Татарстанский производитель стройматериалов - об отказе от импортного сырья
DK.RU выяснил, как живется в современных реалиях производителям стройматериалов. Первый репортаж - о единственном в республике производителе монтажной пены, который намерен вытеснить весь импорт.
Компания «TriS» - единственный в республике производитель монтажной пены, конкурирующий на федеральном рынке с другими производителями, которых в стране всего несколько. Генеральный директор ГК «ПСБ» Шамиль Булушев рассказал «ДК» об амбициозных планах: сначала компания переходит на отечественное сырье, а затем постепенно вытесняет западных производителей с рынка.
Группа компаний «ПСБ» (в которую входит компания "ПСБ-2") - родом из «лихих 90-х»: в 1998 году Шамиль Булушев в Бугульме основал компанию, которая занималась строительно-монтажными работами. Затем появилось торговое направление.
А чуть позже бизнесмен принял решение производить самостоятельно сухие строительные смеси, которые ранее закупались в другом регионе.
На этом рынке внушительную долю занять не удалось – слишком высока конкуренция с крупными игроками. Зато молодое, но перспективное производство монтажной пены подает большие надежды, успев проявить себя с лучшей стороны в строительной сфере.
- Производство сейчас – в приоритете, несмотря на то, что пока по прибыльности в нашей группе компаний его обгоняет торговое и строительное направление, - делится основатель компании. – Мы делаем ставки на производство монтажной пены.
В торговле на рынке и производстве сухих строительных смесей мы заняли свою нишу и расширяться дальше не планируем. Из-за проблем с логистикой невыгодно возить смеси дальше радиуса в 200 километров, и эту территорию мы освоили, работаем с крупными и средними торговыми сетями. А на рынке монтажной пены у нас большие перспективы. Ближайшее производство – в Подмосковье, на востоке страны подобных заводов нет, на западе и юге их всего несколько.
Пена – дорогой продукт, логистический вопрос здесь не принципиален: мы возим фурами продукцию в разные регионы. Играем не только на федеральном рынке: помимо Челябинской, Свердловской областей, Башкортостана недавно вышли еще и в Казахстан.
Мы можем обеспечить Татарстан данным видом продукции на все 100%. Даже если совсем закроют двери для поставок пены в регион. Сейчас мощность завода большая – производим 150-200 тысяч баллонов пены в месяц (по смесям же цифры для рынка небольшие – 500-700 тонн). Сейчас у нас работает одна линия по производству пены и одна – по производству сухих строительных смесей.
Также на базе завода в Уфе производим на паритетных началах лакокрасочную продукцию под своей торговой маркой (Technologys Rational Industrial Systems). Кстати, на таких же условиях мы начинали производить и монтажную пену полтора года назад. Делали это с той целью, чтобы постепенно обзавестись клиентами, а затем, через год, вышли в «свободное плавание». На рынке пены наши клиенты – торговые сети, мы реализуем продукцию через торговых представителей, оптовых и розничных дистрибьюторов.
На создание этого направления ушло порядка 60 млн рублей, из них 15 – на покупку и реставрацию ветхого здания и около 45 – на зарубежное оборудование. В ближайших планах, помимо выхода на самоокупаемость, - использование научных разработок, уменьшение себестоимости и переход к закупкам отечественного сырья вместо импортного – это будет дешевле, но актуален вопрос качества: мы ведем переговоры, производители готовы предоставить нам уникальные решения.
Как производится монтажная пена? Это сложный химический процесс. Дойти до сути и выбрать технологию было непросто – в России нет никакой документации, мы провели серьезные исследования. Компоненты, в числе которых полиолы и очищенный газ, проходят механическое смешивание. Кстати, газ можно закупать и в нашей республике, мы планируем переходить и на республиканское сырье.
Считаю, что нужно стимулировать местное производство, у нас есть идея выйти с предложением создания законопроекта для лоббирования интересов производителей, импорт должен быть на втором месте. Конкуренция высокая – сейчас Европа экспортирует столько, что занимает почти 50 процентов стройрынка в РТ и рынка монтажной пены в частности. Но шансы потеснить западные страны есть.
Рынок наш еще не завоеван, однако мы делаем ставки на сниженные цены и качество уровнем не ниже европейского. Конечно, приходится преодолевать множество сложностей. Самая главная – дорогие кредитные ресурсы, высокие процентные ставки, понятно, что на собственных оборотных средствах невозможно развиваться. Мы брали кредиты на оборудование. При 12-17% годовых нужна рентабельность 20%, пока так не получается.
Есть проблема и дорогих энергоносителей – стоимость гораздо выше, чем в Европе или Китае, к примеру. Это тормозит развитие отрасли в целом. Если выстраивать политику импортозамещения, то без решения этих проблем не выйти на новый уровень.
Потенциал идей у россиян высокий, за 2-3 года можно решить проблему импортозамещения. В Татарстане уже достаточно сделано для развития производства, и я уверен, что оставшиеся ниши можно заполнить года за два.