Почему утилизация автохлама невыгодна?
Благие намерения Правительства России обернулись рисками для автомобильного рынка. Автодилеры в первые же дни работы программы столкнулись с массой неразрешенных вопросов. Половина клиентов, обраща
Максим Афанасьев руководитель отдела продаж компании «АКОС»
Азат Муртазин директор компании «КАСКО-Сервис»
Роман Ольхов директор автоцентра «Сапсан Драйф»
Радик Рамазанов начальник отдела технического надзора и регистрационной работы УГИБДД МВД по РТ
Игорь Рычков генеральный директор ПО «Татвторчермет»
Рустем Сафиуллин начальник управления розничного бизнеса Банка «БТА-Казань»
Никита Сухачев генеральный директор «Автоцентр РОСТ» и «РРТ-Казань 3»
Татьяна Федорова начальник отдела лесоперерабатывающей, пищевой и легкой промышленности Министерства промышленности и торговли РТ
Сергей Чернов заместитель генерального директора «КАН-Авто»
Благие намерения Правительства России обернулись рисками для автомобильного рынка. Автодилеры в первые же дни работы программы столкнулись с массой неразрешенных вопросов. Половина клиентов, обращающихся к ним, воспользоваться программой не может. Кредит на покупку нового авто способны оформить только четверть владельцев автохлама. Да и тех участники рынка оформляют с опаской: требования к документам, по которым дилерам должны компенсироваться 50 тыс. руб. с машины, до сих пор неизвестны. Продавая автомобили, автосалоны не уверены, что не получат убыток.
К запуску программы Минпромторг РТ совместно с татарстанскими дилерами и утилизаторами начал готовиться еще в ноябре прошлого года. Утилизаторам помогли получить лицензии, дилерам— прояснить схему работы. И хотя нерешенных вопросов было много, предлагаемые на тот момент три схемы получения сертификатов за утилизацию автомобилей, по мнению участников рынка, были удобными. По тому сценарию владельцы авто могли получить свидетельство об утилизации машин у дилеров, у утилизаторов и в Минпромторге РТ. Но незадолго до старта программы эксперимент сделали всероссийским и в качестве стартовой выбрали только одну схему получения сертификата— через дилеров. К такой нагрузке рынок оказался не готов. «Когда выяснилось, что из трех схем осталась только схема с дилерами— это поставило в тупик многих. Особенно утилизаторов: «Булгар-Автоваз» и «Соллерс» уже вели предварительную запись людей, желающих утилизировать автомобили, и к февралю собрали порядка 800 заявок»,— отмечает Татьяна Федорова, начальник отдела лесоперерабатывающей, пищевой и легкой промышленности Министерства промышленности и торговли РТ. Теперь эти заявки перешли в работу к дилерам.
Автодилеры на такой ажиотаж не рассчитывали. «Еще до начала эксперимента мы собрали 3 тыс. заявок на утилизацию авто,— говорит Сергей Чернов, замгенерального директора «КАН-Авто».— И их число продолжает расти. Все заявки мы распределили среди менеджеров, на выполнение каждой из них в среднем уходит по 2,5 часа. Мы вынуждены существенно увеличивать штат сотрудников».
«Кроме того, купить автомобиль сегодня можно только у того дилера, который выдал свидетельство на утилизацию. Многие автовладельцы об этом не знают и возникает непонимание»,— рассказывает Сергей Чернов. Мало кто из клиентов также знает, что должен оплатить все штрафы прежде, чем получит сертификат на утилизацию. Много сложностей связано с оформлением ПТС и права собственности. Радик Рамазанов, начальник отдела технического надзора и регистрационной работы УГИБДД МВД по РТ, рассказал, что программа не позволяла утилизировать автомобиль, снятый с учета в ГИБДД. «А многие владельцы их снимали, чтобы не платить налоги. И теперь вынуждены были заново становиться на учет и только потом отправлять свои машины на списание и утилизировать»,— рассказал он. Сейчас вопрос решили: всю операцию свели к одному заявлению на утилизацию.
