Подписаться
Курс ЦБ на 26.01
68,95
74,95

#СпастиЧукчу: как Артем Глебов возрождает свой бизнес после провала

#СпастиЧукчу: как Артем Глебов возрождает свой бизнес после провала
Иллюстрация: личный архив

Предприниматель Артем Глебов создал компанию, развалившуюся на пике развития. С читателями DK.ru он поделится своей историей неуспеха, о дальнейшей судьбе которой будет рассказывать в своем блоге.

Так получилось, что со своим бизнесом я сел в лужу. В 2009 г. я основал бренд сноубордической и горнолыжной одежды «Chukcha», в 2014 г. начал быстро развиваться, вырастил штат до 30 сотрудников, но не справился со скоростью роста.

Я взял на себя больше обязательств, чем мог выполнить, набрал заказов, которые не смог произвести вовремя, вследствие чего получил запросы на возврат денег от клиентов.

 

#СпастиЧукчу: как Артем Глебов возрождает свой бизнес после провала 1

Сейчас, оборачиваясь и анализируя ситуацию, в которую попал, я понимаю, в чем были мои ошибки, мои слабые стороны как бизнесмена. Несмотря на сложность ситуации, я уверен, что смогу вернуть компанию «Chukcha» к жизни. Я хочу рассказать вам о своем опыте, чтобы помочь другим не наступать на эти же грабли.

 

Толстовки себе и друзьям

 

В юности у меня не было четкого вектора развития, порой меня просто несло течение. Четкие планы на жизнь я никогда не строил. У меня инженерное образование, и технические специальности мне нравятся. В 2004 г. случайно пришел в горнолыжный спорт. Так случилось, что моё развитие как спортсмена было стремительным и в 2012 г. я отобрался в сборную России по лыжному фристайлу, в составе которой готовился к участию в Олимпиаде в Сочи.

В 2009 г. я придумал бренд длинных толстовок «Chukcha». Идея родилась из собственных потребностей - на российском рынке, на мой взгляд, не было достойной горнолыжной одежды нашего производства. А мне нужна была яркая, недорогая одежда, в которой можно было бы кататься.

С самого начала я делал толстовки только для себя. Но когда людям нравится то, что ты сделал для себя, они просят, чтобы ты сделал что-то подобное и для них. Это было естественное развитие очень личного проекта в коммерческий.

 

#СпастиЧукчу: как Артем Глебов возрождает свой бизнес после провала 2

Один из моих друзей предложил мне перевести производство в настоящий бизнес. Я сделал сайт, начал продвигать продукцию в соцсетях, хотя этим инструментом тогда пользовались не так активно. Все это время бизнес медленно, но верно набирал обороты, а я готовился к Олимпиаде. На главном для любого спортсмена соревновании в карьере я выступал в качестве открывающего.

После Олимпиады я решил перевести фокус на коммерческую деятельность. Профессиональный спорт забирал слишком много времени и сил. Тем не менее я продолжаю выступать на российских соревнованиях

 

Слишком быстрый рост

 

В 2014 г. я привлек инвестиции  в компанию и начался рост, который продолжался до конца 2016 г.

После изучения различных ресурсов по бизнес-образованию, я решил, что компанию нужно вести по пути экстенсивного развития. Мы стали привлекать оптовых клиентов, сформировав отдел продаж (до этого продажи шли только через интернет-магазин). Самый значительный рост пришелся на период августа-ноября 2016 г.

В сентябре 2016 г. мы открыли отдел франшиз. Он дал хороший выхлоп, однако вместе с оптовыми клиентами многие клиенты по франшизе не получили товар вовремя и запросили расторжение договоров.

С этого момента началась череда фатальных для компании ошибок.

 

Мы неграмотно распорядились средствами - ошиблись при покупке сырья. У меня был месяц на разработку зимней коллекции, и за это время я успел не так много, в связи с чем недоследил за качеством. Около 50% наших покупателей, которые получили товар, остались недовольны. Можно много рассуждать о том, что на вкус и цвет товарищей нет, а также о соотношении "цена/качества", но я сам так же недоволен коллекцией, несмотря на успешные тесты в горах.

