Подписаться
Курс ЦБ на 28.06
78,46
92,27

Президент концерна ЮИТ: "Рубль падает – продажи застройщиков растут"

В интервью "ДК" г-н Каунискангас рассказал о крупных проектах ЮИТ в Казани, о трудностях работы в России и трендах на рынке первичной недвижимости

Президент концерна ЮИТ Кари Каунискангас отмечает, что в кризис их компания не растет агрессивно, а приспосабливается к требованиям рынка.   
Актуальное положение дел диктует свои условия: скачки валютного курса в России и ситуация с Украиной заставила пересмотреть задачи на ближайший год.

Досье:

Кари Каунискангас (Kari Kauniskangas)

Родился в 1974 г.

Образование: Технологический университет города Хельсинки по специальности «инженер-строитель», экономическое образование в Школе экономики города Хельсинки.

Карьера:

1997 г. - начал свою карьеру в ЮИТ в должности инженера строительной площадки.

1998-2000 гг. – отвечал за качество и развитие в компании ЮИТ Юхтюмя.

2000-2001 гг. - возглавлял товарное подразделение компании Сонера Ливинг.

С 2001 г. – вернувшись в ЮИТ, возглавлял различные подразделения компании.

С 2009 г. – первый вице-президент и заместитель президента концерна.

С 1 июля 2013 г. – президент концерна ЮИТ.

           

ЮИТ присутствует на рынке России более 50 лет. Дочерние компании концерна работают в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону и Казани. С начала 2000-х ЮИТ выступал в роли подрядчика в проекте реконструкции Казанского Кремля и Ратуши, а затем компания приступила к жилищному строительству.

Менталитет в законе

С момента старта далеко не все складывалось гладко – пришлось преодолевать не только ожидаемые бюрократические препоны, но и узнавать методом проб и ошибок предпочтения казанских покупателей. Кари Каунискангас отмечает, что при работе на казанском рынке важно совершить отстройку от конкурентов за счет выполнения данных клиентам обещаний. На завоевании доверия локальных потребителей у компании уходит порядка 5 лет.

- ЮИТ - одна из крупнейших строительных компаний Финляндии. Но Россию вы также определяете как ключевую страну для развития. Как вы выходили на наш рынок?

- Наше развитие в городах-миллионниках России началось около 10 лет назад. В партнерстве с местными предпринимателями мы создавали совместные компании или же, как в Казани, – приобретали большой участок и начинали «строить» компанию на основе этого участка.

Независимо от способа выхода на рынок, 3-4 года уходило на завоевание доверия потребителей. Часто первые проекты оказывались не слишком удачными с точки зрения продаж, так как люди покупали квартиры уже ближе к концу строительства. Но мы учились, делали выводы, какой продукт хотят получать клиенты, и, конечно, придерживались основного принципа компании - выполнять данные обещания. И практически во всех городах после завершения первого проекта дальнейшее развитие было позитивным.

В целом, на то, чтобы потребители стали нам верить, требуется около пяти лет, после чего работа идет в нормальном режиме - как в России, так и в других странах.

- Какие инвестиции были привлечены для выхода в российские «миллионники»? В каких банках кредитуетесь?

- По всей России инвестиции составили порядка 600 млн евро. ВТБ, Сбербанк, местные банки в разных регионах кредитуют наших клиентов, а строительство мы финансируем сами.

- Татарстан – довольно необычный регион в России, здесь свой менталитет, есть отличия и в законодательной базе. Какие трудности сопровождали вас на старте проекта? Были ли сложности, связанные, к примеру, с покупкой участков?

- Когда мы заходили в Казань, мы сумели удачно приобрести хороший участок на берегу реки – где сейчас и расположен ЖК «Современник». Потом настал кризис 2008-2009 гг., был спад. К тому времени мы возвели первый дом, строительство второго было приостановлено, но это произошло на этапе строительства фундамента, когда еще ни одна квартира не была продана. В конце 2009-го строительство возобновили, и объемы производства стали постепенно увеличиваться. Позже мы приобрели второй участок и сейчас как раз изучаем возможности для последующих инвестиций. На данный момент на стадии строительства в Казани находится около 1000 квартир. Это столько же, сколько во всем Хельсинки.

- Заметна ли у нас бюрократия? В Казани девелоперы нередко говорят об этом.

- Мы не сомневались, что такого рода сложности могут возникнуть, поэтому тщательно изучили местное законодательство. На текущий момент все нормально.

- Есть информация, что в сентябре 2012-го ЮИТ не сдал второй дом своего комплекса в Казани, потому что отказался идти на компромисс с администрацией по вопросу строительства объектов социальной инфраструктуры. Какова ситуация с этим домом сейчас?

