Татарстанские бизнесмены намерены развивать с Китаем туризм и промышленность
Россия, по словам вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина, готова осваивать с Китаем Солнечную систему. А Татарстан тем временем уже налаживает с Поднебесной сотрудничество.
Татарстан уже сейчас реализует с Китаем совместные бизнес-проекты и строит планы на будущее: в ОЭЗ "Алабуга" выходят китайские резиденты, а в долгосрочной перспективе - строительство в РТ китайского технопарка.
Опрошенные "ДК" бизнесмены рассказали, какие проекты с Китаем им нужны.
Сергей Пасечник, директор ТА «CompAnion SP», вице-президент Ассоциации туристских агентств РТ
Конечно, Китай — интересная большая страна, где есть свои курорты, своя экзотика, медицина, это страна с богатой историей. Поэтому нам есть чем обмениваться. Нам было бы интересно наладить связь с китайскими турагентствами и работать в связке.
Мы, прежде всего, готовы принимать туристов из Китая: ведь каждый приезжающий к нам человек оставляет здесь деньги, что хорошо для всех жителей нашей республики. Главное, что нужно сделать для увеличения турпотока – это создание прямого рейса в Китай из Татарстана и обратно. Если он будет, картина изменится.
Закия Шафикова, генеральный директор инвестиционной компании «Элемте»
Я за сотрудничество с Китаем во всех областях, но в первую очередь — на финансовых рынках. Запад от нас отворачивается, вводятся новые санкции, и нам важно искать финансовых партнеров в другой части света. А Китай — это богатая страна. На конференции «Россия – завтра» выступил председатель правления Фонда прямых инвестиций Китая, в этом Фонде огромные деньги — триллионы долларов. И они думают, куда вложить эти деньги. Меня, как финансиста, интересует в первую очередь эта сторона.
Если мы наладим с ними мосты, если будем привлекать более дешевые деньги — это огромный плюс. И наша компания могла бы принять активное участие в этом процессе. Люди смогут через нас покупать акции китайских предприятий — то есть делать то же самое, что обычно делалось в отношении Европы. Это перспективно: Запад уже устоялся, Китай быстро развивается.
Ирина Волынец, генеральный директор РА «President»
Сотрудничество с Китаем является ответным ударом на те экономические санкции, которые произведены в отношении нашей страны. Мы заинтересованы в китайских производителях. Мне, как предпринимателю, было бы интересно пообщаться с китайской стороной в плане обмена опытом: меня интересует, как им удается активизировать себестоимость производства, ведь всем известно, что китайское производство самое дешевое в мире, и не только за счет экономии на рабочей силе.
Я бы даже открыла турагентство для налаживания мостов с Китаем, который имеет много общего в этой плане с Россией — он тоже обладает несколькими часовыми поясами, там не менее богатая культура и история. А ещё мне было бы интересно создать какое-либо производство на территории Китая — это может быть и легкая промышленность, и инновации.
Артур Мустаев, гендиректор ООО «АЛТЫН ТАЛ», председатель Комитета по сувенирной продукции и товарам народных художественных промыслов при ТПП РТ
Промышленность Китая развивается быстро, там станкостроение развито, технологии есть, которыми мы обладаем. Поэтому обмен опытом для нас был бы очень важен. Например, переработка полимеров – технологии есть как в Германии, так и в Китае, и в Китае они на порядок дешевле. Было бы неплохо использовать и китайскую рабочую силу в Татарстане. У них производительность труда гораздо выше — я бы, как производитель, с удовольствием нанял китайских рабочих, которые работали бы на китайских станках и производили продукцию в России. Мне было бы посотрудничать в плане производства тех же самых полимерных изделий. И мы уже рассматриваем такие варианты.
Мы должны у Китая учиться работать. Например, на Алтае представитель татарской диаспоры, предприниматель, связался с китайцами, купил оборудование, нанял китайцев и стал в России производить изделия, похожие на керамические, но из местного полимерного сырья, что позволяет работать в промышленных объемах, а не штучно, и снижает себестоимость изделий. Он производит сувениры на 1 млн рублей в день. Используя местное сырье — глину – такой эффективности добиться невозможно. Нам не нужно открывать завод в Китае: мы можем купить станки у китайцев, узнать их технологии, и наладить производство из местного сырья в Татарстане. Это очень рентабельный бизнес, хотя и требует высоких первоначальных инвестиций.
Алексей Кравцов, директор Государственного Некоммерческого Фонда «Центр производственной субконтракции РТ»
По моему мнению, с Китаем надо развивать сотрудничество во всех отраслях и областях, где мы можем получить инновации. Потому что Китай является сегодня локомотивом инновационного движения, также он экспортирует западные инновационные технологии, например, флагманская модель «Вольво» собирается в Китае. Просто отверточная сборка, когда вся добавленная стоимость остается в Китае, в данном случае не интересна – нужны производства именно на территории Татарстана. Наш фонд занимается производственной кооперацией, мы могли бы нашим предприятиям помочь получать какие-то инновационные технологии из Китая.
Но пока мы работаем больше на внутрироссийском рынке, хотя пытаемся встроить наши предприятия в систему международной кооперации, чтобы западные компании у наших предприятий заказывали производство узлов, агрегатов. Китайцы, насколько мне известно, не готовы отдавать производство каких-то узлов на наши предприятия.
Если китайцы, как их обязывает закон, будут заниматься локализацией своих производств на территории республики, мы сможем им помочь, понимая, какие местные предприятия смогут выполнить технические задания, кто из местных сможет предоставить какие комплектующие. Но пока о серьезной локализации китайских заводов на территории России я не слышал.