Подписаться
Курс ЦБ на 28.06
78,46
92,27

Сергей Белоусов: Нет границ для людей, денег и талантов

Трудности роста По мнению Сергея Белоусова, для того чтобы построить крупного международного разработчика ПО с оборотом до $1 млрд, потребуется 5-10 лет. Если же компания занимается интернет-п

Преуспевающий ИТ-предприниматель Сергей Белоусов — основатель компаний Parallels, разработчика облачного программного обеспечения, и Acronis, совокупный оборот которых превышает $300 млн. На прошлой неделе г-н Белоусов приезжал в Казань в другом своем качестве — старшего партнера венчурного фонда технологических стартапов Runa Capital. В своем интервью «ДК» он рассказал, какие татарстанские ИТ-проекты наиболее привлекательны для инвестирования.

Трудности роста

По мнению Сергея Белоусова, для того чтобы построить крупного международного разработчика ПО с оборотом до $1 млрд, потребуется 5-10 лет. Если же компания занимается интернет-проектами, то можно вырасти и за 3-5 лет. «Но в России люди очень нетерпеливые. Многие думают: сегодня мы открыли ИТ-парк, а завтра уже будет результат. Нет, такого не будет», — подчеркивает г-н Белоусов.

Вы приехали в Казань с ознакомительной целью или в поисках стартапов для инвестирования?

— Вполне возможно, что мы инвестируем в некоторые из казанских проектов, есть несколько интересных. В фонде Runa Capital работает 12 человек, которые постоянно ездят в поисках интересных проектов. На сегодняшний день мы рассмотрели уже более 1200 стартапов, инвестировали в одиннадцать. Изначально планировалось взять 20 проектов, но, я думаю, в итоге их будет больше. Сейчас в активном рассмотрении у фонда примерно 30 проектов из самых разных областей ИТ — облачные технологии, социальные сети, мобильные приложения и т. д.

Вы побывали в Казани на объектах Универсиады, посмотрели проекты в ИТ-парке. Какое у вас впечатление от казанских стартапов?

— Впечатление хорошее. Я постоянно бываю в Новосибирске, езжу теперь в Пермь, Екатеринбург, был в Туле, Киеве. Из всех названных мест наиболее впечатляет то, что я видел здесь. Все сделано очень аккуратно, в том числе объекты Универсиады и особенно ИТ-парк.

Татарстан в достаточной степени уникальный регион. Но есть несколько других регионов России, в которых органическим образом, исторически созданы условия для развития технологий. Например, Новосибирск, где еще во времена Второй мировой войны были основаны научно-исследовательские институты, и Екатеринбург. Там не так хорошо развита инфраструктура, как в Татарстане, но они конкурируют с вашей республикой. И это хорошо, конкуренция — двигатель прогресса.

Из татарстанских стартапов больше всего впечатляют проекты в области автоматизации государственной деятельности. Ваш стартап, который занимается электронным документооборотом, — это вау! Это, конечно, не совсем стартап, но по обороту он таковым является, поскольку проект перестает быть стартапом только после того, как его годовой оборот превышает $100 млн.

Возможно, вы уже сейчас видите какие-то принципиальные ошибки татарстанских стартаперов? Особенно тех, кто является резидентами бизнес-инкубатора ИТ-парка.

— В бизнес-инкубаторе есть интересные стартапы. Но все они еще очень недавно существуют, поэтому говорить об ошибках слишком рано. Здесь все новое, а экосистемы для успешных стартапов в сфере ИТ создаются за 5-10 лет. Казанскому ИТ-парку меньше двух лет, а бизнес-инкубатору даже года еще нет.

Фундаментально вашему региону немножко не хватает тесной связи с наукой. Для органичного развития ИТ необходимы инвестиции в команды, которые участвуют в олимпиадах по программированию и математике, в создание центров разработки и т. д. Здесь их меньше, чем хотелось бы и чем могло быть. И даже меньше, чем в Москве. Все остальное круто.

Полезная децентрализация

По мнению Сергея Белоусова, Россия незаслуженно имеет плохой имидж в международном технологическом сообществе. «Хотя в Индии, например, тоже не все в порядке с судебной системой, там тоже не защищена интеллектуальная собственность, там нет продуктовых компаний. Тем не менее, имидж Индии выше, чем России. Думаю, это может быстро измениться», — отмечает он.

По каким критериям вы отбираете стартапы?

— У нас есть достаточно сложный чек-лист, по которому мы оцениваем компании. Если коротко, то для нас важны: хорошая команда, масштабируемая бизнес-модель и сложноповторимая технология.

Например, разработанная у вас система электронного документооборота — это очень сложный продукт. Чтобы его создать, потребовалась большая команда программистов. Такой проект сложно создать и сложно повторить. Мы бы в него вложились, но, насколько я понимаю, он не нуждается в инвестициях.

