Подписаться
Курс ЦБ на 05.07
78,83
93,01

Сотовые операторы пошли за абонентом

эксперты Игорь Азуров директор отделения по РТ «ОАО «МСС-Поволжье» Рушан Амиров директор филиала «СМАРТС-Казань-GSM» ОАО «СМАРТС» Рафаэль Ибатуллин коммерческий директор представительства ОАО «Вы

2008 год для местного рынка сотовой связи прошел под знаком 3G. Отвоевав свои абонентские базы, операторы начали углубляться — предлагать новые услуги, зарабатывать и повышать лояльность, чтобы сохранить клиентов. Прирост абонентской базы в этом году был минимальный, что, впрочем, компенсировалось ростом доходов с одного абонента. Однако на будущий год игроки прогнозируют падение доходов. В новых экономических условиях операторы делают ставку на гибкую ценовую политику и детальную сегментацию собственной абонентской базы.

эксперты
Игорь Азуров
директор отделения по РТ «ОАО «МСС-Поволжье»
Рушан Амиров
директор филиала «СМАРТС-Казань-GSM» ОАО «СМАРТС»
Рафаэль Ибатуллин
коммерческий директор представительства ОАО «ВымпелКом» в Татарстане
Татьяна Менькова
аналитик ИК «Финам»
Марат Шакиров
директор филиала ОАО МТС в Татарстане

Как компании будут удерживать корпоративных клиентов?
Насколько вырастет доля неголосовых услуг в общих доходах операторов?
Когда сотовые ритейлеры перейдут под контроль операторов мобильной связи?  
В Татарстане услуги сотовой связи оказывают шесть компаний. Лидирует «большая тройка». Локальные операторы СМАРТС, НСС и городской оператор «МетроТел» суммарно занимают менее 15% рынка. По данным инвестиционной компании «Финам Менеджмент», уровень проникновения сотовой связи в Татарстане составляет 125-127% — это на четверть выше общероссийского показателя. При населении в 3,8 млн человек общая абонентская база сегодня насчитывает 4,74 млн пользователей.
Сотовые компании будут терять доходы с абонентов

За 2008 г. суммарная абонентская база в Татарстане выросла всего на 10%. Рафаэль Ибатуллин, коммерческий директор ОАО «ВымпелКом» в РТ, признается, что в первом полугодии реальные темпы роста оказались как минимум вдвое ниже запланированных. «Увеличение количества абонентов происходило главным образом из-за расширения возрастных границ пользователей и притока мигрантов в регион. В последний год этого практически не наблюдалось», — объясняет динамику г-н Ибатуллин. Правда, «Билайну» единственному из татарстанских операторов удалось наверстать упущенное и нарастить собственную базу на 25%, главным образом за счет привлечения абонентов компаний-конкурентов.

До осени падение темпов прироста абонентской базы компенсировалось ростом расходов пользователей на сотовую связь, причем динамика ARPU в Татарстане была выше среднероссийской. «Если в целом по РФ рост ARPU не превысил 12%, то в Татарстане он достиг 14%», — отметил тенденцию Марат Шакиров, директор филиала ОАО МТС в Татарстане. Однако уже осенью операторы почувствовали падение ARPU. Рафаэль Ибатуллин: «Как правило, в период с октября по декабрь доходы с одного абонента увеличивались в среднем на 20%. Сегодня операторы остановились на уровне августа».

Рушан Амиров, директор филиала «СМАРТС-Казань-GSM» ОАО «СМАРТС», полагает, что падение доходов сотовых компаний во многом будет обусловлено отказом предприятий финансировать расходы на связь. «Предприятия-клиенты либо вовсе перестанут дотировать сотовую связь, либо значительно «порежут». И если раньше бюджет предприятия оплачивал связь не только руководству, но и менеджерам среднего и низшего звена, то теперь на такие преференции смогут рассчитывать лишь «топы», — считает г-н Амиров. Сегодня корпоративные клиенты обеспечивают операторам 10-12% дохода. Татьяна Менькова, аналитик «Финам ИК», прогнозирует, что финансовый кризис повлечет за собой сокращение доли доходов от корпоративных клиентов примерно на треть.

Локальные операторы заявляют о готовности создавать даже индивидуальные тарифы для отдельных компаний. К примеру, в СМАРТСе был разработан тарифный план «Такси» для одного из казанских автопарков. «У этого клиента большой объем трафика и SMS, мы снизили тариф на определенные направления и стоимость сообщений», — поясняет г-н Амиров.

По мнению экспертов, сегодня удержать пользователя можно, только удовлетворив конкретные запросы абонентов из разных социальных групп.

МТС и «МегаФон» реализуют бонусные программы — призовые баллы или минуты начисляются за выговоренное время или за пользование дополнительными услугами. В «Билайне» разрабатывают новую линейку тарифов, направленных на интересы клиентов из разных социальных групп. Однако главную ставку в «ВымпелКоме» делают на «ассортимент» дополнительных услуг: после объединения с одним из крупнейших компаний фиксированной связи «ГолденТелеком» и интернет-провайдером «Корбина-Телеком» абоненты оператора получили доступ ко всем телекоммуникационным сервисам.

