#СпастиЧукчу: как Артем Глебов возрождает свой бизнес после провала
Предприниматель Артем Глебов создал компанию, развалившуюся на пике развития. С читателями DK.ru он поделится своей историей неуспеха, о дальнейшей судьбе которой будет рассказывать в своем блоге.
Так получилось, что со своим бизнесом я сел в лужу. В 2009 г. я основал бренд сноубордической и горнолыжной одежды «Chukcha», в 2014 г. начал быстро развиваться, вырастил штат до 30 сотрудников, но не справился со скоростью роста.
Я взял на себя больше обязательств, чем мог выполнить, набрал заказов, которые не смог произвести вовремя, вследствие чего получил запросы на возврат денег от клиентов.
Сейчас, оборачиваясь и анализируя ситуацию, в которую попал, я понимаю, в чем были мои ошибки, мои слабые стороны как бизнесмена. Несмотря на сложность ситуации, я уверен, что смогу вернуть компанию «Chukcha» к жизни. Я хочу рассказать вам о своем опыте, чтобы помочь другим не наступать на эти же грабли.
Толстовки себе и друзьям
В юности у меня не было четкого вектора развития, порой меня просто несло течение. Четкие планы на жизнь я никогда не строил. У меня инженерное образование, и технические специальности мне нравятся. В 2004 г. случайно пришел в горнолыжный спорт. Так случилось, что моё развитие как спортсмена было стремительным и в 2012 г. я отобрался в сборную России по лыжному фристайлу, в составе которой готовился к участию в Олимпиаде в Сочи.
В 2009 г. я придумал бренд длинных толстовок «Chukcha». Идея родилась из собственных потребностей - на российском рынке, на мой взгляд, не было достойной горнолыжной одежды нашего производства. А мне нужна была яркая, недорогая одежда, в которой можно было бы кататься.
С самого начала я делал толстовки только для себя. Но когда людям нравится то, что ты сделал для себя, они просят, чтобы ты сделал что-то подобное и для них. Это было естественное развитие очень личного проекта в коммерческий.
Один из моих друзей предложил мне перевести производство в настоящий бизнес. Я сделал сайт, начал продвигать продукцию в соцсетях, хотя этим инструментом тогда пользовались не так активно. Все это время бизнес медленно, но верно набирал обороты, а я готовился к Олимпиаде. На главном для любого спортсмена соревновании в карьере я выступал в качестве открывающего.
После Олимпиады я решил перевести фокус на коммерческую деятельность. Профессиональный спорт забирал слишком много времени и сил. Тем не менее я продолжаю выступать на российских соревнованиях
Слишком быстрый рост
В 2014 г. я привлек инвестиции в компанию и начался рост, который продолжался до конца 2016 г.
После изучения различных ресурсов по бизнес-образованию, я решил, что компанию нужно вести по пути экстенсивного развития. Мы стали привлекать оптовых клиентов, сформировав отдел продаж (до этого продажи шли только через интернет-магазин). Самый значительный рост пришелся на период августа-ноября 2016 г.
В сентябре 2016 г. мы открыли отдел франшиз. Он дал хороший выхлоп, однако вместе с оптовыми клиентами многие клиенты по франшизе не получили товар вовремя и запросили расторжение договоров.
С этого момента началась череда фатальных для компании ошибок.
Мы неграмотно распорядились средствами - ошиблись при покупке сырья. У меня был месяц на разработку зимней коллекции, и за это время я успел не так много, в связи с чем недоследил за качеством. Около 50% наших покупателей, которые получили товар, остались недовольны. Можно много рассуждать о том, что на вкус и цвет товарищей нет, а также о соотношении "цена/качества", но я сам так же недоволен коллекцией, несмотря на успешные тесты в горах.
В итоге мы получили складские остатки на 4 млн руб. и большой кассовый разрыв. Для меня того, каким я был в августе 2016 г., это были неподъемные суммы. В итоге я оказался по горло в долгах и обязательствах по продукции перед франчайзи, фабриками и клиентами. В январе 2017 г. компания «Chukcha» официально закрыла свой офис в Казани. На тот момент долги составили более 11 млн руб.
Шок и инсайты
Сначала у меня был шок – ты понимаешь, что твое дело умерло. Но потом пришло осознание того, что подобные ситуации не происходят только с теми, кто ничего не делает и не рискует. Мы продолжаем работать, потому что должны выполнить обязательства перед партнерами, фабриками и клиентами.
Со временем я начал понимать, что такой результат быстрого роста – это побочный эффект, к которому приходят многие компании.
Хотя, бывают примеры, когда компании растут очень аккуратно и продуманно. Думаю, они управляются людьми, имеющими в багаже опыт подобный моему.
С января 2016 г. я для себя принял решение более осознанно походить к тому, что делаю. Я стал контролировать то, что я говорю своим сотрудникам, клиентам, контрагентам или партнерам. Один из важнейших выводов провала для меня в том, что путь правды – всегда самый короткий. Такие ситуации, как моя, происходят из-за небольших недоговоренностей, неясностей, которые появляются в общении, спускании на тормозах некоторых ситуаций и компромиссах.
Но главное преступление против себя и своей компании – измена себе и своим ценностям.
Если бы я говорил партнерам, какими действительно возможностями для сотрудничества с ними обладаю и правильно рассчитал бы силы, то этого всего бы не было. Я получил первые плоды от того, что стал говорить людям правду – клиенты меня поняли, более того, они сопереживали мне и кто-то пообещал подождать с платежами. Я не оправдывался, а сказал что сейчас происходит на самом деле. Очень многие поддержали меня, и никто из 200 оптовых клиентов не пошел на контрмеры.
Важный инсайт, который получаешь в такой ситуации – "время – дорого". В начале этого года я получал 50-60 разгневанных звонков в день. Время уходило на то, чтобы с ними договориться. Дальше время уходило на то, чтобы с клиентами этого года создавать новые договоренности и всячески помогать им не «загнуться».
Я попал в ситуацию, когда мне нужно помочь своим клиентам выйти из их сложных ситуаций, причиной которых стали действия моей компании. Это очень непросто.
Кроме того, у меня есть некоторое количество складских остатков, которые нужно перевести в деньги. Нужно сделать так, чтобы товар понравился конечному потребителю. В итоге я нашел такого клиента, который готов купить то, что у меня есть и в розницу, и оптом. А еще мне нужно набрать новую команду, которая будет над этим работать - несмотря на то, что я только что прогорел.
Продолжение истории проекта «Chukcha» читайте на DK.ru на следующей неделе.
Авторский блог Артема Глебова написан специально для DK.ru