Сотовые операторы пошли за абонентом
эксперты Игорь Азуров директор отделения по РТ «ОАО «МСС-Поволжье» Рушан Амиров директор филиала «СМАРТС-Казань-GSM» ОАО «СМАРТС» Рафаэль Ибатуллин коммерческий директор представительства ОАО «Вы
эксперты
Игорь Азуров
директор отделения по РТ «ОАО «МСС-Поволжье»
Рушан Амиров
директор филиала «СМАРТС-Казань-GSM» ОАО «СМАРТС»
Рафаэль Ибатуллин
коммерческий директор представительства ОАО «ВымпелКом» в Татарстане
Татьяна Менькова
аналитик ИК «Финам»
Марат Шакиров
директор филиала ОАО МТС в Татарстане
Насколько вырастет доля неголосовых услуг в общих доходах операторов?
Когда сотовые ритейлеры перейдут под контроль операторов мобильной связи?
За 2008 г. суммарная абонентская база в Татарстане выросла всего на 10%. Рафаэль Ибатуллин, коммерческий директор ОАО «ВымпелКом» в РТ, признается, что в первом полугодии реальные темпы роста оказались как минимум вдвое ниже запланированных. «Увеличение количества абонентов происходило главным образом из-за расширения возрастных границ пользователей и притока мигрантов в регион. В последний год этого практически не наблюдалось», — объясняет динамику г-н Ибатуллин. Правда, «Билайну» единственному из татарстанских операторов удалось наверстать упущенное и нарастить собственную базу на 25%, главным образом за счет привлечения абонентов компаний-конкурентов.
До осени падение темпов прироста абонентской базы компенсировалось ростом расходов пользователей на сотовую связь, причем динамика ARPU в Татарстане была выше среднероссийской. «Если в целом по РФ рост ARPU не превысил 12%, то в Татарстане он достиг 14%», — отметил тенденцию Марат Шакиров, директор филиала ОАО МТС в Татарстане. Однако уже осенью операторы почувствовали падение ARPU. Рафаэль Ибатуллин: «Как правило, в период с октября по декабрь доходы с одного абонента увеличивались в среднем на 20%. Сегодня операторы остановились на уровне августа».
Рушан Амиров, директор филиала «СМАРТС-Казань-GSM» ОАО «СМАРТС», полагает, что падение доходов сотовых компаний во многом будет обусловлено отказом предприятий финансировать расходы на связь. «Предприятия-клиенты либо вовсе перестанут дотировать сотовую связь, либо значительно «порежут». И если раньше бюджет предприятия оплачивал связь не только руководству, но и менеджерам среднего и низшего звена, то теперь на такие преференции смогут рассчитывать лишь «топы», — считает г-н Амиров. Сегодня корпоративные клиенты обеспечивают операторам 10-12% дохода. Татьяна Менькова, аналитик «Финам ИК», прогнозирует, что финансовый кризис повлечет за собой сокращение доли доходов от корпоративных клиентов примерно на треть.
Локальные операторы заявляют о готовности создавать даже индивидуальные тарифы для отдельных компаний. К примеру, в СМАРТСе был разработан тарифный план «Такси» для одного из казанских автопарков. «У этого клиента большой объем трафика и SMS, мы снизили тариф на определенные направления и стоимость сообщений», — поясняет г-н Амиров.
По мнению экспертов, сегодня удержать пользователя можно, только удовлетворив конкретные запросы абонентов из разных социальных групп.
МТС и «МегаФон» реализуют бонусные программы — призовые баллы или минуты начисляются за выговоренное время или за пользование дополнительными услугами. В «Билайне» разрабатывают новую линейку тарифов, направленных на интересы клиентов из разных социальных групп. Однако главную ставку в «ВымпелКоме» делают на «ассортимент» дополнительных услуг: после объединения с одним из крупнейших компаний фиксированной связи «ГолденТелеком» и интернет-провайдером «Корбина-Телеком» абоненты оператора получили доступ ко всем телекоммуникационным сервисам.
