Подписаться
Курс ЦБ на 27.11
75,45
90,02

Вадим Семененко, "СтройГрад-Каскад": строительный рынок не закрытый!

Подрядный рынок Татарстана насыщен предложением и спросом, но конфликты на нем – дело привычное: заказчики недовольны качеством и сроками, подрядчики – дисциплиной оплаты.

Создавать же строительные мощности в собственной структуре – роскошь, доступная немногих крупным холдингам. Между тем отношения застройщика и подрядчика становятся более конструктивными по мере взросления рынка и снижения маржинальности бизнеса, считает Вадим Семененко, коммерческий директор ООО «СтройГрад-Каскад».

 

«Новая Тура» и «Биек Тау» добавили работы

Сегодня работать на строительном рынке Казани участникам проще, чем 10 лет назад. И это несмотря на все большую зарегулированность и застарелые проблемы в отношениях застройщик/подрядчик. В остальном же рынок не сильно отличается от того, что сложился за рубежом, считает Вадим Семененко.

 

- Строительный рынок принято считать закрытым. Согласны ли вы с этим утверждением?

- Я не считаю, что этот рынок закрытый. Он, как любой рынок, взрослеет, и вход для новых компаний на него становится все более сложным, потому что им противостоят множество  конкурентов, работающих на рынке очень давно. Усложняется сфера регулирования строительства. У нас в стране, к сожалению, происходят такие неприятные события, как пожар в «Новой Туре», обвал склада «Биек Тау», или трагедия в «Хромой лошади». Через несколько месяцев эти происшествия отражаются на нашем рынке, государство реагирует, начинаются проверки, ужесточаются строительные нормативы. И потом, упорядочивается сама градозастройка, сегодня подход к застройке у мэрии. Казани намного более продуманный, чем тот, что был, например, 10 лет назад. Надо хорошо знать все требования, нормативы, порядок работы, чтобы зайти на рынок — а это трудно. Поэтому складывается впечатление, что рынок  закрытый, но он не закрытый, он сложный.

 

- Опишите, пожалуйста, как устроен подрядный бизнес в Татарстане.

- У классических застройщиков генподрядчиком является либо сторонняя, не связанная с застройщиком организация, либо аффилированная, которой он владеет полностью или частично. Чаще всего у крупных застройщиков есть свои структуры, исполняющие функции генерального подрядчика, а у малых и средних игроков генподрядные организации - наемные. Что касается самих генподрядчиков, то они различаются по степени вовлечения субподрядчиков: у кого-то есть большое количество собственной техники, собственного персонала, и они много работ выполняют самостоятельно; другие генподрядчики практически ничего не имеют, кроме офиса, бухгалтерии, каких-то разрешений, допусков СРО и работают с большим количеством субподрядчиков. То, что я описал — это общая система. Здесь нет ничего нового ни для российского рынка, ни для мирового. Пожалуй, с той разницей, что на западе тендеры проводят в основном лишь с генеральным подрядчиком, в то время как у нас приходится погружаться в детали и проводить тендеры с субподрядными фирмами. Конечно, с некоторыми субподрядчиками договаривается только генподрядчик — все зависит от масштаба работы и от системы, принятой в конкретной структуре.

 

- Много ли посредников на рынке подрядных организаций и создает ли их наличие проблемы?

 

- Да, много «ловцов удачи», которые находят бригаду или уже существующую субподрядную организацию и занимаются тем, что учреждают фирму, приходят к застройщику, как-то пытаются получить подряд, деньги и побыстрее «свалить» с объекта. При этом они не несут особой ответственности за качество, не имеют рычагов управления той бригадой или небольшой подрядной организацией, которую они нашли. И возникает такая кризисная ситуация, когда застройщика не только не устраивает качество работы, но он не может даже достучаться до конечных исполнителей, потому что посредник искажает систему коммуникации. Ты вынужден общаться с бригадой через посредника, а у него с наемниками могут даже быть не очень прозрачные денежные отношения, что приводит к плохому качеству исполнения работ и сопротивлению. И это сложная ситуация, выйти из которой застройщик может, только собрав все стороны и введя ручное управление процессом.

- Как компании решают такие проблемы?

