Виталий Федоренков: «Я не хотел, чтобы «Талисман» стал кэптивной компанией»
Овозможной смене руководства страховой компании «Талисман» начали говорить еще в декабре 2007 г., когда г-н Федоренков заявил об уходе с поста президента Союза страховщиков РТ. В 2004 г. «Талисман»
Овозможной смене руководства страховой компании «Талисман» начали говорить еще в декабре 2007 г., когда г-н Федоренков заявил об уходе с поста президента Союза страховщиков РТ. В 2004 г. «Талисман» приобрел новых акционеров в лице компании «Эдельвейс Групп», после допэмиссии уставной капитал СК вырос в десятки раз. В результате доля акций г-на Федоренкова уменьшилась настолько, что он фактически превратился в наемного управляющего. По неофициальной версии, основателя «Талисмана» обвинили в растрате, получить достоверную информацию на этот счет не удалось — представители акционеров коментарии «ДК» не дали. И.о. гендиректора СК «Талисман» Ильгизяр Габдрахманов сообщил лишь, что Федоренков не уволился сам, а был отстранен от должности, но причины отставки не назвал. Сам Федоренков только намеками говорит о разногласиях с собственниками.
— Это неизбежно. Людям нужно найти обоснование того, что случилось. Ну не мог он просто так уйти, что-то грандиозное случилось! Мне один знакомый позвонил: «Говорят, ты украл 500 млн и находишься в федеральном розыске!». Я ответил, что если бы украл такие деньги, то, наверное, сейчас с Березовским где-нибудь коньяк хлестал (смеется).
— Не совсем так. В ноябре прошлого года я подал заявление о добровольной отставке, но оно не было принято. Теперь мое желание совпало с желанием акционеров, так что для меня это не было неожиданностью.
— Так получилось, что я никогда не работал под чьим-то непосредственным руководством. Всегда был «сам себе командир и начальник штаба». В последнее время было сложновато, приходилось что-то согласовывать, где-то подчиняться. Мой взгляд на стратегию развития компании отличается от мнения акционеров на этот счет. Я не думаю, что это нужно выносить на всеобщий суд, это внутренняя кухня. Противоречия вполне обычные: наемные менеджеры часто считают, что им мало платят, хотя работают они много и все делают правильно. У собственника противоположная точка зрения. Решаются эти вопросы по-разному: иногда договариваются, иногда принимают кадровые решения.
— Да, около того. С увеличением уставного капитала с 15 до 515 млн моя доля стала меньше 1%. С уходом я продал свою долю акций компании.
— Все успешные страховые компании — это части крупных финансово-промышленных групп (ФПГ), которые, прежде всего, обслуживают свой холдинг. Обслуживание сторонних клиентов — второстепенное направление. Кэптивные компании завязаны на нескольких крупных клиентах, потеря которых приведет к обвалу бизнеса. Они выполняют свои страховые и налогосберегающие функции. Чем больше страховщик зависит от ФПГ, тем меньше ее рыночная стоимость. Чем больше СК заключает сторонних договоров, тем более она зрелая. После того как в состав акционеров вошли структуры «Эдельвейс Групп», у «Талисмана» было только 5% сторонних клиентов — не самый лучший вариант для развития и оценки СК. Сегодня примерно половина сборов приходится на сторонних клиентов. Их доля за несколько лет выросла с 12 до 180 млн руб.
— Я не знаю. Если скажу, что будет хуже, клиенты могут уйти. Тогда акционеры скажут, что я их разогнал. «Талисман» должен развиваться и без меня. Поэтому говорить о будущем компании ничего не хочу, мой прогноз как специалиста может оказаться достаточно точным и повлиять на деятельность компании.
— Мое новое поприще связано со старым. Консалтинговый центр «Федоренков и партнеры» будет помогать страховым компаниям — брать на аутсорсинг оформление страховых событий, бухучет, представлять интересы СК в судах, аварийный комиссариат, аудит страховых компаний. Второе направление работы — помощь клиентам страховых компаний. Досудебное разрешение споров, агентские услуги компании.
— Квалифицированные кадры, которые есть сегодня на страховом рынке города, — юристы, бухгалтеры, урегулировщики страховых событий.
— Нет, мне бы хотелось, чтобы «Талисман» развивался без проблем. Страховые компании очень персонифицированы на руководителе и ведущих менеджерах. Поэтому если компания в одночасье лишается одного или нескольких топ-менеджеров, это может серьезно сказаться на работе.
— Нет, скорее, на федеральных. Сегодня в Казани зарегистрировано порядка 60 филиалов российских страховых компаний, часть работает с клиентами напрямую, через представительства. При этом только 20% сборов приходится на федералов, 80% собирают 20 региональных страховщиков. Это устойчивые доли рынка, но местным приходится понемногу тесниться. Филиалы должны представлять полный цикл обслуживания клиентов — от рекламы и заключения договора до урегулирования убытков, выплат и т.д. Но объем работы небольшой, в неделю может быть один убыток, поэтому невыгодно держать эксперта, а иногда и бухгалтерия своя не нужна. Аутсорсинг в этой области очень востребован.
— Есть сильные компании в отдельных направлениях: оценочный бизнес — «Арслан», аудит — «Аудэкс», юридические услуги — «Сергеева и партнеры». Но ни одна из фирм не объединяет в себе весь пакет услуг для страховщиков. Даже наличие сильных конкурентов не лишает надежды на развитие бизнеса, так как на профессиональные услуги всегда есть спрос. Сейчас время профессионалов, узких специалистов. Я очень широко обрисовал сферу деятельности фирмы: что-то пойдет, что-то нет. Время, когда можно было зарабатывать на чем угодно, прошло, сейчас побеждают те, кто долго совершенствовались в одном деле.
В 2004 годуу «Талисмана» было только 5% сторонних клиентов — не самый лучший вариант для развития и оценки страховой компании. Сегодня на них приходится примерно половина сборов.