«Программа очень сырая, еще месяца два будем ее дорабатывать»,— согласилась Татьяна Федорова. Хотя региональные Минпромторги официально в программе не участвуют, решать проблемы с внедрением программы приходится им. «Мы фактически вынуждены вплотную заниматься проведением этого эксперимента и с автодилерами, с ГИБДД и УБЭП. В первые дни реализации программы мы практически остановили свою основную работу»,— рассказывает Татьяна Федорова.
Государство строит пирамиды
Самой опасной проблемой участники программы считают отсутствие четких требований к документам, которые автодилеры должны будут сдать в Минпромторг РФ для получения компенсации. «В тех материалах, что представлены на сайте Министерства, сегодня много ошибок: неверно указаны утилизаторы, не проходят винкоды автомобилей. Постепенно выясняются все новые нюансы заполнения документов»,— отмечает Сергей Чернов. Так, только после старта программы выяснилось, что в договоре купли-продажи обязательно должно быть сказано, что автомобиль был приобретен по программе утилизации.
По его словам, президент «Автоваза» Игорь Комаров поднимал вопрос об исправлении возможных ошибок в документах на утилизацию, и Минпромторг пообещал компании в течение десяти дней не обращать внимания на ошибки. Но уверенности в получении полной компенсации по всем представленным свидетельствам у автодилеров нет.
«Государство очень часто само строит финансовые пирамиды,— отметил Рустем Сафиуллин, начальник управления розничного бизнеса Банка «БТА-Казань».— То же самое было и по программе АИЖК, когда банки выдавали ипотечные кредиты в массовом порядке в надежде на рефинансирование. В результате государство выстроило сложнейшую процедуру, которая отсекла возможность продажи ипотечных пулов». По его прогнозам, автодилеры могут попасть в подобную ситуацию: продадут автомобили, но не смогут получить полный объем компенсаций. «Таким образом, государство перекладывает социальные программы на участников рынка. Не знаю, сознательно или нет»,— отметил банкир. По его словам, банки из-за этого негативного опыта сегодня также крайне осторожно подходят к ипотечным программам и к автокредитованию.
Сергей Чернов согласился с этой мыслью: «Конечно, именно поэтому автосалоны с небольшим оборотом и пользующиеся заемными деньгами, не участвуют в программе утилизации. Даже 50 клиентов, обслуженные без компенсации, блокируют текущую деятельность компании».
Согласились и остальные дилеры. «Мы оформляем заказ на гарантийное обслуживание клиентов каждый день, и всегда находятся ошибки. Тут они тоже будут. Невозможно оформить 200 тыс. автомобилей без ошибок. А если 10 ошибок выпадет на твой автосалон— это 500 тыс. руб. Причем из твоей прибыли»,— отметил Никита Сухачев, генеральный директор «Автоцентр РОСТ» и «РРТ-Казань 3». Рустем Сафиуллин резюмировал: «Если не будет исчерпывающего перечня требований— открывается простор для произвола и коррупции».
Оптовые решения
Дилеры пришли к выводу, что вопрос урегулирования документооборота должна взять на себя компания-производитель. «Мы уже обсуждаем с Nissan схему работы с Минпромторгом через них. Производитель сам будет собирать заявки от дилеров и подавать их в Министерство. Далее Nissan уже перечислял бы на депозиты дилерам компенсацию»,— отмечает Никита Сухачев.
Подобную схему отработал «Соллерс» со своими дилерами. «Мы продаем автомобили Fiat, произведенные на «Соллерс», не выкупая их. «Сапсан»— только посредник, а всю волокиту с оформлением взял на себя производитель. Кроме того, в рамках программы поддержки местного производителя Правительство РТ совместно с компанией «Соллерс» выделило дополнительную компенсацию для покупателей отдельных моделей автомобилей Fiat в размере 40-100 тыс. руб., что в десятки раз увеличило наши продажи»,— рассказал Роман Ольхов, директор автоцентра «Сапсан Драйв».
Аналогичное сотрудничество с «Соллерс» налажено и у компании «АКОС». «А вот с ГАЗ по программе утилизации мы работаем без льгот и рассрочек, он не оказывает нам финансовой поддержки»,— отметил Максим Афанасьев, руководитель отдела продаж компании «АКОС».
«КАН-Авто» с «Автовазом» сумел договориться о двухмесячной рассрочке платежа в 50 тыс. руб. с каждого проданного автомобиля. «Мы перечисляем заводу деньги за исключением 50 тыс. руб., которые получим в качестве возмещения. Если в течение 1,5-2 месяцев компенсации не будет, тогда не сможем продолжать программу»,— сказал он.
