Подписаться
Курс ЦБ на 25.04
92,50
98,91

Сергей Белоусов: Нет границ для людей, денег и талантов

Трудности роста По мнению Сергея Белоусова, для того чтобы построить крупного международного разработчика ПО с оборотом до $1 млрд, потребуется 5-10 лет. Если же компания занимается интернет-п

Преуспевающий ИТ-предприниматель Сергей Белоусов — основатель компаний Parallels, разработчика облачного программного обеспечения, и Acronis, совокупный оборот которых превышает $300 млн. На прошлой неделе г-н Белоусов приезжал в Казань в другом своем качестве — старшего партнера венчурного фонда технологических стартапов Runa Capital. В своем интервью «ДК» он рассказал, какие татарстанские ИТ-проекты наиболее привлекательны для инвестирования.

Трудности роста

По мнению Сергея Белоусова, для того чтобы построить крупного международного разработчика ПО с оборотом до $1 млрд, потребуется 5-10 лет. Если же компания занимается интернет-проектами, то можно вырасти и за 3-5 лет. «Но в России люди очень нетерпеливые. Многие думают: сегодня мы открыли ИТ-парк, а завтра уже будет результат. Нет, такого не будет», — подчеркивает г-н Белоусов.

Вы приехали в Казань с ознакомительной целью или в поисках стартапов для инвестирования?

— Вполне возможно, что мы инвестируем в некоторые из казанских проектов, есть несколько интересных. В фонде Runa Capital работает 12 человек, которые постоянно ездят в поисках интересных проектов. На сегодняшний день мы рассмотрели уже более 1200 стартапов, инвестировали в одиннадцать. Изначально планировалось взять 20 проектов, но, я думаю, в итоге их будет больше. Сейчас в активном рассмотрении у фонда примерно 30 проектов из самых разных областей ИТ — облачные технологии, социальные сети, мобильные приложения и т. д.

Вы побывали в Казани на объектах Универсиады, посмотрели проекты в ИТ-парке. Какое у вас впечатление от казанских стартапов?

— Впечатление хорошее. Я постоянно бываю в Новосибирске, езжу теперь в Пермь, Екатеринбург, был в Туле, Киеве. Из всех названных мест наиболее впечатляет то, что я видел здесь. Все сделано очень аккуратно, в том числе объекты Универсиады и особенно ИТ-парк.

Татарстан в достаточной степени уникальный регион. Но есть несколько других регионов России, в которых органическим образом, исторически созданы условия для развития технологий. Например, Новосибирск, где еще во времена Второй мировой войны были основаны научно-исследовательские институты, и Екатеринбург. Там не так хорошо развита инфраструктура, как в Татарстане, но они конкурируют с вашей республикой. И это хорошо, конкуренция — двигатель прогресса.

Из татарстанских стартапов больше всего впечатляют проекты в области автоматизации государственной деятельности. Ваш стартап, который занимается электронным документооборотом, — это вау! Это, конечно, не совсем стартап, но по обороту он таковым является, поскольку проект перестает быть стартапом только после того, как его годовой оборот превышает $100 млн.

Возможно, вы уже сейчас видите какие-то принципиальные ошибки татарстанских стартаперов? Особенно тех, кто является резидентами бизнес-инкубатора ИТ-парка.

— В бизнес-инкубаторе есть интересные стартапы. Но все они еще очень недавно существуют, поэтому говорить об ошибках слишком рано. Здесь все новое, а экосистемы для успешных стартапов в сфере ИТ создаются за 5-10 лет. Казанскому ИТ-парку меньше двух лет, а бизнес-инкубатору даже года еще нет.

Фундаментально вашему региону немножко не хватает тесной связи с наукой. Для органичного развития ИТ необходимы инвестиции в команды, которые участвуют в олимпиадах по программированию и математике, в создание центров разработки и т. д. Здесь их меньше, чем хотелось бы и чем могло быть. И даже меньше, чем в Москве. Все остальное круто.

Полезная децентрализация

По мнению Сергея Белоусова, Россия незаслуженно имеет плохой имидж в международном технологическом сообществе. «Хотя в Индии, например, тоже не все в порядке с судебной системой, там тоже не защищена интеллектуальная собственность, там нет продуктовых компаний. Тем не менее, имидж Индии выше, чем России. Думаю, это может быстро измениться», — отмечает он.

