Татьяна Атаманова, коммерческий директор ОАО "АЗЫК": Соревнуемся с "Федералами"
В рамках проекта "Итоги года" "ДК" обратился в компанию "АЗЫК", в которой рассказали, с чем завершает год продуктовый ритейл. Главный вызов - нашествие федералов.
Рынок продуктового ритейла еще далек от своего пика и будет расти бешеными темпами и в 2014 г., считают в сети «Пестречинка». В то же время конкуренция ужесточается, образом дискаунтера клиента больше не завоюешь.
Главную угрозу развития сетей Татьяна Атаманова, комдиректор компании «АЗЫК» (специализируется на реализации продукции птицеводческого блока «ХК компания «Ак Барс» («Птицефабрика «Казанская», «Агрофирма «Ак Барс-Пестрецы», «Птицеводческий комплекс «Ак Барс»), видит в наступлении федеральных продуктовых сетей, темп развития которых в среднем выше, чем у местных сетей.
Взрыв в отрасли
"Есть ощущение, что вскоре «Пятерочки+» и «Магниты» будут через дом. Мы наблюдаем очень интенсивное открытие крупных и мелких магазинов. Темпы роста у них выше, чем наши, и это настораживает. Причем приходят не только федеральные игроки. В Казани открываются более мелкие фирменные сети. Это ЗАО «Йошкар-Олинский мясокомбинат», ООО «Мясокомбинат «Звениговский» — сами производители выходят на рынок ритейла без посредников.
Конкуренция настолько жесткая, что нужно продумывать свои действия до мельчайших деталей: от ассортимента до внешнего вида магазина и ценовой политики. Учитывая наплыв федеральных игроков, мы принимаем меры, подстраиваясь под новые реалии. Если до прихода федеральных игроков мы позиционировали себя как жесткий дискаунтер с маленьким ассортиментом и низкими ценами, то сейчас расширяем ассортимент. Для нас акции сегодня — это настоящее маркетинговое соревнование.
Мы активно развиваем торговую сеть: в прошлом году открыли 22 магазина, в этом — немногим меньше. Сейчас у нас самая главная задача — это поработать над стратегией развития в тех двух новых регионах, которые мы освоили, — Ульяновске и Чебоксарах. А также расширить присутствие в других регионах."
Битва за цену
"Мы очень боялись прихода «Ашана» в Казань. Все помнят, какая была шумиха, грандиозные ожидания. Но у каждого свой покупатель, и наши целевые аудитории не совпадают. У «Ашана» покупатель — человек «за рулем». А мы позиционируем себя как «магазин рядом с домом». Конечно, с их ценами конкурировать сложно. Их розничные цены всего на 1-2% выше наших оптово-закупочных.
Поэтому вопрос ценообразования для нас сейчас стоит во главе угла. На обсуждении бюджета с «Пестречинкой», чью продукцию мы реализуем, этот вопрос мы поднимали. Проблема настолько острая, что речь шла о том, чтобы обратиться в правительство для регламентации ценообразования на ряд товаров. Так же, как и на некоторые социально значимые товары."
Ритейлеры сменили колеса
За комментарием со стороны о ситуации на рынке "ДК" обратился к федеральному эксперту. Иван Федяков, генеральный директор ИА «INFOLine» назвал несколько общих трендов 2013 г.:
"Из позитивных событий на федеральном рынке пищевого ритейла я могу отметить принятие Кодекса добросовестных практик, который организует продуктивный диалог производителей и крупных торговых сетей. Эту же линию— поиска взаимовыгодных компромиссов— продолжает межотраслевая комиссия, начавшая свою работу в 2013 г. Эта комиссия курирует вопросы взаимодействия ритейлеров и поставщиков.
Позитивная тенденция — потребитель стал уделять внимание качеству. Формулировка «пипл хавает» больше не актуальна. При этом наблюдается сокращение покупательской способности, например в продажах автомобилей. Свою неудовлетворенность в крупных покупках покупатель компенсирует в продуктах питания, тщательно выбирая качественные товары.
Негативной тенденцией стал рост тарифов на железнодорожные перевозки. Сейчас логистический канал поставки сырья ушел с железнодорожных рельс — ритейлеры отдают предпочтение автомобильным перевозкам."