Починок привез в Казань благую весть
Несколько лет назад один работник взял у нас некую сумму под отчет и пропал, оставив свою трудовую книжку. Появился он с группой поддержки через… восемь лет.
Сергей Никифоров,
генеральный директор «ФБК Поволжье», заслуженный экономист России и Татарстана
Недавно приезжал в Казань сенатор Александр Починок — бывший министр труда, бывший руководитель ФНС, в общем, информированный и компетентный человек. На встрече в ТПП он обрадовал ее участников тем, что работа над новой редакцией Трудового кодекса, начатая чуть более года назад, идет полным ходом. Это, безусловно, положительная новость. Не секрет, что Трудовой кодекс в нынешнем его виде уже не отвечает требованиям сегодняшней экономики, и ряд его положений безнадежно устарел.
Я насчитал более 30 статей Трудового кодекса, применение которых на практике для малого бизнеса или затруднительно, или невозможно. Основной парадокс в том, что кажущееся большое социальное достижение — абсолютизация прав работника — в итоге играет против самого же работника.
Например, работодатель, принимая нового работника, обязательно выяснит и состояние здоровья, нет ли беременности, не мать-одиночка ли, нет ли несовершеннолетних детей-инвалидов, не студент ли, не является ли донором. Крупное предприятие неохотно возьмет работника «с обременением», а уж для малого это зачастую вопрос жизни или смерти. Представьте, руководитель небольшой компании не знает, будет ли его бизнес работать через год, но уволить работника, имеющего ребенка-инвалида, он не имеет права до достижения ребенком 18 лет. Жалко, конечно, такого работника, но ведь законодатель обрекает его на то, что устроиться на работу ему будет практически невозможно.
А вот случай из моей практики. Несколько лет назад один работник взял у нас некую сумму под отчет и пропал, оставив свою трудовую книжку. Появился он с группой поддержки в лице адвоката, представителей прокуратуры и Федеральной инспекции по труду через… восемь лет. С требованием вернуть ему трудовую книжку и заплатить за восемь лет якобы вынужденного простоя. Несколько месяцев потребовалось мне, чтобы отбиться и доказать свою правоту.
Суды у нас тоже «заточены» преимущественно на защиту прав работника. Как‑то поймали одного работника на воровстве. Я его, естественно, уволил. Так он восстановился через суд и получил зарплату не только за время «вынужденного» простоя, но и зарплату еще за 3 месяца за его «сокращение», потому что увольняться по собственному желанию он никак не соглашался. Правда, спустя несколько лет я увидел в криминальной хронике, как этого бывшего работника уже в качестве председателя ТСЖ взяли с поличным при получении взятки в 900 тыс. руб.
Еще пример. Принятый работник вправе через 6 месяцев потребовать отпуск. При этом отпускные он получит, исходя из как бы отработанного года целиком. Если он после выхода из отпуска решит уволиться, то переплаченные отпускные работодатель никогда не получит обратно. Как и деньги, которые работник может получить по ошибке бухгалтера или из-за сбоя компьютера.
Складывается впечатление, что разработчики трудового кодекса знали только одну организационно-правовую форму — ГУПы. Иначе как объяснить, что частная организация должна оплачивать ученический отпуск, если получаемое работником образование не связано с профилем деятельности работодателя? Например, работник риэлторской фирмы пошел учиться на ветеринара. Это же государство гарантирует право на образование — так пусть оно и оплачивает ученический отпуск!
И таких примеров, ущемляющих права работодателя, достаточно. Почему частная организация, чтобы прекратить трудовые отношения с работником, должна платить ему среднюю зарплату за 3 месяца, когда сам работник вправе уволиться всего через 2 недели после подачи заявления. Он 30 декабря напишет заявление и ищи ему замену в новогодние каникулы, как хочешь.
Как обеспечить все требования охраны труда, если я своих работников месяцами не вижу? Специфика работы аудитора заключается в том, что они работают у клиентов, да еще в разных городах.Представьте, что сотрудник подвернул ногу на льду, возвращаясь после работы где-нибудь в Уруссу?
Производственная травма! Нужно создать комиссию по расследованию, составить план мероприятий по предупреждению несчастных случаев и прочее. А еще и потенциальный штраф работодателю и попадание в «черный список». Не мотаться же по разным городам, посыпая песочком дорогу перед своими работниками.
Спасибо Александру Петровичу за информацию. А нашим предпринимателям пора готовить свои предложения по внесению изменений в Трудовой кодекс и донести их, например, через «ДК».