Ухватиться за франшизу: франчайзинг в РТ опережает экономику
Продавцы франшиз в Татарстане заявляют о росте сегмента на 25%. Проверенная бизнес-модель и поддержка головной организации помогают на старте, но не гарантируют успеха, предупреждают участники рынка.
Пока большинство отраслей экономики страны нащупывает модели для выживания, франчайзинговые компании растут – их владельцы заявляют о положительной динамике в сегменте сразу на 25%. Бренд, проверенная бизнес-модель и поддержка от владельца франшизы помогают франчайзи чувствовать себя увереннее в период кризиса, но не являются гарантией абсолютного успеха, заверяют участники рынка.
Неразбериха в отечественной экономике и падение национальной валюты сыграли этому сегменту только «на руку». По данным компании «Франчайзинг5» (Казань), рост продаж франшиз на март 2016 года составляет уже 25% и постепенно ускоряется.
Как говорит основатель и генеральный директор компании «Франчайзинг5» Артем Захаров, франшизы сейчас популярны не только из-за стабильности бренда, заручившегося поддержкой у потребителя, но и благодаря бизнес-модели проверенной временем.
«В сложные, переходные времена предприниматели не хотят, да и не могут рисковать. Все хотят приобрести проверенную бизнес-модель, «обкатанную» и получившую признание у потребителя. Бизнес по франшизе такие возможности предоставляет в полной мере», - заверяет Артем Захаров.
Покупатели франшиз уверены: именно «имя» в случае с франшизой – главное преимущество в бизнесе. Выгоды работы с проверенным брендом в кризис видны по поведению населения – заведения общепита известных мировых компаний выбирают чаще. Больше доверия к истории и качеству, когда выбор приходится делать, например, между схожими кафе, объясняют эксперты.
«Мы это чувствуем отчетливо, так как наша сеть быстрого питания работает в доступном по ценовым параметрам сегменте, и сейчас люди чаще к нам приходят. Когда население в стране начинает считать каждую копейку, любая трата, в том числе, и поход в кафе, становятся более обдуманными. Когда есть выбор: небольшая кафешка или мы, выбирают нас.Сейчас мы расширяемся, и в течение года собираемся открывать дополнительные точки», - рассказывает региональный менеджер американской сети быстрого питания в Татарстане Ольга Кузнецова.
Имя бренда работает и на самых высоких уровнях: местные власти охотнее согласовывают технические документы, а собственники зданий – идут на уступки по аренде помещений, так как заинтересованы в привлечении проверенных арендаторов.
Предприниматели, в основном, нацелены на франчайзинговые проекты, требующие незначительных средств на старте, объясняют специалисты федерального портала БИБОСС, считающие, что заинтересованность в покупке франшизы может быть связана с ее дешевизной, а не с кризисными явлениями в экономике.
«Конечно, спрос на франшизы с минимальными вложениями был, есть и будет всегда высоким – дело тут не в кризисе. Большинство начинающих предпринимателей ищут варианты начала своего дела без значительных инвестиций. К сожалению, в нашей стране подавляющее большинство потенциальных предпринимателей не имеют необходимого стартового капитала в 1-2 млн. рублей, чтобы открывать бизнес в сфере производства или общепита, даже по франшизе», - отмечает управляющий партнёр компании «FRANSH Стратегия роста» Евгений Иванов.
В компании БИБОСС выделяют другую тенденцию: сегментацию рынка франшиз, которая наблюдается последние несколько лет, ставшая более очевидной именно сейчас.
Если в 2014 году самыми востребованными сферами у татарстанских предпринимателей были предприятия розничной торговли и бизнес в сфере услуг для населения, то с 2015 года спрос сместился в сферу услуг для бизнеса. В 2016 году эта тенденция сохраняется, отмечают в компании.
Генеральный директор компании «Франчайзинг5» только подтверждает тренд, отмечая, что главными среди услуг для бизнеса стали механизмы, направленные на поиск дополнительных средств для предпринимателя. В частности, это компании, помогающие предприятию получить субсидии, успешно сработать на стадии получения государственного заказа или тендера.
Артем Захаров делает акциент и на интересе к бизнесу в медицине, инновационным направлениям, где процессы максимально оптимизированы и налажены, а бизнес намного эффективнее традиционных аналогов.
Эксперты БИБОСС добавляют к этому списку наиболее востребованных франшиз еще и сферу ИТ и интернет.
Владелец сети франшиз «АртПрайм» Артур Ахметов тоже подсчитал рост в продажах – 10%-15%. Но не связывает его с экономическим кризисом в стране. По мнению предпринимателя, бизнес развивается прогнозируемо, небольшой рост, в первую очередь, связан с сезонным восстановлением рынка после начала года.
Кризис, как уверен бизнесмен, наведет «порядок» в нише франчайзинговых предложений - продолжится процесс, начатый еще в 2008 году, говорит Ахметов.
«Человек, который где-то «обжегся» и опасается сомнительных вложений, охотно вкладывается в действующую франшизу. Кризис 2008 года впервые проявил себя на рынке франшиз, когда люди перестали вкладывать в недвижимость, либо неуспешные модели франшиз, и нынешний кризис это подтвердил. Было время, когда люди вкладывали свои средства в валюту, но это время прошло, потому что ситуация сильно изменилась», - поясняет он.
Выигрышность бизнеса по франшизе еще и в поддержке, которую ее владельцы оказывают франчайзи, особенно в кризис. Как рассказывает предприниматель Азат Назмеев, купивший франшизу сети Coffee LIKE, это значительно помогает оптимизировать расходы.
«Как видно по нашему опыту, франшиза намного эффективней работает из-за сопровождения, которое оказывает владелец франшизы. Мы удаленно работаем с маркетологами, дизайнерами. Мне не приходится дополнительно содержать персонал. Кроме того, мы получаем дисконт на общий закуп расходных материалов – головной офис закупает кофейное зерно на год. Имя и поддержка владельца – важный фактор в пользу бизнеса по франшизе», - рассуждает предприниматель.
Однако и это – не гарантия того, что бизнес может стать успешным. «Все зависит от руководства, от стиля управления», - отмечает Азат Назмеев. Так, за последние месяцы в Казани перестали работать по договорам франчайзинга ресторан MILO Арена и бар Killfish.
Не говорить о том, что экономический кризис не сказывается на франчайзинговом бизнесе нельзя, предупреждают и эксперты БИБОСС. Сложности, как правило, отражаются на игроках, которые не способны выстоять и удержать свои позиции в условиях снижения покупательской активности и вынужденного повышения цен, поясняют в компании.
«Слабые игроки уходят с рынка, сворачивают развитие по франчайзингу, концентрируясь на предприятиях собственной сети, чтобы пережить трудные времена. С другой стороны, на рынок выходят новые франшизы, которых с каждым днём становится всё больше.Однако взрывной рост франчайзинговой сети в недолгосрочной перспективе не является показателем надёжности франшизы. Практика показывает, что франшизы проверяются временем», - резюмируют эксперты компании БИБОСС.
Карина Каримова