Развитие персонала косвенно влечет рост прибыли
Даже сам факт запуска на предприяти програмы оценки и развития персонала побуждает людей работать с повышеной самотдачей, ориентируясь на боле высокий результат.
Всем известно, что компетентные и правильно мотивированные сотрудники – это один из важнейших факторов успешности любого предприятия, но прямой математической зависимости прибыли от эффективности работников нет. Однако, по мнению одного из авторов проекта «Эффективно.рф» Ленара Файзутдинова, даже сам факт запуска на предприятии программы оценки и развития персонала побуждает людей работать с повышенной самоотдачей, ориентируясь на более высокий результат.
- В кризис многие компании взялись оптимизировать штат. Но ведь можно было изначально не брать лишних людей?
- Чтобы понять эти процессы, надо вернуться в 2007 год. Людей тогда набирали под амбиции, под ожидание, что эти вложения окупятся, а бизнес будет развиваться. Тогда ноги бежали впереди головы, все открывали бизнесы, массово пересаживались на иномарки. Это, конечно, была не эпоха, но некий период эйфории и веры в успех. Даже на нашем небольшом предприятии работало 50 человек.
Потом наступил кризис, который дал возможность подумать. Хотя серьезного удара наша компания не ощутила, так как у нас никогда не было закредитованности или гигантских оборотов. Да, находить клиентов стало сложнее, но работа продолжалась.
- Кризис прошел, и опять стали появляться новые проекты, открылось множество вакансий. Не повторяем ли мы собственные ошибки?
- Вопрос в том, как правильно управлять персоналом. Бесконечно раздувать штатное расписание нельзя, его надо оптимизировать. В кризис мы проанализировали направления своей работы и поняли, какие из них будут наиболее востребованы в будущем. Например, очень перспективен HR-консалтинг, так как всем стало окончательно понятно, что основной ресурс любого руководителя – это персонал. Раньше к нему относились с меньшим интересом, все внимание отвлекали проекты, бюджеты, кредиты. Тогда важно было встроиться в ситуацию денег. Сейчас уже больше зависит от людей, от простых сотрудников.
Но полноценный HR-консалтинг могут позволить себе только крупные предприятия, так как это довольно дорогостоящая услуга, связанная с работой команды консультантов. Малый и средний бизнес себе не может этого позволить. Не могут это позволить и органы государственной и муниципальной власти, хотя в «высоких» кабинетах понимают стратегическую важность развития служащих и готовы этим заниматься. Им необходимы понятные, простые и недорогие HR инструменты.
- Складывается впечатление, что до повышения компетенций персонала у руководителей предприятий и муниципальных образований дошли руки только после того, как они оптимизировали все остальное.
- С муниципалитетами все сложнее, чем в бизнесе. У них, как правило, нет маневра для существенной оптимизации штатного расписания. Если на руководящие должности в органах власти найти желающих можно, то обычными специалистами на госслужбу люди идти не хотят. За пределами Казани зарплаты на позициях специалистов балансируют на грани прожиточного минимума.
Главы муниципалитетов находятся в ловушке. Они обязаны держать, условно, сто человек с зарплатами по 10-15 тыс. руб., хотя, возможно, они бы предпочли платить по 30 тыс. руб. более эффективным 50-ти сотрудникам. Но не получается - такие правила игры. С другой стороны, в государственном секторе объем работы достаточно большой, поэтому основная потребность госсектора заключается именно в мидл-менеджменте.
Мы проанализировали вводные: не хватает людей, профессия не востребована, низкооплачиваемая, объем работы большой, сотрудники слабо мотивированы. Люди каждый день занимаются текучкой, и у них нет возможности подумать о саморазвитии. Но, какой бы сложной ни была задача, это не снимает с руководителя обязанности повышать качество обслуживания населения и развития территории. Надо развивать служащих! Именно на стыке этих проблем и интересов родился наш инструмент оценки компетенций персонала – проект «Эффективно.рф».
- Всегда ли развитие персонала влечет увеличение прибыли компании или повышение эффективности работы органа госвласти напрямую?
- Развитие персонала необходимо и очень важно для организации – об этом все знают. Но измерить динамику эффективности сотрудников достаточно сложно. Люди – это стратегический ресурс, это единственный ресурс, которым напрямую управляет руководитель. Так в любой организации, где системное, а не ручное управление. За конкретные задачи всегда отвечают сотрудники, получившие от руководителя на это определенные полномочия.
