Ю.Семенов, Тандем-Д: Не стал препятствовать развитию карьеры сыновей
Двое сыновей Юрия Семенова, гендиректора «Тандем-Д» начинали бизнес с ним, а когда пришло предложение из других компаний, где для них были лучшие перспективы карьерного роста, задерживать не стал.
Моим сыновьям 30 и 27 лет. Старший Антон, младший Денис. Оба успешные ребята, за которых не стыдно, с семьями и детьми. Именно так я и представлял будущее своих сыновей, к этому и стремился.
Сам я занимаюсь бизнесом волею судеб. Был и чиновником, и директором государственных предприятий. Думаю, дорогу в бизнес сыновья выбрали, глядя на меня. Дети, видя успех и самодостаточность родителей, ровняются по тому же уровню.
Оба начинали работать со мной на разных должностях с самых ранних лет. Я старался дать им посильную нагрузку, начинал с мелких поручений. Старший Антон начал трудиться и вовсе со школьных лет. Когда ему было 13, в компании по продаже аппаратуры «Ваш дом», которая была у меня до «Тандема», он был помощником продавца. В итоге сын вырос до управляющего торговым комплексом «Тандем». И вот теперь ушел строить карьеру дальше – в банк. Младший сын тоже долгое время работал со мной. Со студенчества помогал в бухгалтерии, окончив университет, вырос до полноценного специалиста и возглавил финансовый отдел в «Тандеме». Теперь он работает в девелоперской компании, с которой мы не конкурируем, но интересы, бывает, пересекаются.
Я считаю, что привлекать в бизнес родных – это очень правильно. Бывают вопросы, которые можно доверить только родному человеку: сыну, брату, дочери, ... А для молодых людей это полезно, поскольку они начинают дело под руководством опытных и доброжелательных менторов в виде родителей. Потом в жизни становится легче.
Но удерживать силой в своем бизнесе детей считаю неправильным. Уход сыновей из своего бизнеса я не инициировал, так получилось. Когда ко мне обратились со словами: есть хорошие вакансии для хороших специалистов, я рекомендовал своих сыновей.
Я лишился отличных сотрудников, и без них тяжелее. Многие вопросы, которые сыновья «закрывали», мне приходится решать самому. Но я понимаю важнее в какой-то момент дать детям свободно плавать. К тому же, думаю, в тех компаниях, куда ушли Антон и Денис, для них больше перспектив как для специалистов. В нашей компании они достигли карьерного «потолка». Все руководящие посты, на которые они могли бы претендовать, сейчас заняты другими специалистами, работой которых я доволен. Неправильно для детей освобождать места. Да и закалка будет лучше, и специалистами они станут более профессиональными, смогут отвечать за свое дело. Они и раньше-то за советом заходили лишь изредка, а сейчас и вовсе не обращаются. Совершенно самостоятельны.
Хотя «на вольных хлебах» им стало сложнее, нет защиты, заступничества, и никто не похлопочет. Думаю, со мной было спокойнее, но и во время совместной работы никаких поблажек я детям не давал, опекать не стремился, строил отношения как с рядовыми сотрудниками. Доставалось им даже больше, чем другим работникам. Я считаю, что важно выстраивать такие отношения. Ведь сделать так, чтобы дети при «больших родителях» не испортились и не развратились – это большая задача. В этом есть ответственность обоих родителей. Чтобы не оказать ребенку медвежью услугу, не нужно баловать и оберегать от всего, держать в оранжерейных условиях. Для нашей семьи правилом было воспитывать сыновей без излишеств, в определенной степени строго. Я всегда говорил детям, что деньги – это не главное, а главное – это работа, которая обогащает жизнь интересом. Для меня важнее всего было воспитать честных детей, чтобы не лукавили, отстаивали свою точку зрения, если считают ее верной, и были трудолюбивыми. Как итог воспитания – крепкая семья. Мои сыновья – отличные ребята. Оба женаты, у обоих есть дети. Теперь я дедушка с тремя внуками.