Президент концерна ЮИТ: "Рубль падает – продажи застройщиков растут"
В интервью "ДК" г-н Каунискангас рассказал о крупных проектах ЮИТ в Казани, о трудностях работы в России и трендах на рынке первичной недвижимости
Президент концерна ЮИТ Кари Каунискангас отмечает, что в кризис их компания не растет агрессивно, а приспосабливается к требованиям рынка.
Актуальное положение дел диктует свои условия: скачки валютного курса в России и ситуация с Украиной заставила пересмотреть задачи на ближайший год.
Досье:
Кари Каунискангас (Kari Kauniskangas)
Родился в 1974 г.
Образование: Технологический университет города Хельсинки по специальности «инженер-строитель», экономическое образование в Школе экономики города Хельсинки.
Карьера:
1997 г. - начал свою карьеру в ЮИТ в должности инженера строительной площадки.
1998-2000 гг. – отвечал за качество и развитие в компании ЮИТ Юхтюмя.
2000-2001 гг. - возглавлял товарное подразделение компании Сонера Ливинг.
С 2001 г. – вернувшись в ЮИТ, возглавлял различные подразделения компании.
С 2009 г. – первый вице-президент и заместитель президента концерна.
С 1 июля 2013 г. – президент концерна ЮИТ.
ЮИТ присутствует на рынке России более 50 лет. Дочерние компании концерна работают в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону и Казани. С начала 2000-х ЮИТ выступал в роли подрядчика в проекте реконструкции Казанского Кремля и Ратуши, а затем компания приступила к жилищному строительству.
Менталитет в законе
С момента старта далеко не все складывалось гладко – пришлось преодолевать не только ожидаемые бюрократические препоны, но и узнавать методом проб и ошибок предпочтения казанских покупателей. Кари Каунискангас отмечает, что при работе на казанском рынке важно совершить отстройку от конкурентов за счет выполнения данных клиентам обещаний. На завоевании доверия локальных потребителей у компании уходит порядка 5 лет.
- ЮИТ - одна из крупнейших строительных компаний Финляндии. Но Россию вы также определяете как ключевую страну для развития. Как вы выходили на наш рынок?
- Наше развитие в городах-миллионниках России началось около 10 лет назад. В партнерстве с местными предпринимателями мы создавали совместные компании или же, как в Казани, – приобретали большой участок и начинали «строить» компанию на основе этого участка.
Независимо от способа выхода на рынок, 3-4 года уходило на завоевание доверия потребителей. Часто первые проекты оказывались не слишком удачными с точки зрения продаж, так как люди покупали квартиры уже ближе к концу строительства. Но мы учились, делали выводы, какой продукт хотят получать клиенты, и, конечно, придерживались основного принципа компании - выполнять данные обещания. И практически во всех городах после завершения первого проекта дальнейшее развитие было позитивным.
В целом, на то, чтобы потребители стали нам верить, требуется около пяти лет, после чего работа идет в нормальном режиме - как в России, так и в других странах.
- Какие инвестиции были привлечены для выхода в российские «миллионники»? В каких банках кредитуетесь?
- По всей России инвестиции составили порядка 600 млн евро. ВТБ, Сбербанк, местные банки в разных регионах кредитуют наших клиентов, а строительство мы финансируем сами.
- Татарстан – довольно необычный регион в России, здесь свой менталитет, есть отличия и в законодательной базе. Какие трудности сопровождали вас на старте проекта? Были ли сложности, связанные, к примеру, с покупкой участков?
- Когда мы заходили в Казань, мы сумели удачно приобрести хороший участок на берегу реки – где сейчас и расположен ЖК «Современник». Потом настал кризис 2008-2009 гг., был спад. К тому времени мы возвели первый дом, строительство второго было приостановлено, но это произошло на этапе строительства фундамента, когда еще ни одна квартира не была продана. В конце 2009-го строительство возобновили, и объемы производства стали постепенно увеличиваться. Позже мы приобрели второй участок и сейчас как раз изучаем возможности для последующих инвестиций. На данный момент на стадии строительства в Казани находится около 1000 квартир. Это столько же, сколько во всем Хельсинки.
- Заметна ли у нас бюрократия? В Казани девелоперы нередко говорят об этом.