Экономический эффект неизвестен
Одним из наиболее сложных для дилеров остается вопрос выплаты компенсации. Сейчас они боятся подсчитывать доходы, так как не знают, получат ли вовремя и в полном объеме средства от Минпромторга РФ. «Самая большая проблема— административные риски. Если сертификаты «зависнут» и Минпромторг РФ будет выплачивать компенсацию не два, а шесть месяцев, то автодилерам придется озадачиться проблемой поддержания инфраструктуры и денежной ликвидности»,— отметил Азат Муртазин, директор компании «КАСКО-Сервис».
«Да, продажи растут серьезно: на 12 марта мы уже оформили 142 свидетельства утилизации и заключили 64 договора прямой купли-продажи. Но экономический эффект от данной программы минимален. Поскольку мы несем огромные затраты: увеличили штат менеджеров, оформителей, механиков»,— отметил Сергей Чернов. Прибыль же будет зависеть от того, сколько свидетельств об утилизации в начале апреля примет Минпромторг РФ к выплате компенсации.
В отличие от «КАН-Авто» объем сделок по программе у других автодилеров в десятки раз меньше. «Мы рассчитываем, что по итогам года программа утилизации даст 10-15% продаж. К нам за первую неделю поступило только 10 заявок на утилизацию и покупку автомобилей Skoda,— отмечает Никита Сухачев.— Но для нас это хорошее подспорье. Хотя маржа от продажи в нашем случае тоже невелика». Г-н Сухачев считает, что на этих продажах дилеры и не должны зарабатывать. «Мы умеем зарабатывать на лояльности клиентов, которые потом приедут к нам в сервис и купят наши дополнительные продукты, приедут на ТО. Любой автобизнес живет на обслуживании клиентов. А в 2009-м самая большая проблема для дилеров— резкий провал по продажам и, значит, в перспективе отсутствие клиентов по гарантийному обслуживанию». По его словам, именно за сервисное обслуживание сейчас пойдет борьба между дилерами. «Не только в качестве обслуживания, но и цены. А она и сейчас уже находится на уровне рентабельности у большинства игроков рынка»,— отметил он.
Остальные участники к программе готовятся
Прогнозировать доходы не берутся не только автодилеры, но и другие участники программы. «Мы в утилизации участвовать еще не начали и возможные сложности и выгоды пока только просчитываем и прогнозируем. Готовимся к перестраиванию внутри предприятия технологии разборки узлов, оборудования и машин в целом, планируем расширять штат сотрудников»,— рассказал Игорь Рычков, директор ПО «Татвторчермет». Хотя первые автомобили на утилизацию компания ждет со дня на день, схема оплаты ее услуг еще не продумана досконально. «Планируем на участках, где будет происходить сдача автохлама на утилизацию, поставить кассовые аппараты и оплату принимать на месте оформления документов. Пока с автодилерами договариваемся о безналичном переводе»,— отметил он. Объемы утилизации, по прогнозам г-на Рычкова, должны возрасти в десятки раз: «Обычно мы утилизируем по 10-15 машин в месяц, по программе рассчитываем выйти на объем в 500 машин в месяц».
Банкиры и страховщики на программе тоже надеются заработать, хотя и в разы меньше, чем автодилеры. Рустем Сафиуллин ожидает влияния программы субсидирования на рост объемов автокредитования на 10-20%. Настолько же рассчитывают увеличить продажи полисов каско страховщики.
Азат Муртазин считает, что продажи в кредит могли быть и гораздо большими: из 200 тыс. планируемых в рамках программы проданных автомобилей в кредит могли бы уйти 130 тыс. из 200 тыс. Если бы не административные барьеры. «В 2009 г. банки отказались от автокредитов с маленьким первоначальным взносом и кредитам без него. Все зарядили по 30-35% взноса— это и подкосило продажи автомобилей в конечном итоге. Ведь кредиты с маленьким взносом составляли более 50% всех кредитов»,— отметил он. Но, по его словам, росту объема кредитов мешают «глупости вроде требования обязательного наличия стекла в старом авто или тосола в охлаждающей системе».