включая оборонную промышленность, которой в последние годы государство уделяет особое внимание. Смогут ли и они припасть к данному финансовому потоку? Скорее всего, нет. Поток не сильно велик, да и протекает он в стороне от их продуктовой линейки.
Главной проблемой отечественной микроэлектронной промышленности остается зависимость от импортной компонентной базы, прежде всего – от микропроцессоров.
Эта зависимость вызвана технологическим отставанием, на преодоление которого и должны быть направлены средства бюджета.
Примечательно, что совещание в Зеленограде было приурочено к вводу в эксплуатацию расположенной в городе микроэлектронной фабрики «Ангстрем-Т». Фабрика «Ангстрем-Т» - это передовое отечественное производство полупроводниковых изделий по технологии 90 и 130 нанометров, сообщили СМИ. И в этой констатации – все, что нужно знать о нашем отставании.
Судите сами. Когда в 2007 г. представители «Ангстрема» объявили о приобретении бывшего в употреблении оборудования корпорации AMD с завода Fab 30 в Дрездене, позволяющего выпускать кристаллы с техпроцессом 130 нм, это был техпроцесс, соответствующий мировому уровню 2000-2001 гг., а к 2007 г. технологии ведущих производителей уже достигли уровня 45 нм и 40 нм. В октябре 2012 г. корпорация IBM лицензировала «Ангстрему» технологию производства микросхем с топологическими нормами 90 нм. Мировой уровень технологии к тому времени соответствовал техпроцессу 22 нм. В апреле 2015 г. Intel начал продавать 14-нм процессоры, а сегодня мировые компании заявляют о разработках в области производственной технологии на 10 нм и 7 нм.
И вот на этом фоне 5 августа 2016 г. фабрика Ангстрем-Т торжественно начинает производство микросхем с топологическими нормами 130-90 нм. В перспективе – выход на 65 нм. На таком же уровне находятся и технологии старейшего (ранее – единственного) в России массового производителя – завода «Микрон», расположенного в том же Зеленограде.
Очевидно, что ориентация на закупку стремительно устаревающих технологий и оборудования не может привести к прорыву, а обрекает на отставание.
Она лишь позволяет сохранять определенный уровень компетенций и обеспечивать узкий спрос отечественной промышленности.
Организация современного массового производства микроэлектронной компонентной базы – это дорогое удовольствие. Оно может окупаться только на масштабе, за счет широкого потребительского спроса. Но с технологическим отставанием в разы рассчитывать ни на внутренний, ни, тем более, на внешний спрос, не приходится.
Нельзя сказать, что в России нет более передовых разработок. Они есть. В качестве примера можно привести АО МЦСТ (Москва), которое является базовой организацией кафедры информатики и вычислительной техники Московского физико-технического института и специализируется на разработке универсальных микропроцессоров, микроконтроллеров и управляющих вычислительных комплексов.
Компания собирает для госкомпаний серверы на основе микропроцессоров собственной разработки с уникальной архитектурой – самый последний, Эльбрус-8С, производится по техпроцессу 28 нм. На таком же уровне создает процессоры компания «Байкал Электроникс» (Красногорский район Московской области), которая специализируется на проектировании интегральных микросхем и систем на кристалле на базе архитектур ARM и MIPS. В планах компании на 2018 г. – выход на уровень 16 нм. Но это не массовое производство, это штучные и очень дорогие решения, производимые на заказ. И это – разработки, а собственного производства на 28 нм в России нет. Например, процессоры Baikal производятся в Тайване на фабрике компании TSMC, крупнейшего в мире производителя микроэлектронных компонентов.
Для того, чтобы сделать прорыв, нужно было десятилетиями инвестировать в фундаментальную науку и прикладные исследования, создавать производственную базу, обучать инженерные кадры и стимулировать спрос. Десятилетиями этого не происходило, и рассчитывать на прорыв, вложив 170 млрд, – все равно, что надеяться на чудо.
Чудеса, конечно, случаются, но там, где речь идет о деньгах, следует быть реалистами.
170 млрд руб. предполагается выделять в рамках программы развития электронной и радиоэлектронной промышленности, действующей с 2013 по 2025 гг. Ежегодно в программу должно вкладываться порядка 10 млрд руб.. Это много или мало? Для сохранения текущего положения может и много, а для создания прорывной индустрии – чрезвычайно мало.
Производителей компонентной базы в мире не так много, а с ростом темпов обновления технологий их становится еще меньше, аутсайдеры выбывают из гонки. Деятельность приборостроительных предприятий Татарстана может быть связана с использованием микроэлектронной компонентной базы, но вряд ли с ее производством или разработкой. Максимум, на что им можно рассчитывать в рамках программы поддержки отрасли – это на бюджетное стимулирование использования микропроцессоров, произведенных или хотя бы разработанных в России.
Но будет ли такое стимулирование? Если и да – не в ближайшее время. Сейчас правительство озабочено проблемой сокращения бюджетного дефицита. А это означает высокую вероятность сокращения программ государственной поддержки экономики. В таких условиях рассчитывать на щедрость властей отечественным предприятиям явно не стоит.