Подписаться
Курс ЦБ на 02.02
70,12
76,22

Почему арендаторы уходят из торговых центров

Безудержный рост торговых площадей в Казани мы обсуждали на встрече Дискуссионного клуба еще в мае прошлого года. Тогда никто не думал о кризисе. Эксперты сетовали на то, что часть торговых маро

Сегодня в казанских торговых центрах пустует порядка 15% площадей. Впрочем, это средняя температура по больнице: одни ТЦ на грани закрытия, другие ставят арендаторов в очередь. Причины успехов и неудач ведущие ритейлеры и арендодатели Казани обсудили на Дискуссионном клубе «ДК».

Участники
Григорий Рзянин зам. директора по маркетингу и продажам «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ»
Антон Семенов зам. гендиректора инвестиционно-строительной компании «Тандем»
Руслан Серазетдинов совладелец сети магазинов «ЕвроКиндер»
Александр Сергеев глава группы компаний «Александр ЛТД»
Дамир Хамитов начальник отдела аренды ОАО «Миллениум Зилант-Сити»
Александр Шамов директор АН «Дорогой дом»
Марсель Шамсутдинов управляющий группой компаний «РАЙДЭН»
Игорь Шевелев директор по маркетингу и рекламе компании «Бахетле»

Безудержный рост торговых площадей в Казани мы обсуждали на встрече Дискуссионного клуба еще в мае прошлого года. Тогда никто не думал о кризисе. Эксперты сетовали на то, что часть торговых марок не может развиваться в Казани из-за отсутствия достойного предложения от торговых центров. Но уже говорили о том, что без продуманной концепции поддерживать стабильный покупательский поток в торговых центрах будет крайне сложно.

