Сброс радиоактивной воды в Японии
Оператор аварийной АЭС "Фукусима-1" TEPCO начал сброс радиоактивной воды в Тихий океан. В общей сложности в воду попадет около 11,5 тыс. тонн воды, в которой содержащиеся радиоактивные веществ
Как
отмечают в TEPCO, несмотря на то, что содержание радиоактивного
вещества йод-131 в сливаемой воде в 100 раз превышает норму, а
радиоактивный фон на поверхности воды составляет 1 тыс. миллизивертов в
час, ее сброс в море не скажется на людях. Даже если они будут есть рыбу
и другие морепродукты, выловленные в море возле аварийной АЭС каждый
день в течение года, то за все это время они получат дозу облучения в
0,6 миллизиверт. Этот параметр лишь немного превысит разрешимую для
обычных граждан дозу облучения, заверяют в компании.
Как сообщалось ранее, сброс воды позволит освободить резервуары, в которые спасатели закачают 30 тыс. тонн воды с высоким уровнем радиации. Ранее в турбинах зданий и в туннелях под станцией была обнаружена радиоактивная вода, которая продолжает вытекать в океан. Главный секретарь японского кабинета министров Юкио Эдано одобрил план по сбросу воды в океан. По его словам, у TEPCO нет другого выхода.
Юкио Эдано:
- Эта мера необходима для предотвращения масштабного радиоактивного загрязнения. Однако мы сбрасываем радиоактивную воду и глубоко сожалеем об этом.
Поскольку радиоактивная вода разносится океанскими течениями, в результате чего уровень радиации быстро снижается, специалисты уверяют, что серьезной угрозы морской флоре и фауне нет. С подобным утверждением готов поспорить председатель Антиядерного общества Татарстана.
Альберт Гарапов, председатель Антиядерного общества Татарстана:
- Говорить о безвредности сброса радиоактивной воды для экосистемы смешно. Правительство Японии просто хочет успокоить своих граждан. Если при повышении радиационного фона в три раза следует обращаться в больницу, то, что говорить о росте радиации в 100 раз?! Сброс воды нанесет непоправимый вред морской экосистеме, продукты питания будут заражены радиоактивным йодом-131. Он быстро распадается, но все же может успеть оставить свой след в морепродуктах.
Никто не ест больных животных, в этом случае то же самое можно сказать и о рыбе. Властям следует ужесточить радиационный контроль, запретить покупку продуктов питания из Японии, что сейчас и делается. Впрочем, радиационный след из этой страны все же дойдет до нас. Например, плутоний распадается очень долго, хорошо, если его нахождение локально. Но ведь они там использовали мокс-топливо (смесь плутония и урана - ред.), а осадки плутония очень вредны и агрессивно действуют на природу и человека.
Вопрос последствий сброса воды в океан вчера активно обсуждался и среди участников Пленума всероссийского общества охраны природы. Присутствовавшая на мероприятии доктор биологических наук Нафиса Мингазова также отмечает негативное воздействие сброса на экосистему.
Нафиса Мингазова:
- Сброс любого загрязняющего вещества (а радиационная вода к таким веществам несомненно относится) не может не нести последствий для экосистемы. Могу сказать общеизвестную информацию: после сброса загрязняющих веществ, происходит их растворение в воде, а затем эти вещества поступают по пищевым связям в планктон и рыбу, в организмах которых начинается накопление веществ. Несомненно, радионуклиды будут накапливаться в организмах гидробионтов (обитатели водной среды), а накопление – это опасное явление. Поэтому заверять, что эта вода не окажет никакого вреда нельзя. Лично я закупаю продукты в большом количестве, так как у меня есть домашние животные и я обязательно приобрету дозиметр. Мы далеко от Японии, но привозные рыбные продукты могут содержать в себе накопленные радионуклиды.
По словам Альберта Гарапова самим определить, что рыба радиоактивна трудно, необходим слаженный радиационный контроль.
Альберт Гарапов:
- Чтобы в домашних условиях выявить радиацию, продукты должны очень сильно фонить, рыба может быть пропитана радиацией, тогда на костях будет копоть, но это уже крайний случай. Так фонили рога кыштымского оленя, потому что в его костях скопился стронций. Кыштымская крупная радиационная техногенная авария произошла 29 сентября 1957 года на химкомбинате "Маяк", расположенном в закрытом городе "Челябинск-40". Восточно-Уральский радиоактивный след, оставшийся после аварии, до сих пор приносит проблемы региону. Так что атомная промышленность никому еще не принесла счастья.