Важно понимать, что в каждого сотрудника компания или организация вкладывает много денег. Это далеко не только зарплата. Каждый сотрудник от этапа поиска до карьерного роста стоит, по оценке экспертов, две-три зарплаты в месяц. Так как помимо прямой денежной мотивации есть накладные расходы, затраты на налоги, содержание рабочего места. Все это стоит денег. Чем дольше сотрудник работает в компании, тем дороже он ей обходится. Следовательно, компания должна получать от сотрудника максимум эффекта.
Эффективность сотрудника со временем работы в компании постепенно растет, так как человек набирается опыта. Но вместе с тем она и падает, так как снижается мотивация человека. Задача директора по персоналу – сделать так, чтобы отдача от сотрудников росла быстрее, чем падает их мотивация. Чтобы повышать эффективность планомерно и постоянно, надо понимать компетенции человека и точки реализации его потенциала. Особенно важно это в организациях, где все зависит не от станков, а от людей.
- И все же, как эффективность персонала влияет на увеличение прибыли?
- Сложно сказать. Где-то она влияет прямо пропорционально. Например, чем эффективнее менеджеры по продажам, тем, теоретически, выше реализация. Но прямой математической зависимости нет. Эффективный персонал – одна из предпосылок. Ведь неизвестно, как поведут себя цены на энергоносители, как поведет себя рынок. Вообще, в бизнесе с этим проще. Иногда схема элементарна: увольняешь трех неэффективных сотрудников, берешь вместо них одного профессионала, экономишь на зарплатах и налогах, увеличиваешь прибыль. В госорганах сложнее – есть утвержденное штатное расписание, и никуда от этого не уйдешь.
Есть разные исследования на тему, сколько дает один рубль, вложенный в персонал. Но во всех бизнесах реалии разные, поэтому практика чаще не совпадает с теорией. Даже сам факт проведения исследования компетенций персонала влечет в организации рефлексивный результат. Люди начинают думать о собственной эффективности, начинают искать между своими действиями и бездействием некую ответственность и ждать обратной связи. Это повышает их самоотдачу и, соответственно, эффективность. В организации с долгосрочной программой развития персонала, вложенные усилия вернутся в виде увеличения прибыли. Это не произойдет за день или за месяц, но появится тренд, которым надо суметь правильно воспользоваться.
- В кризис многие компании взялись оптимизировать штат. Но ведь можно было изначально не брать лишних людей?
- Чтобы понять эти процессы, надо вернуться в 2007 год. Людей тогда набирали под амбиции, под ожидание, что эти вложения окупятся, а бизнес будет развиваться. Тогда ноги бежали впереди головы, все открывали бизнесы, массово пересаживались на иномарки. Это, конечно, была не эпоха, но некий период эйфории и веры в успех. Даже на нашем небольшом предприятии работало 50 человек.
Потом наступил кризис, который дал возможность подумать. Хотя серьезного удара наша компания не ощутила, так как у нас никогда не было закредитованности или гигантских оборотов. Да, находить клиентов стало сложнее, но работа продолжалась.
- Кризис прошел, и опять стали появляться новые проекты, открылось множество вакансий. Не повторяем ли мы собственные ошибки?
- Вопрос в том, как правильно управлять персоналом. Бесконечно раздувать штатное расписание нельзя, его надо оптимизировать. В кризис мы проанализировали направления своей работы и поняли, какие из них будут наиболее востребованы в будущем. Например, очень перспективен HR-консалтинг, так как всем стало окончательно понятно, что основной ресурс любого руководителя – это персонал. Раньше к нему относились с меньшим интересом, все внимание отвлекали проекты, бюджеты, кредиты. Тогда важно было встроиться в ситуацию денег. Сейчас уже больше зависит от людей, от простых сотрудников.
Но полноценный HR-консалтинг могут позволить себе только крупные предприятия, так как это довольно дорогостоящая услуга, связанная с работой команды консультантов. Малый и средний бизнес себе не может этого позволить. Не могут это позволить и органы государственной и муниципальной власти, хотя в «высоких» кабинетах понимают стратегическую важность развития служащих и готовы этим заниматься. Им необходимы понятные, простые и недорогие HR инструменты.