В итоге мы получили складские остатки на 4 млн руб. и большой кассовый разрыв. Для меня того, каким я был в августе 2016 г., это были неподъемные суммы. В итоге я оказался по горло в долгах и обязательствах по продукции перед франчайзи, фабриками и клиентами. В январе 2017 г. компания «Chukcha» официально закрыла свой офис в Казани. На тот момент долги составили более 11 млн руб.

 

Шок и инсайты

 

Сначала у меня был шок – ты понимаешь, что твое дело умерло. Но потом пришло осознание того, что подобные ситуации не происходят только с теми, кто ничего не делает и не рискует. Мы продолжаем работать, потому что должны выполнить обязательства перед партнерами, фабриками и клиентами.

Со временем я начал понимать, что такой результат быстрого роста – это побочный эффект, к которому приходят многие компании.

 

Хотя, бывают примеры, когда компании растут очень аккуратно и продуманно. Думаю, они управляются людьми, имеющими в багаже опыт подобный моему.

#СпастиЧукчу: как Артем Глебов возрождает свой бизнес после провала 3

С января 2016 г. я для себя принял решение более осознанно походить к тому, что делаю. Я стал контролировать то, что я говорю своим сотрудникам, клиентам, контрагентам или партнерам. Один из важнейших выводов провала для меня в том, что путь правды – всегда самый короткий. Такие ситуации, как моя, происходят из-за небольших недоговоренностей, неясностей, которые появляются в общении, спускании на тормозах некоторых ситуаций и компромиссах.

Но главное преступление против себя и своей компании ­– измена себе и своим ценностям.

 

Если бы я говорил партнерам, какими действительно возможностями для сотрудничества с ними обладаю и правильно рассчитал бы силы, то этого всего бы не было. Я получил первые плоды от того, что стал говорить людям правду – клиенты меня поняли, более того, они сопереживали мне и кто-то пообещал подождать с платежами. Я не оправдывался, а сказал что сейчас происходит на самом деле. Очень многие поддержали меня, и никто из 200 оптовых клиентов не пошел на контрмеры.

Важный инсайт, который получаешь в такой ситуации – "время – дорого". В начале этого года я получал 50-60 разгневанных звонков в день. Время уходило на то, чтобы с ними договориться. Дальше время уходило на то, чтобы с клиентами этого года создавать новые договоренности и всячески помогать им не «загнуться». 

Я попал в ситуацию, когда мне нужно помочь своим клиентам выйти из их сложных ситуаций, причиной которых стали действия моей компании. Это очень непросто.

Кроме того, у меня есть некоторое количество складских остатков, которые нужно перевести в деньги. Нужно сделать так, чтобы товар понравился конечному потребителю. В итоге я нашел такого клиента, который готов купить то, что у меня есть и в розницу, и оптом. А еще мне нужно набрать новую команду, которая будет над этим работать - несмотря на то, что я только что прогорел. 

Продолжение истории проекта «Chukcha» читайте на DK.ru на следующей неделе.

Авторский блог Артема Глебова написан специально для DK.ru

Самое читаемое
  • В Wildberries изменили правила по возврату бракованных товаровВ Wildberries изменили правила по возврату бракованных товаров
  • «Отбирать собственность — признак слабости». Потанин выступил против конфискаций имущества«Отбирать собственность — признак слабости». Потанин выступил против конфискаций имущества
  • Microsoft вложит $10 млрд в разработчика ChatGPT. Бигтехи сокращают тысячи сотрудниковMicrosoft вложит $10 млрд в разработчика ChatGPT. Бигтехи сокращают тысячи сотрудников
  • Итоги 2022-го: почему продажи лапши быстрого приготовления выросли более чем на 30%Итоги 2022-го: почему продажи лапши быстрого приготовления выросли более чем на 30%
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.