Закрывать ли российскую экономику в ответ на санкции: дайджест мнений
DK.RU собрал высказывания экономистов, политиков и бизнесменов в рамках Санкт-Петербургского экономического форума о выгодах и опасностях изоляции РФ от остального мира.
Полемика на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме (СПЭФ) относительно влияния санкций США и ЕС на российскую экономику вылилась в обсуждение вопроса: стоит ли властям РФ «вышибать клин клином» и провозглашать изоляционистский курс?
Питер Мандельсон, экс-министр торговли и промышленности Великобритании, бывший комиссар ЕС попытался акцентировать внимание на опасности добровольной изоляции РФ в условиях усиления санкций:
«Россия может решить свои экономические проблемы и повысить темпы роста не в изоляции. Это мой основной посыл. Есть разрыв между людьми, которые смотрят на внутренние ресурсы и видят в них надежду, и людьми, которые осознают, что Россия – часть глобальной экономики. Россия не может – и не должна – изолироваться от международных рынков торговли, капитала, труда. Политический кризис, разразившийся между Россией, Европой и США – серьезнее, чем он кажется, санкции - не временный каприз, и по мере ухудшения ситуации на Украине в ближайшие недели я настаиваю на прогнозе об углублении санкций».
По мнению лорда Мандельсона, Крым для России – пиррова победа, и хуже того – «экономический самострел».
Анатолию Чубайсу, председателю правления «УК «РОСНАНО» идея сознательной изоляции РФ со стороны ее властей не нравится:
«Есть вещи, которые для меня – за гранью разума. Звучащие предложения о прекращении экспорта золота [из РФ], о продаже облигаций стран НАТО, о переводе счетов в долларах из стран НАТО в нейтральные, о возвращении всех принадлежащих государству ценностей и драгметаллов в Россию – для меня из серии «назло бабушке отморожу уши». Бабушка-то расстроится, но мои уши мне дороже».
Г-н Чубайс заявил, что, по его мнению, в течение десяти лет Россия приближалась к передовым странам мира по уровню жизни, а в последние 2-3 года Россия от них отдаляется. И курс на сознательную изоляцию только ускорит отставание от развитого мира. Этот тренд для главы «РОСНАНО» - «катастрофический».
Сергей Глазьев, советник президента России, считает, что в России нет политических сил, которые выступали бы за явную изоляцию страны от Запада, но при этом большой беды от санкций не видит, скорее, наоборот:
«Пока слишком мало времени прошло для того, чтобы оценить масштаб того импульса, который российская экономика получает вследствие попыток Запада ее изолировать. Но в том, что этот импульс будет положительный, у меня никаких сомнений нет".
Позитивный эффект от возможной изоляции советник президента РФ видит в начинающемся импортозамещении, наращивании внутреннего кредита для развития экономики вместо иностранного, а также стимулов для деофшоризации.
Экс-министр РФ Алексей Кудрин, словно отвечая Сергею Глазьеву, иронически заметил, что если санкции подтолкнут Россию к развитию, то их надо было бы еще раньше наложить на себя. Известный экономист оценивает цену санкций в 1% ВВП:
"Рост будет меньше на 1%, чем мог бы быть, из-за санкций, снижения доверия к российской экономике. Негативное влияние санкций распространится на ближайшие 2-3 года. А если ситуация за это время не изменится, то Россия начнет отставать в развитии новых технологий, это потянет за собой новый шлейф экономических проблем. Нам нужны иностранные кредиты, технологии, в отдельных отраслях мы можем заместить импорт, но это не компенсирует потерь от выпадения из мировой интеграции».
Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев к вопросам о санкциях и изоляции уже привык:
«Во всех аудиториях постоянно касаются вопроса: «какой должен быть ответ на санкции?». С моей точки зрения, он должен быть исключительно экономический. Две вещи интересуют инвестора: возврат на капитал и низкие риски. Можем мы положить инвестору эти два обстоятельства? Если можем, это означает, что мы достойно отвечаем на любые политически мотивированные действия. Возврат на капитал – это в том числе управление издержками. В области издержек на инфраструктуру мы пошли на неординарную меру (это мера только одного года): замораживание тарифов для промышленных потребителей на газоснабжение, электросетевое хозяйство, ЖД-перевозки».
При этом, как подчеркнул министр, цена электроэнергии на оптовом рынке вовсе не заморожена, что, по его мнению, создает в 2014 г. «неплохие условия для инвестиций», которые и компенсируют ухудшение инвестклимата, вызванного санкциями.