По каким критериям вы отбираете стартапы?

— У нас есть достаточно сложный чек-лист, по которому мы оцениваем компании. Если коротко, то для нас важны: хорошая команда, масштабируемая бизнес-модель и сложноповторимая технология.

Например, разработанная у вас система электронного документооборота — это очень сложный продукт. Чтобы его создать, потребовалась большая команда программистов. Такой проект сложно создать и сложно повторить. Мы бы в него вложились, но, насколько я понимаю, он не нуждается в инвестициях.

О чем вы говорили и, может быть, договорились на встрече с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым? И вообще, чем региональные власти могут быть полезны инвесторам технологических стартапов?

— Мы говорили о том же, что обсуждаем сейчас с вами, — о необходимости инвестиций в науку, в создание инфраструктуры для ИТ-бизнеса, о приглашении активных предпринимателей и высококвалифицированных технических специалистов из других регионов. По всем вопросам, как мне показалось, мы нашли понимание.

Я, как инвестор, заинтересован в децентрализации страны. Фактически сегодня все самые лучшие проекты, все ресурсы скопились в Москве. Но это очень неудобное место для жизни и ведения бизнеса — там все дорого, там пробки, плохая экология и медицина. Важно, чтобы произошло распределение ресурсов по регионам, чтобы российские команды, проекты и продукты стали более конкурентоспособными на международном рынке. Этого можно добиться, создав хорошие условия работы в регионах.

Вы как-то говорили, что в России существует дефицит команд, которые могли бы не просто инвестировать стартап, но и поддержать его с профессиональной точки зрения. Как, по-вашему, можно решить эту проблему?

— Никак. Надо просто ждать — потихонечку такие команды появятся. Пока же их действительно мало. Мы сегодня обсуждали с Николаем Никифоровым (министром информатизации и связи РТ — прим. ред.), кто может стать ментором для стартапов казанского ИТ-парка. Нужен профессионал мирового уровня, который мог бы еженедельно или хотя бы раз в месяц по одному часу беседовать с участниками каждого из стартапов в бизнес-инкубаторе. Но таких людей найти сложно, их очень мало. В Силиконовой долине их тысячи, в России — может быть, всего несколько десятков.

В США, Израиле, Сингапуре ушли десятилетия на создание подходящей среды для успешного развития технологического бизнеса, пока появились первые результаты ее функционирования. Сколько времени, по вашему мнению, займет этот процесс в России?

— Надо понимать, что в нашей стране такая среда создается не с нуля, а на обломках Советского союза, который делал гигантские инвестиции в науку, инженерные технологии. Эта культура еще в какой-то степени жива в нашей стране и может быть полезной новым поколениям разработчиков. Поэтому, я думаю, в России формирование благоприятной среды для развития ИТ-бизнеса может пройти быстрее.

Конечно, это не год. Может быть, 10 лет. Думаю, через десять лет большой процент валового регионального продукта Татарстана может быть сформирован ИТ-бизнесом. Сейчас это 3,5%, через 10 лет это может быть больше, чем 7%. Просто требуется время — прогресс в России уже очень хороший.

Не кажется ли вам, что правительство Татарстана создало больше условий для ИТ-стартапов, чем требуется? И может быть, пришло время сократить инвестиции в инфраструктурные проекты и перейти к грантовой поддержке ученых, разработчиков?

— Я с этим не согласен. Сейчас в казанском ИТ-парке уже нет свободных мест. Спрос на инфраструктуру по-прежнему очень высок, и сокращать инвестиции в такие проекты преждевременно. Что касается грантовой системы, то она должна быть в первую очередь досконально продумана и проста для стартапа. И процедура получения гранта тоже должна быть простой. При этом важно понимать, что поддерживать деньгами и инфраструктурой нужно не разработчиков, а предпринимателей, которые генерируют новые проекты, создают рабочие места и т. д.

Я считаю, что в такие места, как казанский ИТ-парк, нужно активнее привлекать людей из других регионов, даже из-за рубежа. Все почему-то давно забыли про страны ближнего зарубежья. Когда я учился в физтехе (Московский физико-технический институт — прим. ред.), больше 30% студентов вуза были иностранцами — из СНГ, Индии, Азии и т. д. Нет границ для людей, денег и талантов. Умные люди могут поехать учиться на Запад, а потом оттуда вернуться и делать проект в России.

Сергей Кощеев

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.