Арендные ставки стали индивидуальными
Нынешняя ситуация подтверждает этот тезис. Из почти трех десятков ТЦ Казани востребованы единицы.
«Мы сотрудничаем со всеми «правильными» торговыми центрами Казани, это «Мега», «Кольцо», «Парк Хаус» и «Тандем»,— перечислил Григорий Рзянин, зам. директора по маркетингу и продажам «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ».
Присутствующих заинтересовало, как именно компания выбирает «правильные» и «неправильные» торговые центры. Григорий Рзянин пояснил, что их интересуют центры с хорошим местоположением и концепцией, позволяющей поставлять стабильный покупательский трафик. «Естественно, платежеспособность этого трафика упала,— отметил эксперт.— Но это уже задача управляющих торговым центром— найти оптимальное соотношение поставляемого покупательского потока и арендной ставки».
Вопрос арендной платы— очевидно, ключевой сегодня как для арендодателей, так и для ритейлеров— вызвал волну интереса. К разговору подключились представители компаний, работающих с коммерческой недвижимостью. Марсель Шамсутдинов, управляющий группой компаний «РАЙДЭН», рассказал, что снизил арендную ставку в офисных помещениях в центре города примерно на 20%. «Кроме того, мы улучшили условия размещения. Если раньше для одной машины предоставляли парковку, то теперь— для трех-четырех. Кондиционеры ставим, проводим Интернет и т.д.»,— добавил эксперт.
Александр Сергеев, глава группы компаний «Александр ЛТД», поделился своим опытом. «За сентябрь мы на «Петрушкином Дворе» сдали 3 тыс.кв.м, в октябре— еще порядка 6 тысяч сдадим. Как это происходит: арендатор говорит, офис дорогой, я хочу дешевле на 25%. Мы отвечаем: ок! Ты получаешь со следующего месяца скидку 25%, но твои площади ставятся на сдачу. Уже возникла первая конфликтная ситуация, когда арендатору нужно освободить площади в течение двух недель, чтобы на его место зашли другие».
Что касается торговых центров, то они заинтересованы не только в заполняемости площадей, но и в привлекательном для покупателей наборе арендаторов. Антон Семенов, зам. гендиректора инвестиционно-строительной компании «Тандем», пояснил, что сохранить постоянный пул арендаторов удалось во многом благодаря гибкой индивидуальной политике. «Мы изучаем доходы и расходы операторов, ищем пути их оптимизации,— поделился г-н Семенов.— Часть магазинов в первом полугодии реально потеряли в выручке— до 30-40%. Но в конце лета произошла фиксация, и сейчас выручка стабильна. Кроме того, есть одежные, обувные салоны, которые не только не потеряли, но и увеличили выручку. Они, несмотря на кризис, просят дополнительные площади, причем не маленькие — от 600-700 квадратов. Не только на первом, но и на втором, на третьем этажах». Представитель «Тандема» рассказал, что сегодня договора заключены на 100% площади, более того, есть очередь из желающих занять место на первом этаже.
Григорий Рзянин подтвердил, что кризис заставил руководство и резидентов ТЦ «открыть карты и работать в более тесном сотрудничестве».
Новая казанская концепция: ТЦ у дома
Порядка 700кв.м торговых площадей приходится сегодня на 1 тыс. казанцев. «Мы на третьем месте после Москвы и Питера, но при этом не имеем преимущества по зарплате перед другими городами— это ненормально!»— горячился Марсель Шамсутдинов.
Собравшиеся поддержали эксперта, число торговых центров однозначно сократится. Уже закрылись «Южный» и «Детский мир» на Петербургской. Не за горами новые исходы торговых центров, не имеющих четкого позиционирования.
«Скажите, а кто и в какой торговый центр едет ради концепции?»— задал неожиданный вопрос Игорь Шевелев, директор по маркетингу и рекламе компании «Бахетле».
В зале повисла пауза. «Мы крупные арендаторы и арендодатели, работающие как в республике, так и в Москве, мы отслеживаем ситуацию,— продолжил г-н Шевелев.— Для торгового центра очень важно местоположение, крупные интересные арендаторы. Хорошо, если в нем большое количество арендаторов— это третий показатель привлекательности. Но можно ли эти факторы назвать концепцией?»
Обсудив известные торговые комплексы, участники дискуссии пришли к выводу, что четкое позиционирование— «семейный торговый центр» — есть лишь у «Меги». При этом трафик «Меги» и, например, «Тандема» отличаются несущественно. Гости заключили, что занятия для всей семьи в торговом центре отвлекают внимание от покупок— люди приходят просто погулять. А успешность любого ТЦ, прежде всего, измеряется выручкой торговых точек.
На основании изобилия торговых центров в Казани возникла еще одна гипотеза: покупателей не потеряли площадки, расположенные в густонаселенных жилых районах. «К примеру, «Сити-центр» в Азино,— отметил Александр Сергеев.— Позиционирование абсолютно размытое, при этом он живой, потому что стоит в громадном «спальнике» и ничего больше там нет. Это новая казанская концепция: торговый центр у дома!»
Александр Шамов, директор АН «Дорогой дом», подытожил: «Так мы и пришли к тому, что концепция складывается из местоположения и удобства пользования. И уже следующий фактор: чем набиты эти ТЦ, какие у него якоря».
Учитывая вышесказанное, участники рынка все-таки не скидывают со счетов рекламу. Правда, ее направленность стала другой. Управляющие торговыми центрами стали больше тратить на удержание и повышение лояльности покупателей: акции, подарки, розыгрыши. А владельцы коммерческой недвижимости увеличили бюджет на привлечение арендаторов.
Стрит-ритейл выигрывает у центров
«И все-таки, какие компании даже в нынешних обстоятельствах смогли увеличить выручку и будут и дальше успешно работать?»— попросил конкретизировать Марсель Шамсутдинов.
Собравшиеся заключили, что лучше всего себя чувствуют магазины с недорогими товарами, так как к ним перетекает часть покупателей из премиум-сегмента.
«В салонах, продающих дорогие часы или ювелирные изделия, продажи упали,— поделился Антон Семенов.— Но компании, торгующие, например, косметикой, снимают с квадрата очень хорошую прибыль. Средний и ниже среднего сегменты чувствуют себя неплохо».
Александр Сергеев заключил, что дело в уходе части игроков и освобождении некоторых рынков. «Лучше всего я знаю ситуацию по электронике: нет сети магазинов «Александр ЛТД», нет «Мира», у «Эльдорадо» минус два магазина, у «М.Видео» тоже минус два. А город-то остался прежним— больше миллиона жителей»,— пояснил свою позицию г-н Сергеев.
При этом эксперт отметил, что покупательская способность тоже снизилась минимум на треть, и пока у населения не будет денег, бизнес не сможет развиваться. «Магазины настроены на то, чтобы выкачивать деньги у населения и переводить их в бизнес-среду. Логично? Новых экономических законов в последнее время не появилось?»— задавал риторические вопросы глава «Александр ЛТД».
Поскольку сегодня на коне магазины с недорогими товарами, то и запросы собственников торговых точек отличаются от тех, что до сих селились в торговых центрах.
«Для меня как для арендатора магазин у дома— самый популярный формат,— заявил Руслан Серазетдинов, совладелец сети магазинов «ЕвроКиндер».— У меня специфический товар— детская одежда, игрушки. Мне нужны покупатели, которые могут прийти пешком. Они в нынешних условиях даже копейки на бензин не хотят тратить». Эксперт рассказал, что в основном выбирает площади в жилых домах на первой линии, и отдача от этих торговых точек больше, чем от тех, что расположены в ТЦ.
Популярность стрит-ритейла подтвердил и Дамир Хамитов, начальник отдела аренды ОАО «Миллениум Зилант-Сити». «Огромный дефицит площадей, арендаторы не могут подобрать себе помещение размером 60-70 квадратов»,— рассказал г-н Хамитов. Он отверг предположения, что причина кроется в более низкой, по сравнению с ТЦ, стоимостью аренды. «Я сдаю площади за 1000-1200 рублей за квадрат, у нас 70 объектов в городе и нигде нет дешевых ставок»,— парировал Дамир Хамитов.
В финале дискуссии гости обсудили планы санкт-петербургской сети «Максидом», которая отказалась от аренды помещений в одном из ТЦ города и решила строить собственное помещение площадью 15 тыс.кв.м.
«На мой взгляд, наши ТЦ лоханулись: надо было зазывать «Максидом» к себе, не давать ему встать отдельно,— не скрывал эмоций Александр Сергеев.— Это сильный бренд, он потащит на себя трафик, это очевидно».
Представитель «Тандема» рассказал, что питерская сеть с радостью присоединилась бы к ним, но «Максидому» нужно 15 тыс.кв.м, а «Тандем» смог предложить только в два раза меньше. При этом казанский центр не отказался от строительства второй очереди и планирует открыть на своей базе другой крупный DIY-супермаркет в конце следующего года.
Экспертов удивило намерение международного холдинга Atrium European Real Estate вложиться в строительство второй очереди казанского «Парк Хауса». Сегодня в этом торговом центре довольно много свободной площади и, по мнению гостей, если ТЦ не сменит позиционирование, его будущее малоперспективно.
В итоге обсуждения гости заключили, что торговым центрам надо искать свою фишку. Привлекать эксклюзивных арендаторов либо магазины с уникальным ассортиментом; четче отстраиваться от конкурентов, формировать свою нишу; повышать лояльность постоянных покупателей. В этом случае можно оказаться среди тех торговых центров, которые успешно переживут падение покупательского спроса.
Наталья Штеле

