Skype в обиду не дадим!
Иными словами, ФСБ, не имея возможности получить доступ к переписке в Gmail и общению по Skype, предлагает закрыть эти сервисы навсегда Роман Шайхутдинов,генеральный директор ООО «Телесет»
Роман Шайхутдинов,
генеральный директор ООО «Телесет»
Колонка подготовлена на основе
эксклюзивного интервью «ДК»
Уже несколько лет в России ходят слухи о запрете Skype и некоторых других популярных интернет-сервисов, таких как Gmail и Hotmail. Последний раз эту тему поднял начальник центра защиты информации и спецсвязи ФСБ Александр Андреечкин. По его словам, спецслужбы видят потенциальную угрозу безопасности страны в использовании гражданами сервисов передачи данных с применением систем шифрования на основе зарубежных алгоритмов. Иными словами, ФСБ, не имея возможности получить доступ к переписке в Gmail и общению по Skype, предлагает закрыть эти сервисы навсегда.
Бесплатный сервис Skype исключительно популярен во всем мире. Когда я стал пользователем Skype в 2004 году, сервис насчитывал 1,5 миллиона активных пользователей, сейчас же в часы пик в сети одновременно находится порядка 25 миллионов человек. Несколько миллионов пользователей Skype, очевидно, проживают в России. Неужели государство может даже гипотетически говорить о закрытии такого популярного сервиса?
Skype, как и Интернет в целом, стал неотъемлемой частью нашей жизни, и разговоры о его запрете навевают мысли о более глобальных «заградительных» мерах — запрете всей сети Интернет, запрете выездов за границу и так далее. В любом случае, даже разговоры о возможном ограничении сервиса — неприятный и пугающий симптом.
Впрочем, некоторые страны ввели-таки запрет на Skype. Возможности использовать сервис были законодательно лишены граждане Беларуси. В январе 2011 года власти Китая также выпустили постановление, которое запрещает жителям страны пользоваться услугами всех поставщиков услуг интернет-телефонии, включая Skype, кроме официального провайдера China Telecom. Но ведь ни Беларусь, ни Китай не являются для нас образцом для подражания.
Кстати, ярыми противниками развития Skype, а также не менее популярной ICQ в России являются операторы связи, особенно сотовой. Их мотив прост: Skype — это аналог телефонной связи, причем в десятки раз более дешевый. Операторы борются с ним, потому что рискуют недополучить существенную часть прибыли за счет оттока абонентов. Будучи представителем телекоммуникационной компании, я, конечно, понимаю, что здесь возникает конфликт интересов, но я все же убежден: прогресс не остановить.
Хочется верить, что наше государство не допустит роковой ошибки и не отнимет у своих граждан это демократичное средство коммуникации. Для многих россиян Skype — единственный способ связаться с родными и близкими, живущими в других частях страны и за границей. Ведь очень немногие могут позволить себе звонки по стационарному, и уж тем более мобильному, телефону в другие регионы страны и мира. Кроме того, отказаться от Skype — это значит возвести очередную «стену» между Россией и внешним миром и поставить наших соотечественников в более сложные жизненные условия по сравнению с жителями многих других стран. Мы и так лишены значительной части привилегий, которыми пользуются те же европейцы. Зачем вводить дополнительные препятствия?
Пока радует то, что в Кремле слова Андреечкина назвали «его личным мнением», не отражающим политики государства. К тому же против запрета сервисов высказалась Общественная палата. Глава Минкомсвязи Игорь Щеголев так же заявил, что в ведомстве не собираются запрещать работу Skype, Gmail, Hotmail и каких бы то ни было других иностранных сервисов. Будем надеяться, что эти заявления положат конец всем разговорам и планам сотрудников силовых ведомств о том, как бы упростить себе жизнь, запретив Skype.
Роман Шайхутдинов