В Казани закрываются магазины цифрового ритейла
Аналитики уверены: причины в непростой ситуации, в которой сегодня оказалась российская экономика.
В августе на рынке бытовой техники и электроники Татарстана произошли серьезные изменения. Сеть «Белый ветер цифровой» объявила о банкротстве - три магазина прекратили работу. А немецкий ритейлер «Медиа Маркт» принял решение о закрытии одного из трех магазинов.
Сеть цифровых товаров «Белый ветер цифровой» покинула Татарстан. В конце августа магазины закрылись в Казани и Набережных Челнах. В начале сентября та же судьба ожидает магазины сети в Челябинске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге. Известно, что торговая сеть подала заявление о собственном банкротстве в арбитражный суд Ульяновской области, слушание назначено на 18 сентября. Десятки дистрибуторов компании, в том числе крупные «Sony» и «Apple», пытаются истребовать с неё долги, общая сумма которых достигает примерно 7 млрд руб. Компания отказывается от публичных комментариев, однако эксперты уверены, что она не может погасить задолженность из-за низкой рентабельности продаж и больших операционных расходов.
Отметим, что у сети «Белый ветер...» насчитывалось 192 магазина по всей России. Причем 75 торговых точек открылись только в прошлом году (сеть основана в 1991 году, занимается продажами компьютеров, бытовой техники и мобильных устройств). В Казани работало три магазина — в ТРК «Кольцо», «Меге» и в торговом центре «Тандем».
Кроме того, в августе в Казани закрылся один магазин немецкой сети супермаркетов по продаже бытовой электроники и техники Media Markt на ул. Петербургская в ТЦ «Бульвар». Ритейлер в городе остался в двух гипермаркетах – ТЦ «Парк Хаус» и ТЦ «Южный». Напомним, что магазин на Петербургской был первой торговой точкой Media Markt в Казани и 20-ой в России, он открылся в 2009 году и занял 6,1 тыс. кв. м., представляя 45 тыс. наименований товаров. С осени 2013 года ходили слухи о его закрытии, однако решилась на это компания только сейчас. Как сообщают в пресс-службе компании, решение о закрытии магазина было принято в связи с тем, что он из-за своего месторасположения не достигал поставленных перед ним целей и был неприбыльным.
Руководитель отдела маркетинга «МЭЛТ» Руслан Камалов, которому приходилось работать в сети «Белый ветер» в Казани, сказал «ДК», что уход сети следовало ожидать давно.
«У них специфичная модель работы: они «не гнали оборот», они работали на маржу. Другими словами, у них не было задачи продать «много», они продавали «горизонтально», старались максимально зарабатывать на каждой продаже не только за счет более высокой наценки, но и за счет развитого механизма кросс-продаж услуг и аксессуаров», - пояснил г-н Камалов, отметив, что, по его мнению, компания «слабо или, возможно, ошибочно представляла себе своего «клиента», акцентируя внимание на молодежной аудитории, студентах».
С ним согласился руководитель представленной в Казани сети рынка бытовой техники и электроники (БТиЭ), который на условиях анонимности заметил, что приход на рынок новых федеральных игроков с четкими представлениями о клиенте и его возможностях изменил правила игры. В новых условиях, считает ритейлер, модель «Белого Ветра» оказалась слишком инертной.
Поведение «Медиа Маркт» участники рынка считают правильным и вполне вписывающимся в последние модные тенденции по «борьбе с издержками» среди ритейлеров. По мнению экс-исполнительного директора сети DOMO Аделя Зарипова, магазин ритейлера в ТЦ «Бульвар» – «изначально убыточный проект – как по сданным площадям, так и по трафику, из-за неудобства с дислокацией». По его словам, в настоящее время наиболее удобный формат с точки зрения развития сети и достижения показателей эффективности бизнеса – торговая площадь 1500 кв. м.
Он отметил, что в этот формат сместился как «М-видео», так и «Эльдорадо» при развитии в регионах.
«А вот «Медиа Маркт» оказался слишком не поворотливым для России с площадкой в 4000-5000 кв. м. Подыскать площадь для открытия подобного магазина, тем более в регионах, довольно сложно, да и продажи с квадратного метра с очень малой долей вероятности выведут магазин на операционную прибыль. Этим и вызвано решение развивать в России новый формат магазинов МедиаМаркт со средней торговой площадью 2300 кв. м, заявленное еще в 2013 году. На мой взгляд, это ускорит развитие сети», - сказал «ДК» г-н Зарипов.
По его прогнозам, в скором времени произойдет сжатие магазинов ритейлера как в ТЦ «Южный», так и в ТЦ «ПаркХаус» до этого же формата.
«Правда, в этом случае, неизбежно изменится и подход данного игрока к формированию ассортимента, он однозначно сократится, и тем самым МедиаМаркт потеряет одно из основных, заявленных им конкурентных преимуществ», - замечает эксперт.
В то же время опрошенные «ДК» участники местного рынка БтиЭ отмечают, что на рынке сегодня существует ряд проблем, заставляющий слабых игроков покидать его, а сильных — оптимизировать свою работу. Во-первых, стагнация. По данным компании JFK, в России падение в ключевых сегментах (компьютеры, ноутбуки) достигают 20-30%, при этом в целом рынок прирастал за счет сегмента планшетных компьютеров, которые пользовались повышенным спросом. Однако сейчас и этот сегмент теряет динамику в связи с насыщением рынка.
Также снижается маржинальность (по причине экспансии крупных федеральных сетей, которые используют тактику ценового демпинга) и снижается средний чек (в связи с появлением на рынке производителей дешевой техники).
«Сегодня мы дополнительно получаем еще и внешний факторы, в числе которых растущий курс доллара, дорожающие кредиты и санкции на товары двойного назначения, в числе которых, в свою очередь, электроника, компьютеры, телекоммуникации и информационная безопасность», - отметил г-н Камалов.
«Несомненно, дополнительное влияние на банкротство «Белого ветра» оказало снижение продаж на рынке БТиЭ в связи с нестабильностью экономики на фоне кризиса на Украине, но это оказало влияние на все компании данного сектора», – сказал «ДК» аналитик «Инвесткафе» Роман Гринченко.
Эксперты и аналитики считают, что в данной ситуации и в условиях роста интереса к покупкам в интернете в ближайшее время на рынок Татарстана вряд ли выйдут новые серьезные ритейлеры БТиЭ.
Пока российский рынок БТиЭ находится в относительно стабильном положении, отмечает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин, ссылаясь на последние данные Росстата.
«Впрочем, учитывая общую сложную ситуацию в потребительском секторе, ожидаю вскоре сокращение спроса – в пределах нескольких процентов по основным группам», - сказал аналитик «ДК».
В свою очередь г-н Гринченко полагает, что в случае нормализации ситуации на Украине и продолжении роста экономики и чистых доходов населения, во втором полугодии может наблюдаться рост оборота рынка БТиЭ, чему также может поспособствовать эффект отложенного спроса.
Наталия Фёдорова