Крупным ритейлерам по-прежнему не хватает площадей
Радик Ибрагимов Директор Филиала «Приволжский» X5 RETAIL GROUP N.V., магазины «Карусель», «Перекресток», «Пятерочка+»
Сегодня в Казани существует объективный избыток площадей, но он актуален преимущественно для мелких арендаторов. Крупные ритейлеры по-прежнему ощущают недостаток качественных площадей по форматам гипер- и супермаркет.
Вместе с тем кризис способствует снижению ставок на аренду. По сравнению с докризисным временем, мы получаем предложения об аренде помещений на треть дешевле. Мы готовы их рассматривать, если площадки расположены в достаточно привлекательных с точки зрения покупательского трафика районах, и нас устраивает цена аренды, так как, несмотря на кризис, мы планируем открывать новые магазины. Приоритет будем отдавать проектам с минимальным сроком окупаемости, таким как открытие дискаунтеров на условиях аренды.
Важнейшей предпосылкой для выживания сегодня является способность быстро и гибко реагировать на изменение покупательских предпочтений. С февраля этого года мы наблюдаем смещение потребления в сторону более дешевых продуктов. Сделав ставку на поддержание минимальных по региону цен на 100% ассортимента сети «Пятерочка+», мы, безусловно, рассчитывали на увеличение товарооборота наших дискаунтеров за счет притока людей из других форматов. Реакция покупателей на это изменение ценовой политики превзошла все наши ожидания— приток покупателей по итогам второго квартала составил по регионам до 16%, такого мы не видели даже в лучшие докризисные времена.
Что касается форматов гипер- и супермаркет: ни для кого не секрет, что именно продуктовый магазин способствует увеличению трафика любого торгового центра. И гипермаркет «Карусель», и супермаркет «Перекресток» есть в крупных торговых центрах Казани в качестве якорных арендаторов. Здесь наши усилия— от которых торговый центр тоже выигрывает— направлены на удержание лояльных покупателей.
Благодаря этой работе за девять месяцев 2009 г. в магазинах нашего филиала (все форматы) совершили покупки 14840,5 тыс. человек, что на 47% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