- Складывается впечатление, что до повышения компетенций персонала у руководителей предприятий и муниципальных образований дошли руки только после того, как они оптимизировали все остальное.
- С муниципалитетами все сложнее, чем в бизнесе. У них, как правило, нет маневра для существенной оптимизации штатного расписания. Если на руководящие должности в органах власти найти желающих можно, то обычными специалистами на госслужбу люди идти не хотят. За пределами Казани зарплаты на позициях специалистов балансируют на грани прожиточного минимума.
Главы муниципалитетов находятся в ловушке. Они обязаны держать, условно, сто человек с зарплатами по 10-15 тыс. руб., хотя, возможно, они бы предпочли платить по 30 тыс. руб. более эффективным 50-ти сотрудникам. Но не получается - такие правила игры. С другой стороны, в государственном секторе объем работы достаточно большой, поэтому основная потребность госсектора заключается именно в мидл-менеджменте.
Мы проанализировали вводные: не хватает людей, профессия не востребована, низкооплачиваемая, объем работы большой, сотрудники слабо мотивированы. Люди каждый день занимаются текучкой, и у них нет возможности подумать о саморазвитии. Но, какой бы сложной ни была задача, это не снимает с руководителя обязанности повышать качество обслуживания населения и развития территории. Надо развивать служащих! Именно на стыке этих проблем и интересов родился наш инструмент оценки компетенций персонала – проект «Эффективно.рф».
- Всегда ли развитие персонала влечет увеличение прибыли компании или повышение эффективности работы органа госвласти напрямую?
- Развитие персонала необходимо и очень важно для организации – об этом все знают. Но измерить динамику эффективности сотрудников достаточно сложно. Люди – это стратегический ресурс, это единственный ресурс, которым напрямую управляет руководитель. Так в любой организации, где системное, а не ручное управление. За конкретные задачи всегда отвечают сотрудники, получившие от руководителя на это определенные полномочия.
Важно понимать, что в каждого сотрудника компания или организация вкладывает много денег. Это далеко не только зарплата. Каждый сотрудник от этапа поиска до карьерного роста стоит, по оценке экспертов, две-три зарплаты в месяц. Так как помимо прямой денежной мотивации есть накладные расходы, затраты на налоги, содержание рабочего места. Все это стоит денег. Чем дольше сотрудник работает в компании, тем дороже он ей обходится. Следовательно, компания должна получать от сотрудника максимум эффекта.
Эффективность сотрудника со временем работы в компании постепенно растет, так как человек набирается опыта. Но вместе с тем она и падает, так как снижается мотивация человека. Задача директора по персоналу – сделать так, чтобы отдача от сотрудников росла быстрее, чем падает их мотивация. Чтобы повышать эффективность планомерно и постоянно, надо понимать компетенции человека и точки реализации его потенциала. Особенно важно это в организациях, где все зависит не от станков, а от людей.
- И все же, как эффективность персонала влияет на увеличение прибыли?
- Сложно сказать. Где-то она влияет прямо пропорционально. Например, чем эффективнее менеджеры по продажам, тем, теоретически, выше реализация. Но прямой математической зависимости нет. Эффективный персонал – одна из предпосылок. Ведь неизвестно, как поведут себя цены на энергоносители, как поведет себя рынок. Вообще, в бизнесе с этим проще. Иногда схема элементарна: увольняешь трех неэффективных сотрудников, берешь вместо них одного профессионала, экономишь на зарплатах и налогах, увеличиваешь прибыль. В госорганах сложнее – есть утвержденное штатное расписание, и никуда от этого не уйдешь.
Есть разные исследования на тему, сколько дает один рубль, вложенный в персонал. Но во всех бизнесах реалии разные, поэтому практика чаще не совпадает с теорией. Даже сам факт проведения исследования компетенций персонала влечет в организации рефлексивный результат. Люди начинают думать о собственной эффективности, начинают искать между своими действиями и бездействием некую ответственность и ждать обратной связи. Это повышает их самоотдачу и, соответственно, эффективность. В организации с долгосрочной программой развития персонала, вложенные усилия вернутся в виде увеличения прибыли. Это не произойдет за день или за месяц, но появится тренд, которым надо суметь правильно воспользоваться.
Сергей Кощеев