О чем вы говорили и, может быть, договорились на встрече с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым? И вообще, чем региональные власти могут быть полезны инвесторам технологических стартапов?

— Мы говорили о том же, что обсуждаем сейчас с вами, — о необходимости инвестиций в науку, в создание инфраструктуры для ИТ-бизнеса, о приглашении активных предпринимателей и высококвалифицированных технических специалистов из других регионов. По всем вопросам, как мне показалось, мы нашли понимание.

Я, как инвестор, заинтересован в децентрализации страны. Фактически сегодня все самые лучшие проекты, все ресурсы скопились в Москве. Но это очень неудобное место для жизни и ведения бизнеса — там все дорого, там пробки, плохая экология и медицина. Важно, чтобы произошло распределение ресурсов по регионам, чтобы российские команды, проекты и продукты стали более конкурентоспособными на международном рынке. Этого можно добиться, создав хорошие условия работы в регионах.

Вы как-то говорили, что в России существует дефицит команд, которые могли бы не просто инвестировать стартап, но и поддержать его с профессиональной точки зрения. Как, по-вашему, можно решить эту проблему?

— Никак. Надо просто ждать — потихонечку такие команды появятся. Пока же их действительно мало. Мы сегодня обсуждали с Николаем Никифоровым (министром информатизации и связи РТ — прим. ред.), кто может стать ментором для стартапов казанского ИТ-парка. Нужен профессионал мирового уровня, который мог бы еженедельно или хотя бы раз в месяц по одному часу беседовать с участниками каждого из стартапов в бизнес-инкубаторе. Но таких людей найти сложно, их очень мало. В Силиконовой долине их тысячи, в России — может быть, всего несколько десятков.

В США, Израиле, Сингапуре ушли десятилетия на создание подходящей среды для успешного развития технологического бизнеса, пока появились первые результаты ее функционирования. Сколько времени, по вашему мнению, займет этот процесс в России?

— Надо понимать, что в нашей стране такая среда создается не с нуля, а на обломках Советского союза, который делал гигантские инвестиции в науку, инженерные технологии. Эта культура еще в какой-то степени жива в нашей стране и может быть полезной новым поколениям разработчиков. Поэтому, я думаю, в России формирование благоприятной среды для развития ИТ-бизнеса может пройти быстрее.

Конечно, это не год. Может быть, 10 лет. Думаю, через десять лет большой процент валового регионального продукта Татарстана может быть сформирован ИТ-бизнесом. Сейчас это 3,5%, через 10 лет это может быть больше, чем 7%. Просто требуется время — прогресс в России уже очень хороший.

Не кажется ли вам, что правительство Татарстана создало больше условий для ИТ-стартапов, чем требуется? И может быть, пришло время сократить инвестиции в инфраструктурные проекты и перейти к грантовой поддержке ученых, разработчиков?

— Я с этим не согласен. Сейчас в казанском ИТ-парке уже нет свободных мест. Спрос на инфраструктуру по-прежнему очень высок, и сокращать инвестиции в такие проекты преждевременно. Что касается грантовой системы, то она должна быть в первую очередь досконально продумана и проста для стартапа. И процедура получения гранта тоже должна быть простой. При этом важно понимать, что поддерживать деньгами и инфраструктурой нужно не разработчиков, а предпринимателей, которые генерируют новые проекты, создают рабочие места и т. д.

Я считаю, что в такие места, как казанский ИТ-парк, нужно активнее привлекать людей из других регионов, даже из-за рубежа. Все почему-то давно забыли про страны ближнего зарубежья. Когда я учился в физтехе (Московский физико-технический институт — прим. ред.), больше 30% студентов вуза были иностранцами — из СНГ, Индии, Азии и т. д. Нет границ для людей, денег и талантов. Умные люди могут поехать учиться на Запад, а потом оттуда вернуться и делать проект в России.

Сергей Кощеев

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге на неопределенный срок закрывается ТРЦ «Гринвич»: что произошлоВ Екатеринбурге на неопределенный срок закрывается ТРЦ «Гринвич»: что произошло
  • Что с «Гринвичем»? В Екатеринбурге все-таки закрыли самый крупный ТРЦЧто с «Гринвичем»? В Екатеринбурге все-таки закрыли самый крупный ТРЦ
  • Законы июля: онлайн-суды, зарплата родителя, обязательная маркировка товаровЗаконы июля: онлайн-суды, зарплата родителя, обязательная маркировка товаров
  • Мусорного полигона в Сысерти не будет, а очистные сооружения построятМусорного полигона в Сысерти не будет, а очистные сооружения построят
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.