В Казани масса невостребованных ТЦ
36
ТЦ работает в Казани
41%
От общего предложения по площадям формируют «Мега», Suvar Plaza, «Тандем», «Кольцо», «Парк Хауc»
1155 руб./кв. м
Средняя стоимость аренды в ТЦ на июль 2009 г.
30%
Потеряла средняя арендная ставка за последние 6-8 месяцев

Источник: ООО «ЛэндЛорд».

Марсель Шамсутдинов:
«Мы на третьем месте в России по количеству торговых площадей— это ненормально!»
Григорий Рзянин:
«Задача ТЦ найти оптимальное соотношение покупательского трафика и арендной ставки».
Игорь Шевелев:
«Скажите, а кто и в какой торговый центр едет ради концепции?»
Александр Сергеев:
«Это новая татарская концепция: торговый центр у дома!»
Игорь Шевелев:
«Главный показатель успешной работы ТЦ— заполненность».
Александр Сергеев:
«Пока у населения не будет денег, торговля не сможет развиваться».
Александр Шамов:
«Концепция складывается из местоположения и удобства пользования».
Марсель Шамсутдинов:
«Мы как арендодатели стали больше тратить на рекламу».
Руслан Серазетдинов:
«Мне нужны покупатели, которые могут прийти пешком».
Дамир Хамитов:
«Огромный дефицит площадей в стрит-ритейле».
Антон Семенов:
«Неплохо чувствуют себя магазины среднего, и ниже среднего, сегментов».
Самое читаемое
  • «Ситуация складывается очень тяжёлая»: в России заблокировано 5,7 трлн руб«Ситуация складывается очень тяжёлая»: в России заблокировано 5,7 трлн руб
  • Александр Аузан: «У нас две страны в одной, и они хотят разного. Где искать компромисс?»Александр Аузан: «У нас две страны в одной, и они хотят разного. Где искать компромисс?»
  • Российские компании присматриваются к оставшимся западным лизинговым фирмамРоссийские компании присматриваются к оставшимся западным лизинговым фирмам
  • «Люди и их интеллектуальный потенциал — наш главный актив и элемент устойчивости бизнеса»«Люди и их интеллектуальный потенциал — наш главный актив и элемент устойчивости бизнеса»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.