Внедрение сетей третьего поколения операторы называют главным событием этого года. МТС запустил 3G в Казани в мае, в середине декабря — в Набережных Челнах. «Внедрение сети мы начали с крупных городов, где есть платежеспособный спрос и потребность в наращивании пропускной способности сети. По информации г-на Шакирова, инвестиции в развитие, в том числе строительство сети 3G, на 2008-2010 гг. запланированы в размере $100 млн.
«Билайн» начал развивать сети третьего поколения лишь месяц назад, однако сегодня в «зоне влияния» оператора уже не только Казань, но и Набережные Челны с Нижнекамском, а в начале будущего года 3G от «ВымпелКома» распространится и на Альметьевск. «МегаФон», также получивший лицензию на стандарт, внедрять 3G не стал. «Мы не хотим запускать сеть мелкими фрагментами — для компании важно, чтобы сеть 3G не уступала по покрытию сетям второго поколения», — комментирует Игорь Азуров, директор отделения по РТ ОАО «МСС-Поволжье».
Мобильный Интернет, как и другие неголосовые услуги, операторы признают основным драйвером развития рынка сотовой связи. К примеру, в «МегаФоне» «средний чек» мобильного интернет-пользователя с начала года вырос на 13% (с 250 руб. в январе до 270 в октябре). Сегодня Интернет приносит оператору треть от общего дохода VAS , а сама доля неголосовых услуг в общей выручке компании выросла до 17%. В МТС также отмечают увеличение доли доходов от VAS до 15,6% в общей структуре прибыли оператора. По мнению г-на Ибатуллина, к концу 2009 г. доля VAS в общей выручке может достигнуть 20%.
Локальные операторы, которым лицензии на стандарт не досталось, тем не менее также считают появление 3G позитивным событием в развитии всего рынка. «Еще полгода назад мобильный телефон с поддержкой 3G стоил не дешевле 13-14 тыс. руб. Сегодня практически все вендоры разработали модели, поддерживающие новый стандарт, предложения начинаются от 7-8 тыс. руб.», — иллюстрирует тенденцию Рушан Амиров.
Ближайший год для операторов станет переломным в политике подключения новых и обслуживания существующих абонентов. Локальные игроки — СМАРТС, НСС — сотрудничество с сотовыми ритейлерами постепенно сворачивают. Виной тому растущие издержки локальных операторов на подключение и обслуживание абонентов через дилерские сети: вознаграждение дилера за активацию одного телефонного номера может достигать 300 руб. «Ритейлер получает свои комиссионные, по сути, авансом. И только за подключение. В дальнейшем качественном обслуживании абонента он не заинтересован», — поясняет г-н Амиров. По мнению эксперта, основная масса подключений к локальным операторам будет производиться в собственных абонентских отделах компаний, а также во время выездных и промо-подключений.
Для игроков «большой тройки», напротив, ритейл становится основным каналом продаж. Летом этого года «ВымпелКом» выкупил 49,9% акций компании «Евросеть», хотя, по предписанию ФАС, сеть должна оставаться мультибрендовой как минимум в течение ближайших трех лет.
В ноябре МТС заключил трехлетнее партнерское соглашение с сетью салонов связи «Беталинк», согласно которому она переформируется в монобрендовую сеть МТС. К тому же оператор подал заявку в ФАС на покупку сети «Телефон.ру».
В начале будущего года будет выставлена на продажу сеть «DИКСИС» — в настоящее время в компании проводится предпродажный аудит. Рафаэль Ибатуллин: «Возможно, в следующем году «Цифроград» сольется либо с крупной ритейл-компанией, либо с сотовым оператором. Допускаю, что к концу 2009 г. на рынке останется лишь одна-две независимых сети».
VAS (Value Added Services) — дополнительные услуги в сетях мобильной связи.