Айдар Булатов, "Булатов Групп": Я помню, что такое дикий страх за свой проект
Айдар Булатов - автор проект "Фабрика предпринимательства", в рамках которого приобщает студентов к бизнесу, в т.ч. ресторанному. В разговоре с "ДК" он вспомнил, какие шишки сам набил, начиная бизнес.
Айдар Булатов, председатель совета директоров УК "Булатов Групп" говорит, что помнит период в жизни, когда стартапером испытывал дикий страх за свое дело. Сегодня его компания устойчива, и бизнесмен горит своим образовательным проектом.
1. Есть три пути стать успешным ресторатором: вырасти из профессии (бармена или повара), открыть ресторан «для себя» без задачи на этом разбогатеть. Третий - мой путь, я к ресторанному делу отношусь как к бизнесу – доходность и возвратность инвестиций здесь на первом месте. Но эта индустрия называется «гостеприимство», что мне как представителю гостеприимного татарского народа очень близко, и не получать от этого бизнеса чисто человеческих эмоций, радости от встречи гостей заведений, невозможно. Да и время сейчас такое: легкие деньги в бизнесе закончились, заработать их можно только в любимом деле.
2. С 21 года я преподаю в вузах, и мало кто понимает, для чего мне, успешному бизнесмену, это нужно. А для меня это призвание. Если человеку даны знания, навыки, это в первую очередь не дар, а обязанность. Бывает, что человек не использует свой талант. По мне так это расточительство, и сам я чувствую, что должен донести свои знания до большого числа людей.
3. Мы (акционеры бизнеса) выбираем директора, шеф-повара и главного бухгалтера – это те позиции, назначение которых в бизнесе нельзя упускать из-под контроля. А вот многие оперативные вопросы я делегирую и с каждым днем вникаю в них меньше и меньше. Администрирование уже существующих проектов – не моя сильная сторона. Я горю, когда работаю над запуском новых проектов.
4. Мы строим глобальную компанию – в течение трех лет планируем выйти на международный рынок, поэтому уходить от операционного контроля - естественно. Но выбор концепции ресторана – это не удел консультантов. Ты как собственник бизнеса должен ее пережить и пропустить через себя.
5. Моя фамилия в названии компании – это повышенные обязательства, ответственность за репутацию и поведение, а не удовлетворение тщеславия. Два месяца консалтеры думали над тем, как нам в рамках ребрендинга переназвать нашу компанию, и пришли с названием Bulatov group. Мы посмеялись: могли бы и не «ухнув» огромные деньги сами до этого дойти. Но в итоге согласились, что в бизнесе (а тогда у нас было и производственное направление), в котором многие продажи завязаны на личные связи, фамилия основного акционера может быть именем компании.
6. У меня нет жажды публичности, и сам по себе я довольно закрытый человек, но я понимаю, что эффективность проектов, которые я задумываю, во многом зависит от хорошего PR.
7. Роль лидера с каждым годом дается легче. Но на старте - а я в бизнесе с 18 лет – бывали моменты, когда я пытался до последнего оттянуть принятие решения.
8. Оскар Хартманн очень четко описал переживания стартапера – все время он ощущает дикий страх за свой проект. Сам Хартманн говорит: я просыпался в три часа ночи от страха и единственное, что я мог делать – ехать на работу. Я тоже помню, как из-за десятков нерешенных вопросов не могу думать ни о чем, кроме рисков. Способность нести эти риски отличает бизнесмена от наемного работника. Сейчас я проще воспринимаю ошибки и понимаю, как много вынес из них – гораздо больше, чем из успехов.
9. Кризис 2008 г. преподнес мне урок – не все что я делаю, будет приносить мне молниеносный успех. И сегодня наша команда готова к рецессии.
10. Дональд Трамп рассказывал, что один из проектов, задуманный им на три года, реализовывал 15 лет. Его не остановили первые трудности, а большинство отказов от предпринимательской деятельности случаются на первом же препятствии: человек сделал вывод, что "бизнес - это не его", хотя даже не успел понять, почему у него не получилось.
Читайте также:
Как ресторанная Казань чувствует себя после Универсиады, или Кто кормит столицу?
Адель Ягудин, кофейни coffee CAVA: Рынок общепита после Универсиады пришел в упадок
Сергей Тулисов, «Приют холостяка»: Зачем давать официантам неограниченные полномочия