- Мы не сомневались, что такого рода сложности могут возникнуть, поэтому тщательно изучили местное законодательство. На текущий момент все нормально.
- Есть информация, что в сентябре 2012-го ЮИТ не сдал второй дом своего комплекса в Казани, потому что отказался идти на компромисс с администрацией по вопросу строительства объектов социальной инфраструктуры. Какова ситуация с этим домом сейчас?
- К сожалению, такое действительно было: один дом не был сдан в срок. В течение некоторого времени местная администрация не продлевала разрешение на строительство, даже несмотря на то, что дом был практически готов. Но это не было связано с отсутствием объектов социальной инфраструктуры, т.к. в ЖК «Современник» они предусмотрены. Задержка, скорее, была обусловлена подготовкой города к проведению масштабного для Казани проекта – Универсиады. Однако нам удалось урегулировать эту ситуацию, так что дом в конечном итоге был благополучно сдан. Всем покупателям квартир в этом доме были выплачены соответствующие компенсации.
- А если говорить обобщенно, есть ли существенные отличия между условиями ведения бизнеса в России и Финляндии?
- В принципе, по всей России законы одинаковы, но в каждом городе есть свои строительные нормы и нюансы. Кроме того, в разных городах некоторые государственные акты применяются по-своему. А разница между странами большая, конечно.
Отстроиться от местных конкурентов
Компания ЮИТ в разных регионах работает с разными сегментами покупателей. Есть квартиры класса «эконом+», есть «комфорт» - это более высокий сегмент. В некоторых городах компания реализует и элитные проекты – например, «Смольный» в Санкт-Петербурге. Сегмент определяется, как правило, расположением объекта. Примерно 60% - проекты комплексной застройки, остальное – точечное строительство. Доля комплексной застройки в портфеле компании будет увеличиваться, отмечает Кари Каунискангас.
- Как менялся спрос на жилье в Казани за время вашей работы здесь?
- В последние два года дела в Казани шли очень хорошо, объем производства жилья сейчас находится на высоком уровне. Я помню, что в 2008-2009 гг. у нас возникла идея продавать квартиры с полной отделкой, то есть готовые к проживанию, как это принято в Финляндии, но жизнь показала, что казанские потребители к такому продукту относятся настороженно, и от идеи мы отказались.
- Чем вы это объясняете?
- Для русских покупка готовой к проживанию квартиры вообще достаточно смелый шаг. Но мы нашли промежуточный вариант, который очень хорошо работает: сдаем дома с отделкой «под чистовую». При желании клиент может заказать у нас финишную отделку или внести дополнительные изменения в проект. В некоторых городах количество покупателей, заказывающих финишную отделку, достигает 40-50%.
- Вообще, какова разница между запросами покупателей в России и Финляндии?
- В обеих странах очень активно покупают стандартные 1-2-3-комнатные квартиры. И в размерах жилья взгляды россиян и финнов сходятся. Но внутреннее содержание квартиры – это большая разница. В Финляндии популярны кухни, совмещенные с гостиными. В России важны изолированные кухни.
Жилой дом в окрестностях Хельсинки
- Как насчет конкуренции?
- Казань – достаточно большой рынок, и всем хватает места. Западная компания должна отличаться от локальных за счет доверия потребителей. Я не очень хорошо знаю конкурентов, но могу отметить, что главное в финском характере – выполнение обещаний. А обещания мы стараемся выполнять всегда.
- Некоторые финские компании, работающие в России, все строительные материалы завозят из Финляндии, гарантируя тем самым высокое качество конечного объекта. ЮИТ делает так же?
- Хорошие строительные материалы мы покупаем в России, в том числе у местных производителей. Что касается конечного качества продукта, то дело не только в материалах, очень важна тщательность при строительстве, и это не просто слова, это отлаженные финские технологии в действии.
- Был ли у вас опыт частно-государственного партнерства в России? В Финляндии, например, вы строите школы и детсады.
- Если говорить о Татарстане, то мы не участвуем в тендерах и стройподрядах. На территории ЖК «Современник» запланировано строительство детского сада, но его мы будем строить сами, как часть нашего проекта. Наш бизнес в России – это жилищное строительство.