- К сожалению, такое действительно было: один дом не был сдан в срок. В течение некоторого времени местная администрация не продлевала разрешение на строительство, даже несмотря на то, что дом был практически готов. Но это не было связано с отсутствием объектов социальной инфраструктуры, т.к. в ЖК «Современник» они предусмотрены. Задержка, скорее, была обусловлена подготовкой города к проведению масштабного для Казани проекта – Универсиады. Однако нам удалось урегулировать эту ситуацию, так что дом в конечном итоге был благополучно сдан. Всем покупателям квартир в этом доме были выплачены соответствующие компенсации.

- А если говорить обобщенно, есть ли существенные отличия между условиями ведения бизнеса в России и Финляндии?

- В принципе, по всей России законы одинаковы, но в каждом городе есть свои строительные нормы и нюансы. Кроме того, в разных городах некоторые государственные акты применяются по-своему. А разница между странами большая, конечно.

Президент концерна ЮИТ: "Рубль падает – продажи застройщиков растут" 1

Отстроиться от местных конкурентов

Компания ЮИТ в разных регионах работает с разными сегментами покупателей. Есть квартиры класса «эконом+», есть «комфорт» - это более высокий сегмент. В некоторых городах компания реализует и элитные проекты – например, «Смольный» в Санкт-Петербурге. Сегмент определяется, как правило, расположением объекта. Примерно 60% - проекты комплексной застройки, остальное – точечное строительство. Доля комплексной застройки в портфеле компании будет увеличиваться, отмечает Кари Каунискангас.

 - Как менялся спрос на жилье в Казани за время вашей работы здесь?

- В последние два года дела в Казани шли очень хорошо, объем производства жилья сейчас находится на высоком уровне. Я помню, что в 2008-2009 гг. у нас возникла идея продавать квартиры с полной отделкой, то есть готовые к проживанию, как это принято в Финляндии, но жизнь показала, что казанские потребители к такому продукту относятся настороженно, и от идеи мы отказались.

- Чем вы это объясняете?

- Для русских покупка готовой к проживанию квартиры вообще достаточно смелый шаг. Но мы нашли промежуточный вариант, который очень хорошо работает: сдаем дома с отделкой «под чистовую». При желании клиент может заказать у нас финишную отделку или внести дополнительные изменения в проект. В некоторых городах количество покупателей, заказывающих финишную отделку, достигает 40-50%.

- Вообще, какова разница между запросами покупателей в России и Финляндии?

- В обеих странах очень активно покупают стандартные 1-2-3-комнатные квартиры. И в размерах жилья взгляды россиян и финнов сходятся. Но внутреннее содержание квартиры – это большая разница. В Финляндии популярны кухни, совмещенные с гостиными. В России важны изолированные кухни.

Жилой дом в окрестностях Хельсинки

Президент концерна ЮИТ: "Рубль падает – продажи застройщиков растут" 2

- Как насчет конкуренции?

- Казань – достаточно большой рынок, и всем хватает места. Западная компания должна отличаться от локальных за счет доверия потребителей. Я не очень хорошо знаю конкурентов, но могу отметить, что главное в финском характере – выполнение обещаний. А обещания мы стараемся выполнять всегда.

- Некоторые финские компании, работающие в России, все строительные материалы завозят из Финляндии, гарантируя тем самым высокое качество конечного объекта. ЮИТ делает так же?

- Хорошие строительные материалы мы покупаем в России, в том числе у местных производителей. Что касается конечного качества продукта, то дело не только в материалах, очень важна тщательность при строительстве, и это не просто слова, это отлаженные финские технологии в действии.

- Был ли у вас опыт частно-государственного партнерства в России? В Финляндии, например, вы строите школы и детсады.

- Если говорить о Татарстане, то мы не участвуем в тендерах и стройподрядах. На территории ЖК «Современник» запланировано строительство детского сада, но его мы будем строить сами, как часть нашего проекта. Наш бизнес в России – это жилищное строительство.

Здание школы в Хельсинки, построенное по проекту ЮИТ

Президент концерна ЮИТ: "Рубль падает – продажи застройщиков растут" 3

- Вы участвуете в проекте благоустройства набережной Казани (территория Центра семьи «Казан»). Каковы инвестиции? Как часто ЮИТ берется за подобные социальные проекты?

- Инвестиции составили 16 млн руб.: мы уложили газон с системой автоматического полива, уложили брусчатку на прогулочной дороге, установили лестничные подъемы и пандус, поставили скамейки, урны и парковые фонари. Для ЮИТ Казань это первый проект подобного уровня, и он полностью соответствует миссии компании по созданию благоприятной среды для жизни.