- Мы, например, привлекаем стороннюю генподрядную организацию. Как правило, список очень короткий, потому что мы стремимся не менять подрядчиков, а использовать тех, которым мы уже доверяем, даже если они по каким-то условиям сотрудничества чуть хуже, чем их конкуренты. Мы идем по протоптанной дорожке. Затем совместно с генеральным подрядчиком выбираем субподрядчиков. Совсем мелкими субподрядами мы пренебрегаем, оставляем их выбор на откуп генподрядчика. Для любой субподрядной организации, претендующей на большой объем работ и денег, мы совместно с генподрядчиком проводим тендер. Но и тут мы все чаще и чаще возвращаемся к списку проверенных организаций. Раньше было больше экспериментов, по результатам которых появился список компаний, удовлетворивших нас в свое время в плане качества и цены, и среди них мы проводим тендер. Хотя не закрываем двери и для новых компаний.

 

Вся надежда на репутацию

 

Качество и срок сдачи – это трофей в борьбе застройщиков и подрядчиков. И появление СРО серьезно ситуацию не изменило, став пустой формальностью. Застройщики как и прежде не рассчитывают на юридическую чистоплотность фирм, а верят только деловой репутации и за проверенных подрядчиков держатся. 

- Довольны ли казанские застройщики качеством предоставляемых подрядчиками услуг?

- За качество приходится биться. Я думаю, что низкое качество - это общероссийская проблема. Складывается такая ситуация, что подрядчика приходится часто менять, пока не найдешь того, с которым комфортно работать - и как с профессионалом, и как с бизнес-партнером. И когда находишь такую компанию, то стараешься с ней не терять связь даже если ее услуги дороже остальных, поскольку знаешь, что эти специалисты сделают работу качественно, вовремя, и не будет каких-то сбоев и неприятных сюрпризов. Но в любом случае нам как застройщикам качество приходится контролировать жестко, потому что абсолютное большинство генподрядчиков не готовы осуществлять стопроцентный контроль самостоятельно.

На юридическую систему рассчитывать не приходится. Подрядчик, с которым ты работаешь многие годы, может многократно изменить юрлицо и в случае неудовлетворительного качества работ, в суде что-то доказать будет сложно. Поэтому  проверенная на практике репутация генподрядчика  столь же важна, как и юридически правильный договор с ним.

 

- Насколько появление СРО повлияло на качество предоставляемых услуг на строительном рынке?

- По моему мнению, никак не повлияло. Мы не почувствовали разницы. Дело в том, что раньше к нам приходил подрядчик, назовем его Иваном Ивановичем, который говорил, что работает на таких-то объектах, и показывал лицензию на этот вид деятельности. Сегодня приходит тот же Иван Иванович, рассказывает про те же объекты, только вместо лицензии показывает свой допуск СРО. По-моему, это ни позитивно, ни негативно не повлияло на рынок, на качество работы, на уровень услуг этой организации. Это те же самые люди, которые работали прежде.

 

- Какие еще проблемы, помимо качества, возникают в отношениях застройщика и генподрядчика?

- Сроки и перекрестное финансирование. Подрядчик получает финансы от нас на конкретную стройку, но при этом у него имеются какие-то «дыры» в своем бюджете, и он полученными от нас финансами перекрывает эти «дыры» на другом строительстве, и от этого потом страдает наш проект, прежде всего — по срокам сдачи. Существует также проблема несогласованности служб, задействованных в строительстве. Помимо девелопера, подрядчика, есть еще проектанты, различные государственные регулирующие органы. И для нас становится важной задачей сделать так, чтобы все эти стороны могли легко обмениваться информацией. Генподрядчик не всегда готов общаться с проектантом на постоянной основе: любой архитектор как творец и художник не терпит посягательства на свои интеллектуальные разработки. С другой стороны, любой генподрядчик стремится к упрощению технических решений, чтобы сделать работу быстрее и дешевле. И мы, застройщики, должны обязательно быть где-то между ними, чтобы процесс строительства шел максимально гладко.

 

 

Заклятая дружба

Несмотря на то, что застройщики испытывают постоянный дефицит в надежных подрядчиках (а это не только узкоспециализированные организации), не каждая компания решается на создание отдельных строительных подразделений.

- На рынке каких услуг подрядчиков много, а где – дефицит?