Здание школы в Хельсинки, построенное по проекту ЮИТ
- Вы участвуете в проекте благоустройства набережной Казани (территория Центра семьи «Казан»). Каковы инвестиции? Как часто ЮИТ берется за подобные социальные проекты?
- Инвестиции составили 16 млн руб.: мы уложили газон с системой автоматического полива, уложили брусчатку на прогулочной дороге, установили лестничные подъемы и пандус, поставили скамейки, урны и парковые фонари. Для ЮИТ Казань это первый проект подобного уровня, и он полностью соответствует миссии компании по созданию благоприятной среды для жизни.
- У ЮИТ был спор с подрядной компанией «Альфа-Строй», которая требовала у вас 62,5 млн руб. После этого казанский филиал объявил, что больше не будет работать с субподрядом. Почему было принято такое решение?
- Мы такого не объявляли, мы сказали, что больше не доверяем только одному генподрядчику, у которого вынуждены покупать весь дом по принципу «под ключ». Мы делим проект на несколько подрядов.
Рубль падает – продажи застройщиков растут
Россию и Финляндию Кари Каунискангас называет основными рынками для ЮИТ. В перспективе компания планирует расширяться в странах Балтии, Восточной и Центральной Европы: там будет рост в ближайшие годы.
Глава концерна подчеркивает, что в России еще много работы – пока каждая четвертая семья нуждается в новой квартире. Кроме того, в нестабильной ситуации при падении рубля покупатели охотнее инвестируют в недвижимость. К слову, г-н Каунискангас не прогнозирует резких колебаний цен: независимо от рыночной ситуации, цены в России, особенно на маленькие квартиры, будут расти, отмечает он.
Однако сейчас экономическая среда в России и в Финляндии достаточно сложная, и в обеих странах рост ВВП близок к нулю, говорит г-н Каунискангас. В Финляндии доверие потребителей упало на уровень ниже среднего. Гораздо позитивнее ситуация в таких странах, как Эстония, Латвия, Литва, Чехия, Словакия – там доверие потребителей повышается, доступность кредитов на оптимальном уровне, кредитная ставка снижается – в этих странах она составляет порядка 3%.
- Как на вас повлияли санкции со стороны Евросоюза и США в отношении России?
- Безусловно, это влияет на бизнес-среду. Мы не являемся стороной, участвующей в конфликте, мы надеемся на мирное урегулирование и не считаем, что санкции нормализуют ситуацию. Но Финляндия входит в ЕС и следует за его решениями. Так что мы мыслим не политическими, а бизнес-категориями: строим планы в зависимости от того, как будет развиваться экономика России. Например, мы прогнозируем, что продолжится переселение из небольших городов в города-миллионники. Значит, спрос на жилье будет сохраняться, но в приоритете будут недорогие квартиры. Исходя из этого мы планируем и производство жилья.
В неуверенной обстановке мы не растем агрессивно, а стараемся выжить в любых условиях, прежде всего, держим баланс между стартапами и продажами: мы не строим больше, чем можем продать.
ЖК премиум-класса в Хельсинки
- Как в целом вы оцениваете ситуацию в России на рынке первичного жилья?
- В условиях падения рубля люди стараются банковские сбережения переводить в недвижимость, и у застройщиков растут продажи. При этом цены на квартиры в других регионах были достаточно стабильными, за исключением Казани – здесь цены в последние два года только росли.
- В России сравнительно низкая обеспеченность жильем. Заметно ли Россия отстает от стран Скандинавии, на ваш взгляд?
- В России количество кв. метров на человека почти в два раза меньше, чем, например, в Финляндии. В Финляндии средняя площадь на одного человека составляет более 40 кв.м, а в России - меньше 25 кв.м. В Финляндии потребность в новых квартирах в год равна приблизительно одному проценту от существующего жилого фонда. В России в среднем каждая четвертая семья нуждается в новой квартире.
- В России ипотечные кредиты весьма популярны, несмотря на высокие кредитные ставки. Как дальнейшее удорожание ипотеки может повлиять на ваши продажи?
- За прошедшие годы ипотечная ставка была на уровне 10-13%. Даже если она вырастет, это не повлияет на объемы продаж, скорее, на них отрицательно скажется девальвация рубля и снижение ВВП. На этот случай у нас есть план «Б» - продажа компактных квартир. Потому что потребность в жилье никуда не денется.