Прибыль от неголосовых услуг вырастет благодаря 3G

Внедрение сетей третьего поколения операторы называют главным событием этого года. МТС запустил 3G в Казани в мае, в середине декабря — в Набережных Челнах. «Внедрение сети мы начали с крупных городов, где есть платежеспособный спрос и потребность в наращивании пропускной способности сети. По информации г-на Шакирова, инвестиции в развитие, в том числе строительство сети 3G, на 2008-2010 гг. запланированы в размере $100 млн.

«Билайн» начал развивать сети третьего поколения лишь месяц назад, однако сегодня в «зоне влияния» оператора уже не только Казань, но и Набережные Челны с Нижнекамском, а в начале будущего года 3G от «ВымпелКома» распространится и на Альметьевск. «МегаФон», также получивший лицензию на стандарт, внедрять 3G не стал. «Мы не хотим запускать сеть мелкими фрагментами — для компании важно, чтобы сеть 3G не уступала по покрытию сетям второго поколения», — комментирует Игорь Азуров, директор отделения по РТ ОАО «МСС-Поволжье».

Мобильный Интернет, как и другие неголосовые услуги, операторы признают основным драйвером развития рынка сотовой связи. К примеру, в «МегаФоне» «средний чек» мобильного интернет-пользователя с начала года вырос на 13% (с 250 руб. в январе до 270 в октябре). Сегодня Интернет приносит оператору треть от общего дохода VAS , а сама доля неголосовых услуг в общей выручке компании выросла до 17%. В МТС также отмечают увеличение доли доходов от VAS до 15,6% в общей структуре прибыли оператора. По мнению г-на Ибатуллина, к концу 2009 г. доля VAS в общей выручке может достигнуть 20%.

Локальные операторы, которым лицензии на стандарт не досталось, тем не менее также считают появление 3G позитивным событием в развитии всего рынка. «Еще полгода назад мобильный телефон с поддержкой 3G стоил не дешевле 13-14 тыс. руб. Сегодня практически все вендоры разработали модели, поддерживающие новый стандарт, предложения начинаются от 7-8 тыс. руб.», — иллюстрирует тенденцию Рушан Амиров.

Федералы скупают дилерские сети

Ближайший год для операторов станет переломным в политике подключения новых и обслуживания существующих абонентов. Локальные игроки — СМАРТС, НСС — сотрудничество с сотовыми ритейлерами постепенно сворачивают. Виной тому растущие издержки локальных операторов на подключение и обслуживание абонентов через дилерские сети: вознаграждение дилера за активацию одного телефонного номера может достигать 300 руб. «Ритейлер получает свои комиссионные, по сути, авансом. И только за подключение. В дальнейшем качественном обслуживании абонента он не заинтересован», — поясняет г-н Амиров. По мнению эксперта, основная масса подключений к локальным операторам будет производиться в собственных абонентских отделах компаний, а также во время выездных и промо-подключений.

Для игроков «большой тройки», напротив, ритейл становится основным каналом продаж. Летом этого года «ВымпелКом» выкупил 49,9% акций компании «Евросеть», хотя, по предписанию ФАС, сеть должна оставаться мультибрендовой как минимум в течение ближайших трех лет.

В ноябре МТС заключил трехлетнее партнерское соглашение с сетью салонов связи «Беталинк», согласно которому она переформируется в монобрендовую сеть МТС. К тому же оператор подал заявку в ФАС на покупку сети «Телефон.ру».

В начале будущего года будет выставлена на продажу сеть «DИКСИС» — в настоящее время в компании проводится предпродажный аудит. Рафаэль Ибатуллин: «Возможно, в следующем году «Цифроград» сольется либо с крупной ритейл-компанией, либо с сотовым оператором. Допускаю, что к концу 2009 г. на рынке останется лишь одна-две независимых сети».

ARPU (Average Revenue per User) — среднемесячный доход с одного абонента.

VAS (Value Added Services) — дополнительные услуги в сетях мобильной связи.

Самое читаемое
  • Вице-президент «Транснефти» скончался, выпав из окнаВице-президент «Транснефти» скончался, выпав из окна
  • Чайлдфри* — всё? Студенты Екатеринбурга пересмотрели свое отношение к родительствуЧайлдфри* — всё? Студенты Екатеринбурга пересмотрели свое отношение к родительству
  • Совладелица бывшего регоператора по вывозу ТКО в Свердловской области признана банкротомСовладелица бывшего регоператора по вывозу ТКО в Свердловской области признана банкротом
  • Оборот свердловских компаний сократился на 4,6%, несмотря на рост в отдельных отрасляхОборот свердловских компаний сократился на 4,6%, несмотря на рост в отдельных отраслях
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.