- Если мы говорим о специализированных субподрядчиках, которые занимаются отдельными  видами работ, то существуют специальности из хит-парада: много отделочников, многие занимаются электропроводкой, фасадами. Но и здесь есть дефицит подрядчиков, которые способны выполнить свою работу качественно. По моим наблюдениям, крайне трудно найти специалистов, которые хорошо сделают промышленный пол или сложную систему пожаротушения в каком-то индустриальном здании, где есть завышенные требования. Это высокоспециализированная и технически сложная работа. Почему-то у нас в России традиционно бывают сложности с кровлей. К сожалению, мы видим это как на государственных, так и на частных объектах — время от времени на всех объектах течет крыша. Мы, например, в прошлом году столкнулись с дефицитом хороших подрядчиков по монтажу быстровозводимых конструкций, но это, возможно, только наш личный опыт.

- В каких ситуациях строительной компании имеет смысл принять решение о создании собственной подрядной организации? 

- Если это происходит, то по понятной причине - в деятельности подрядной организации, как и любой другой коммерческой структуры должна быть прибыль, и естественно, что застройщик хочет взять на себя функции исполнителя работ, чтобы заработать дополнительные деньги. Ведь с годами по мере того, как рынок становится более зрелым, маржа на нем уменьшается. Ее становится недостаточно для аппетита застройщика, который привык к определенному уровню рентабельности проектов. Но собственную подрядную организацию имеет смысл создавать только в двух случаях. Во-первых, когда объемы строительства у девелопера постоянные и свою структуру в течение года можно использовать более-менее равномерно. Если организация мала и у нее есть только один-два проекта, то создавать команду, которая по полгода будет бездействовать или работать где-то на стороне — экономически не выгодно.

Во-вторых, создавать собственную генподрядную структуру  имеет смысл под один большой проект, который займет минимум 4 года. Например, компания застраивает микрорайон, и генподрядчика можно подготовить конкретно под эту работу.

- Как принято устанавливать отношения с подрядчиками? Насколько обоснованы разговоры об откатах в 60% и «кидалове» на строительном рынке?

- Мы не работаем по госзаказу, и наш бизнес понятный и прозрачный. Просто пересказывать слухи о том, какие откаты бывают на этом рынке, я не хочу. Что касается «кидалова», то бывает, что субподрядчик ведет себя нечестно по отношению к заказчику. Например, случается, что у застройщика горят сроки по строительству, все работы выполнены, кроме одного какого-то вида. Подрядчик говорит: «Да, я тебя подвел, но у меня сейчас нет денег, ты мне выплати 100%, я тебе за две недели все закончу». Как правило, в этой ситуации он деньги получает, но застройщик в итоге все равно вынужден нанимать кого-то другого, чтобы заканчивать работу за подрядчика. Это для нас является неприятной ситуацией. Потому что доделывать работу за кого-то люди не любят. Но тут не мошенничество, а, скорее, недобросовестность. Бывает, что и сам заказчик не платит подрядчику крайне долго, обещает, кормит завтраками. Однако заказчиков на рынке в целом меньше, чем подрядчиков, и слава о недобросовестных по рынку распространяется очень быстро. Поэтому заказчик, который не платит, становится сразу известен, люди его обходят стороной, относятся к нему с осторожностью, и если работают с ним, то не делают лишнего шага, пока этот шаг не будет оплачен.

 

СПРАВКА

Компания ООО «СтройГрад Каскад».

Крупные проекты компании в Казани - ЖК «Серебряный Каскад»;  дом №3 по ул. Айвазовского; АЖК «Золотой Каскад»; «Банк Татарстан Сбербанк России» по улице Бутлерова, 44; бизнес-центр «Пушкинский» и др. 

Самое читаемое
  • Новый закон — новые цены. Лечить зубы с 1 января 2021 года станет дорожеНовый закон — новые цены. Лечить зубы с 1 января 2021 года станет дороже
  • «Что в вас особенного?». Джефф Безос нанимает только тех, кто верно ответит на три вопроса«Что в вас особенного?». Джефф Безос нанимает только тех, кто верно ответит на три вопроса
  • Набиуллина призвала свернуть льготную ипотеку. Нужно избежать пузыря на рынке жильяНабиуллина призвала свернуть льготную ипотеку. Нужно избежать пузыря на рынке жилья
  • HeadHunter купил конкурента, сколько заработали на страховке от ковида. Главное 24 ноябряHeadHunter купил конкурента, сколько заработали на страховке от ковида. Главное 24 ноября
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.