- У ЮИТ был спор с подрядной компанией «Альфа-Строй», которая требовала у вас 62,5 млн руб. После этого казанский филиал объявил, что больше не будет работать с субподрядом. Почему было принято такое решение?

- Мы такого не объявляли, мы сказали, что больше не доверяем только одному генподрядчику, у которого вынуждены покупать весь дом по принципу «под ключ». Мы делим проект на несколько подрядов.

 

Рубль падает – продажи застройщиков растут

 

Россию и Финляндию Кари Каунискангас называет основными рынками для ЮИТ. В перспективе компания планирует расширяться в странах Балтии, Восточной и Центральной Европы: там будет рост в ближайшие годы.

Глава концерна подчеркивает, что в России еще много работы – пока каждая четвертая семья нуждается в новой квартире. Кроме того, в нестабильной ситуации при падении рубля покупатели охотнее инвестируют в недвижимость. К слову, г-н Каунискангас не прогнозирует резких колебаний цен: независимо от рыночной ситуации, цены в России, особенно на маленькие квартиры, будут расти, отмечает он.

Однако сейчас экономическая среда в России и в Финляндии достаточно сложная, и в обеих странах рост ВВП близок к нулю, говорит г-н Каунискангас. В Финляндии доверие потребителей упало на уровень ниже среднего. Гораздо позитивнее ситуация в таких странах, как Эстония, Латвия, Литва, Чехия, Словакия – там доверие потребителей повышается, доступность кредитов на оптимальном уровне, кредитная ставка снижается – в этих странах она составляет порядка 3%.

- Как на вас повлияли санкции со стороны Евросоюза и США в отношении России?

- Безусловно, это влияет на бизнес-среду. Мы не являемся стороной, участвующей в конфликте, мы надеемся на мирное урегулирование и не считаем, что санкции нормализуют ситуацию. Но Финляндия входит в ЕС и следует за его решениями. Так что мы мыслим не политическими, а бизнес-категориями: строим планы в зависимости от того, как будет развиваться экономика России. Например, мы прогнозируем, что продолжится переселение из небольших городов в города-миллионники. Значит, спрос на жилье будет сохраняться, но в приоритете будут недорогие квартиры. Исходя из этого мы планируем и производство жилья.

В неуверенной обстановке мы не растем агрессивно, а стараемся выжить в любых условиях, прежде всего, держим баланс между стартапами и продажами: мы не строим больше, чем можем продать.

ЖК премиум-класса в Хельсинки

Президент концерна ЮИТ: "Рубль падает – продажи застройщиков растут" 4

- Как в целом вы оцениваете ситуацию в России на рынке первичного жилья?

- В условиях падения рубля люди стараются банковские сбережения переводить в недвижимость, и у застройщиков растут продажи. При этом цены на квартиры в других регионах были достаточно стабильными, за исключением Казани – здесь цены в последние два года только росли.

- В России сравнительно низкая обеспеченность жильем. Заметно ли Россия отстает от стран Скандинавии, на ваш взгляд?

- В России количество кв. метров на человека почти в два раза меньше, чем, например, в Финляндии. В Финляндии средняя площадь на одного человека составляет более 40 кв.м, а в России - меньше 25 кв.м. В Финляндии потребность в новых квартирах в год равна приблизительно одному проценту от существующего жилого фонда. В России в среднем каждая четвертая семья нуждается в новой квартире.

- В России ипотечные кредиты весьма популярны, несмотря на высокие кредитные ставки. Как дальнейшее удорожание ипотеки может повлиять на ваши продажи?

- За прошедшие годы ипотечная ставка была на уровне 10-13%. Даже если она вырастет, это не повлияет на объемы продаж, скорее, на них отрицательно скажется девальвация рубля и снижение ВВП. На этот случай у нас есть план «Б» - продажа компактных квартир. Потому что потребность в жилье никуда не денется.

Самое читаемое
  • «Лента» купила одну из крупнейших уральских торговых сетей«Лента» купила одну из крупнейших уральских торговых сетей
  • В Екатеринбурге судят главного борца с коррупцией — его обвинили в получении взяткиВ Екатеринбурге судят главного борца с коррупцией — его обвинили в получении взятки
  • В Екатеринбурге на неопределенный срок закрывается ТРЦ «Гринвич»: что произошлоВ Екатеринбурге на неопределенный срок закрывается ТРЦ «Гринвич»: что произошло
  • Имущество ГК «Борец» окончательно отошло в пользу государстваИмущество ГК «Борец» окончательно отошло в пользу государства
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.